36737784222

МЕЧЕТЬ, (араб, «маc джид» – «место поклонения» или «место, где простираются ниц»). Первая мечеть (масджид) была построена вскоре после переселения Мухаммада и его общины из Мекки в Медину, в предместье Куба. Она представляла собой простой двор квадратной формы с навесом вдоль стен, в котором последователи Пророка собирались на общую молитву. Имамом выступал сам Мухаммад. В 623 году рядом с домом Пророка в Медине была воздвигнута еще одна мечеть, ориентированная на Каабу. В перестроенном виде она существует до сих пор и является местом поклонения многочисленных паломников. В ней находится усыпальница Мухаммада.

Характерный облик мечети сложился к концу VIII века. К основному зданию примыкает минарет, с которого муэдзин (муаззин) призывает верующих на молитву. Существуют два ос­новных типа минаретов – круглые и прямоугольные в се­чении. Над центральным залом, по оси киблы, обычно воз­водится купол. Обязательным является наличие водоема для ритуального омовения. В одной из стен мечети делают михраб – нишу, обозначающую направление на Мекку. Справа от михраба ставится минбар – кафедра для пропо­ведника.

В мечети запрещены какие бы то ни было изображения живых существ и других объектов возможного поклонения. Считается, что живые существа, которых изображает худож­ник, накануне Страшного суда, сойдут с картин и будут тре­бовать свои души, но он не сможет выполнить их требова­ний, а потому обречен гореть в адском пламени. (Двоюрод­ный брат Пророка Абдаллах ибн Аббас говорил: «Можно рисовать живых существ, но лиши их головы, дабы не похо­дили они на живых, или старайся, чтобы они напоминали цветы».)

Территории мечетей нередко использовалась для реше­ния светских или юридических вопросов на основании религиозных установлений. В знаменитой каирской мечети ал-Азхар разбирались судебные дела, затем при ней было откры­то медресе, ставшее первым мусульманским университетом. Правители или наместники часто хранили в мечетях казну. В исламе отсутствует представление о святости храмового здания, нет и обряда его освящения, поэтому использование заброшенной мечети для светских нужд не считается кощун­ством.

Три мечети почитаются как священные: мечеть ал-Харам в Мекке, мечеть Пророка в Медине и мечеть ал-Акса на горе Мориа в Иерусалиме. Все остальные подразделяются на две категории: большие соборные и небольшие квартальные (во дворцах и богатых домах, при медресе, в гостиницах, аэропор­тах и на вокзалах и т. п.).

Современная мечеть представляет собой крытое здание с куполом или со сводами, опирающимися на колонны. По ее углам с внешней стороны над крышей воздвигаются минареты – башни, с которых муэдзин призывает верующих на молитву. Внутри здания находится зал для молитвы, иногда с балконом. В одной из стен имеется ниша, михраб, указывающая направление в сторону Мекки. В эту нишу обычно кладут Коран, другие священные книги и молитвенники. С правой стороны от ниши находится кафедра, мимбар, с которой читаются проповеди. Некоторые мечети имеют открытый или снабженный навесом двор с колодцами или бассейном для совершения ритуала омовения.

Внутреннее убранство мечети по сравнению с православными или католическими храмами, как правило, очень простое. В ней нет мебели, дорогой утвари, музыкальных инструментов, так как ислам не допускает никакого музыкального или хорового сопровождения богослужения (хотя дух модернизма вносит свои коррективы: в передачах некоторых зарубежных радиостанций чтение-пение Корана поручается известным певцам, некоторые аяты положены на музыку и т.п.). Пол застлан коврами, а стены и потолки украшены орнаментом или расписаны изречениями из Корана.

Первые литературные источники, в которых упоминается о развитии культового мусульманского зодчества в крае, относятся к XVIII в. Н.П. Рычков писал, что, проезжая по Оренбургской и Казанской губерниям, он видел почти в каждом селе молитвенный храм. Подавляющее большинство молитвенных зданий представляли собой пятистенки. Почти все мечети в крае были деревянными – из сосны, дуба или лиственницы. Сооружались они на средства населения народными мастерами, становились архитектурным центром башкирских и татарских деревень. Основными критериями красоты мечетей считалось удобство внутренней планировки, масштабность, высота и стройность минарета. Значительное влияние на архитектуру мусульманских культовых сооружений оказало русское деревянное зодчество. Оно проявляется в тождестве общего плана здания (пятистенок), сходном решении основных конструкций, одинаковой посадке минаретов мечетей и глав церквей прямо на конек двускатной крыши и т.п. Первые мечети появились в Уфе в 1 -и пол. XIX в.

Лит.: Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917–1994. – Уфа, 1994; Калимуллин Б.Г. Башкирское народное творчество. – Уфа, 1978.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочникИсламКультура народов БашкортостанаМЕЧЕТЬ, (араб, «маc джид» – «место поклонения» или «место, где простираются ниц»). Первая мечеть (масджид) была построена вскоре после переселения Мухаммада и его общины из Мекки в Медину, в предместье Куба. Она представляла собой простой двор квадратной формы с навесом вдоль стен, в котором последователи Пророка собирались на общую...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл