КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР И ПЕРИФЕРИЯ, понятия, определяющие специфику развития культур в зависимости от места размещения – приближенности или удаленности от культурных очагов. Культурные центры притягивают к себе творческих людей, в них они получают возможность самореализоваться как личности. Вбирая в себя лучшее, что есть на периферии, культурные центры живут и развиваются за счет талантов. Таланты обладают центростремительной силой, их свойство – стремиться к концентрации и взаимному общению. Там, где интенсивно развивается духовная жизнь, где есть значительные художественные традиции, мастера и специалисты, системы обучения и сама творческая атмосфера. С понятиями культурных центров и периферии связаны и особенности развития национальных культур народов, проживающих в нашей республике. Они очень существенны для оценки явлений литературы и искусства представителями различных этносов. Так, Республиканский русский драматический театр является для русских зрителей (даже вне зависимости от художественного уровня театральных постановок, только по месторасположению театра) периферийным, одним из многих театров, расположенных в центральных городах областей и республик РФ. Соответственно он оценивается зрителями и самими исполнителями, соответственно устанавливаются критерии художественности, планируется репертуар театра и т.п. Для башкир Башкирский академический театр драмы является центральным, столичным, именно на его сцене и ни на какой другой башкирская драматургия экспериментирует, растет, раскрывает свой художественный потенциал. Культурный центр башкир – Уфа, столица Башкирии. Но для татар центр развития татарской культуры – прежде всего Казань, а Уфа в этом смысле – культурный центр иного уровня, иного порядка, несмотря на высокую численность и культурный уровень татарского населения РБ. Соответственно для чувашей, мордвы, марийцев центрами развития их национальных культур являются столицы Чувашии, Мордовии, Марий-Эл. Для русских такие центры – Москва и Санкт-Петербург, помимо этого есть исторически сложившиеся региональные культурные центры – Нижний Новгород, Саратов, Вологда («Северные Афины»), Екатеринбург, Томск, Новосибирск и др. Москва и Санкт-Петербург одновременно являются культурными центрами для всех народов РФ, иначе говоря, центрами российской культуры. Как правило, региональные культурные центры возникали в городах с развитой торговлей, промышленностью, в крупных административных центрах. Уфа в прошлом была относительно бедным дворянским городом. В отличие, например, от купеческой Казани, ее финансовый потенциал был достаточно скромен, что ограничивало возможности культурного развития. Развитие нефтехимии дало республике финансовую основу для масштабного культурного строительства. Уфа, в силу своего месторасположения (граница Европы и Азии), национального многообразия, многоязычия, обладает потенциальной возможностью стать для России одним из центров евразийской культуры – культуры, соединяющей европейские и восточные традиции.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

printfriendly-pdf-email-button-notext КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР И ПЕРИФЕРИЯ Культура народов Башкортостана
КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочникКультура народов БашкортостанакультураКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР И ПЕРИФЕРИЯ, понятия, определяющие специфику развития культур в зависимости от места размещения – приближенности или удаленности от культурных очагов. Культурные центры притягивают к себе творческих людей, в них они получают возможность самореализоваться как личности. Вбирая в себя лучшее, что есть на периферии, культурные центры живут и развиваются...cropped-skrin-1-jpg КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР И ПЕРИФЕРИЯ Культура народов Башкортостана