695564-240x300 НУРМУХАМЕТОВ Рашид Мухамедбареевич Культура народов Башкортостана Фигуры и лица НУРМУХАМЕТОВ Рашид Мухамедбареевич (1925–1986), башкирский художник. Окончил Художественный институт им. В. Сурикова. Живописец. Народный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств БАССР. Основные работы: «В степях Башкирии», «За самоваром», «Доярка Рыскулова», «Жертвы шариата». Нурмухаметов – автор большого числа портретов деятелей литературы и искусства республики. Герои его полотен – С. Агиш, 3. Исмагилов, М. Якубов, М. Карим, В. Гизатуллина, 3. Насретдинова (все хранятся в художественном музее им. М.В. Нестерова) и др.

636337 НУРМУХАМЕТОВ Рашид Мухамедбареевич Культура народов Башкортостана Фигуры и лица

За самоваром. Холст. Масло. 1961.

Лит.: Голованов Н. Р. Нурмухаметов. -Л., 1972. Нурмухаметов Р М «Жертвы шариата».

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

ДОПОЛНЕНИЕ

Рашит Нурмухаметов был таким художником, для которого конкретный факт, живой материал становился главным, исходным мотивом. В основе каждой его картины лежал увиденный сюжет. Это могло касаться как картинного многофигурного холста, так и пейзажа.

В этом смысле сюжет, литературный рассказ значил для Рашита очень много —  в рассказе об определенных людях, об определенном событии, природе он видел свое художническое предназначение. И хотя картины могли называться «Легенда о батыре» или «В нефтяном крае» и т. д., они были очень конкретны; в их основе были писанные с конкретных людей портреты, наблюдения за ними, за их поведением в обычной жизни. Полное отсутствие фальши отличает работы художника.

Рашит очень любил жизнь. Оптимизм был его натурой. Энергичный, легкий на подъем, большой и сильный, казалось, ему многое было по плечу. И картины его показывали сильных людей, сильные характеры, значительные события, вселяли оптимизм. Любил писать красивые лица, сам был красив.

Он был хорошо образован. Прекрасные художники Александр Эрастович Тюлькин и Порфирий Маркович Лебедев — его уфимские учителя. А в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова его педагогами стали оченьизвестные в советском искусстве живописцы Владимир Григорьевич Цыплаков и Василий Прокофьевич Ефанов.

Во время каникул Рашит уезжал то на нефтяные промыслы, то в какие-то колхозы, в маленькие городки — наблюдать, делать зарисовки, эскизы. А если оставался в Уфе, то все каникулы отдавал общению с людьми искусства. Именно в студенческие годы он написал свои первые крупные картины: «Портрет писателя С. Агиша» (1953), «Портрет балерины Зайтуны Насретдиновой» (1955). Во время первой декады башкирской культуры в Москве (1955) на выставкеизобразительного искусства БАССР эти портреты достойно представляли нашу живопись в числе других работ.

У Нурмухаметова есть портреты, среди которых можно обнаружить и пафосные образы (портрет М. Карима «Я россиянин»), и более «земные» и поэтические. Лучшие из них, на мой взгляд, «Портрет заслуженного врача РСФСР В. А. Гизатуллина» и «Скульптор М. Якубов».

Обе работы написаны в 1967 году. Портреты довольно далеки от натуры в  смысле точного сходства. Автор стремился укрупнить образы, придать чертам лиц больше значительности и даже героики. По задаче художника, Гизатуллин — не просто врач, а символ, характер определенного свойства. Отсюда и намеренное увеличение форм фигуры, лица, и приближение всей композиции к самому краю горизонтальной рамы, и резкие, контрастные цвета ярких синих и белых красок.

То же решение в образе Мансура Якубова, талантливого скульптора, керамиста, умершего очень молодым. В жизни Мансур был невысокого роста, худенький, очень подвижный, улыбчивый. Он никогда не мнил себя каким-то маэстро, хотя на самом деле был примером трудолюбия, таланта, знаний профессии. Идя от натуры, портретного сходства, Нурмухаметов создал свой образ — значительного человека, личности, чья духовность ощущается во всем: лице, взгляде, фигуре.

Важной для Нурмухаметова темой была тема так называемого «простого человека», где герои — плотники, бурильщики и просто хорошие и добрые люди представляют собой, по мысли автора, лицо народа,  повседневную жизнь тружеников, населяющих республику. Из этого ряда — «Доярка Рыскулова» (1964), «За самоваром» (1961), «Чабан Давлетов» (1965), «Карим-бабай» (1967), портрет «Бурильщик Гафур» (1959).

За самоваром. Холст. Масло. 1961.

В 60-е годы прошлого столетия в нашем искусстве определилось главное свойство — интерес к людям труда, потребность романтизации их характеров. Герой будней стал главным. Если объяснять феномен творчества Нурмухаметова, то подобный подход — это один ряд с лучшими мастерами искусства тех лет, от А. Лактионова до В. Попкова. Энергичный жест, усиленность силуэта, преувеличение в масштабе, резкость в обрисовке ситуаций и характеров — таковы внешние признаки живописи 60–70-х годов. Это явление назвали «суровым стилем», более всего, по меркам эстетики того времени, отражающим героизацию народных характеров.

В творчестве Рашита Нурмухаметова поиски идеального образа человека труда также прошли через «суровый стиль».

Картины «Будни Крайнего Севера» (1972–1974), «Первопроходец Заполярья» (1974) и другие вполне точно отвечают многим его особенностям. Лучшая из подобных его работ — «В нефтяном крае» (1969).

Картина очень похожа на кинокадр. «Кадровка», фризовая композиция, нарочитое приближение героев к зрителю, так, что герои будто из-за своей великости не умещаются в плоскость холста, — все это приемы «сурового стиля», диктующего особый живописный и композиционный язык. Преувеличенность размеров фигур, огромность элементов пейзажа дают мотив, усиливают тему героики труда и трудящегося.

В подобных произведениях Рашит Мухаметбареевич был очень искренним, писал то, во что верил. А верил он, что завтра будет лучше, чем сегодня; для этого он и его герои живут и работают.

Глубокий интерес художника к своему народу, его обычаям, прошлому является еще одним важнейшим моментом его творчества.

В 1926 году по документальным материалам и рассказам очевидцев Мажитом Гафури была написана печальная повесть о чистой любви и черной ненависти — «Черноликие».

А Нурмухаметов в 1969 году написал по мотивам этой повести одну из самых известных своих картин «Черноликие». Он писал ее десять лет. Картина подробно и четко определила накал страстей: герои — только хорошие, антигерои — только плохие. Нарушение религиозных догм, особенно в деревне начала века, где свои законы, свои порядки и понятия, было страшным преступлением.

Традиционная форма решения исторической картины в «суриковском» ключе (В. И. Суриков был богом для Рашита) дает возможность подробно рассмотреть стоящих в центре картины гонимых и окружающую их толпу. Очень удобная композиция — вся поддается зрительскому глазу: центр и полукруг. Роскошная живопись — буквально утопаешь в синих, бордово красных, сине-зеленых, зелено-черных цветах картины. За красоту живописи, значительность образов в том же 1969 году Рашит Мухаметбареевич был удостоен звания лауреата Государственной премии БАССР им. С. Юлаева.

Как и в творчестве, энергичный Рашит Нурмухаметов и в общественной жизни оставил глубокий след. Именно он был инициатором создания художественного факультета в молодом Уфимском институте искусств (сейчас академии). Его первые ученики — И. Бикбулатов, Р. Зайнетдинов, Р. Харисов, Р. Абдуллин, Г. Калитов, У. Мухаметшин.

Как председатель Союза художников Башкирии (1970–1980) Р. М. Нурмухаметов много сделал для продвижения новых имен, организации выставок, обсуждений, дискуссий. Он никогда не мучился вопросом о своем месте, не преувеличивал собственную значимость, его простой натуре были не свойственны праздные размышления. С его уходом в 1986 году мы лишились одного из своих самых светлых художников.

Источник

printfriendly-pdf-email-button-notext НУРМУХАМЕТОВ Рашид Мухамедбареевич Культура народов Башкортостана Фигуры и лица
КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочникКультура народов БашкортостанаФигуры и лицаНУРМУХАМЕТОВ Рашид Мухамедбареевич (1925–1986), башкирский художник. Окончил Художественный институт им. В. Сурикова. Живописец. Народный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств БАССР. Основные работы: «В степях Башкирии», «За самоваром», «Доярка Рыскулова», «Жертвы шариата». Нурмухаметов – автор большого числа портретов деятелей литературы и искусства республики. Герои его полотен – С. Агиш, 3....cropped-skrin-1-jpg НУРМУХАМЕТОВ Рашид Мухамедбареевич Культура народов Башкортостана Фигуры и лица