НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич

photo-nesterov2 НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич БАШКИРИЯ Фигуры и лица

НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862–1942), живописец, один из основоположников «серебряного века» в русском изобразительном искусстве Уроженец Уфы. Нестеров учился сначала в уфимской гимназии, затем в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, работал по всей России, но на протяжении жизни постоянно возвращался в Уфу, работая здесь над многими программными полотнами Им расписаны стены и потолки уфимской Сергиевской церкви, в Уфе написаны многие нестеровские портреты, пейзажи и жанровые картины «Нестеровские березки», «нестеровский пейзаж», «нестеровскоелицо», «нестеровское настроение» – сегодня это понятия российской культуры, представления об особенном поэтическом взгляде художника на русскую жизнь. Первоначально находился под влиянием жанровой школы художника Перова. Первым большим полотном Нестерова стала реалистическая картина, изображающая пьяного чиновника и карикатурных купцов в духе «перовской» школы. Но «критический жанр» был не для Нестерова, интерес к русской старине, своеобразное ее понимание проявилось уже в первой большой картине «До Государя челобитчик». Смерть молодой жены Маши, о знакомстве с которой Нестеров трогательно рассказывает в своих воспоминаниях «Давние дни», углубила интерес художника к религиозным началам жизни. Его картина «Христова невеста» навеяна образом потерянной любимой женщины. Это полотно выделило молодого Нестерова среди других, а следующие за этим картины «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею», написанные в Уфе, заявили о рождении значительного и яркого художника.

mikhail_nesterov_54545 НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич БАШКИРИЯ Фигуры и лица

Новым настроением веяло от сгорбленного старца-пустынника, бредущего по берегу озера в тонком утреннем тумане. Насыщено духовным горением полотно «Видение отроку Варфоломею», где на фоне лесов и полей перед мальчиком появляется святой в одежде схимника, а в пейзаже легко узнаются родные наши места – природа и окрестности реки Демы. В 1890-е художник работал над полотнами «Юность Сергия», «Труды преподобного Сергия», «Под благовест», «Чудо», «Великий постриг», «В горах», занимался росписью Владимирского киевского собора. В нач. XX в. он писал иконы для Марфо-Мариинской обители в Москве, расписывал храмы в Санкт-Петербурге и на юге России. Из произведений этого времени наиболее значительны его картины «Святая Русь», «Путь к Христу». Работая на юге России и в российских столицах, Нестеров постоянно приезжает к своим уфимским родственникам – матери, отцу, сестре. Приезжает не просто гостить, а серьезно работать: здесь были написаны известные пейзажи «Родина Аксакова», «На Урале», «Река Белая», «На реке Белой» и др. В 1913 Нестеров подарил родному городу значительную часть своих картин и полотен других художников. Этим было положено начало художественному музею, открытому в 1920 и названному Пролетарским. В 1920–1930-е Нестеров написал большую серию портретов деятелей литературы и искусства, портреты братьев Кориных, В.И. Мухиной, С.С. Юдина, И.Д. Шадра и др. Вплоть до своей смерти в 1942 Нестеров заботился о пополнении музейной коллекции. В 1954 музею было присвоено имя М.В. Нестерова. Лит.: Никонова И. М.В. Нестеров. – М., 1984; М.В. Нестеров. Каталог. — Уфа, 1984.

Читайте также:  Ткачиха Дуся Виноградова

См. подробнее очерк «ХУДОЖНИК МИХАИЛ НЕСТЕРОВ«

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 7 =

Next Post

НЕОЛИТ

Вт Ноя 27 , 2012
НЕОЛИТ (от греч. neos – «новый» и lithos – «камень»), эпоха с VI до сер. III тыс. до н.э., последний этап каменного века. От предшествующей […]