РОССИЯ И МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА, исторически сложившееся взаимодействие Русского государства и его культуры с государствами и культурами соседних мусульманских стран, а также мусульманскими народами. проживающими на российской территории. Из-за своего евразийского географического положения (см. евразийство) отношение к мусульманской культуре России и западноевропейских стран различается коренным образом. Первое издание «Западно-восточного дивана» Гете (1819), произведения, которое знакомило европейцев с именами корифеев средневековой восточной классики – Хафиза, Фирдауси, Низами, Саади, Руми, Аттара, – не было распродано еще и перед I мировой войной. Книга Э. Фицджеральда «Рубайат Омара Хайяма» (1859), благодаря которой, по общему мнению, творчество этого поэта XI в. стало всемирно известно и возродило интерес к нему на родине, много лет пролежала в книжной лавке издателя и книгопродавца, не заинтересовав ни одного покупателя. В европейских странах некоторый интерес к восточной культуре начал распространяться лишь с 1860-х. Для России же мусульманская культура была не только культурой ближайших соседей, это была культура части населения страны. Ислам в истории и культуре России играл и продолжает играть значительную роль. В самой России ислам является второй по численности религией, значительное число мусульман (данные разняться, так как национальная принадлежность никогда не соответствовала религиозной) довольно компактно расселены в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Северном Кавказе. Первые контакты русичей с мусульманами восходят к VIII–IX вв. Они носили характер и культурно-экономического взаимодействия, и военного противоборства. Хазары, исповедующие ислам, половцы, булгары были первыми народами, с помощью которых Древняя Русь узнала мир ислама. Есть основания считать, что восточные славяне уже в начале VIII в. знали арабов. Об этом говорят и многочисленные клады арабских серебряных монет в районе Днепра, и свидетельства о славянских купцах «аррус», которые возили свои товары к Черному и Каспийскому морям. После падения в X в. Хазарского каганата практически все Поволжье стало мусульманским вследствие хорезмийской оккупации. В ходе татаро-монгольских завоеваний (1237–1240) Владимиро-Суздальская и отчасти Киевская Русь были включены в сферу влияния Монгольской империи, а после ее распада – Золотой Орды. В 1256, через 16 лет после похода на Русь, на ханский трон в Золотой Орде воссел первый мусульманин – Берке. Окончательно ислам восторжествовал в Орде в 1312, когда хан Узбек обратил всех своих подданных в мусульманство. С этих пор между «православной Русью» и Ордой складывается определенный культурный симбиоз. Русь, оставаясь вассалом Орды, сохраняла религиозную самостоятельность. Более того, многие знатные монголо-татары, не желавшие принять ислам, перебирались на Русь и становились основателями будущих знатных родов. Так, в 1329 на службу к великому московскому князю Ивану Калите прибыл мурза Чета, дальним потомком которого через 200 лет был, по преданию, Борис Годунов. В Москве мусульмане-татары селились с нач. XV в. Число их возрастало, для них в Москве строились специальные слободы: на Сретенке, Мещанке, в Кукуй-городе, Марьиной роще. Главная татарская слобода находилась в Замоскворечье, где сегодня вновь действует историческая мечеть. В 1480 Золотая Орда окончательно распалась. Однако Русь, обретя независимость, оставалась в окружении мусульманских государств. Соотношение сил принципиально меняется с завоеванием в XVI в. Казанского, Астраханского, Сибирского ханств. С этой поры отношения Руси, впоследствии России, с мусульманским Востоком складываются в основном в военно-дипломатическом плане: русско-турецкие, русско-иранские, русско-кавказские войны – это вехи расширения России и вехи новых контактов с миром ислама, вехи, которые ставили перед Россией вопрос о русской культуры с миром Востока. Лит.: Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М., 1992; Хрестоматия по исламу. – М., 1994; , Синенко С. Мусульманское духовное собрание. Уфа, 2008.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочникКультура народов БашкортостанарусскиеРОССИЯ И МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА, исторически сложившееся взаимодействие Русского государства и его культуры с государствами и культурами соседних мусульманских стран, а также мусульманскими народами. проживающими на российской территории. Из-за своего евразийского географического положения (см. евразийство) отношение к мусульманской культуре России и западноевропейских стран различается коренным образом. Первое издание «Западно-восточного дивана»...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл