ДЖАДИДИЗМ или джадизм (от «джадид» – «новый»), реформаторское движение в области школьного образования среди тюркских народов. Иначе говоря, это обновленцы. Движение возникло во 2-й пол. XIX в. Формально связано с введением в медресе и мектебах обучения по «звуковому методу». К 80-м оформилось в мощное общественное и культурное движение просветительского характера. Основными установками являлись: замена религиозных школ светскими, развитие культуры, изучение современных наук, издание газет и журналов на национальных языках. Идеологами движения были национальные просветители Р. Фахретдинов, X. Усманов, Д. Абзгильдин, 3. Расулев и др. Лит.: Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. – М., 1994.

 

В качестве дополнения см. статью: Краткая литературная энциклопедия — ДЖАДИДИ́ЗМ (от араб. слова «джадид» — новый) — бурж.-либеральное, националистич. движение, возникшее в последней четв. 19 в. у татар Крыма и Поволжья, в Башкирии, позднее — в Азербайджане, в Ср. Азии. Движение возникло как форма борьбы за новые методы обучения («усули джадид»), против консерваторов («кадимистов»), державшихся за старые методы преподавания в религ. школах. В ранний период Д. у татар в Поволжье и в Азербайджане носил прогрессивный, просветит. характер. В школах джадидов преподавание было организовано по европ. образцу, изучались, кроме религ. предметов, родной язык, лит-ра, арифметика, география и др. Они требовали переустройства быта и культуры, что вызывало упорное сопротивление консерваторов, в особенности реакц. мусульм. духовенства. Кадимисты уничтожали школьное оборудование в новых школах, организовывали фанатиков и невежд, избивавших учителей (муаллимов) и сжигавших новые учебники. Д. постепенно принял широкий обществ.-культурный и просветит. характер. Наиболее прогрессивная часть тат., башк. и азерб. писателей принимала деятельное участие в движении Д. Тат. писатель Муса Акджигитов в сатирич. повести «Хисаметдин менла» (1886) резко критиковал кадимистов и противопоставлял им образы новых людей. Азерб. сатирик Сабир со свойственным ему сарказмом клеймил невежество консерваторов, защищая джадидов. Героями мн. драм, рассказов становятся просвещенные джадиды; в тат. лит-ре: драма Г. Ильяси «Несчастная девушка» (1887), повесть Ризы Фахрутдинова «Асма» (1903), рассказ Закира Хади «Счастливая девушка» (1904) и др.; в азерб. лит-ре — творчество Сабира и др. Однако стремление подчинить нац.-освободит. движение классовым интересам буржуазии привело к тому, что Д. все больше отступал от просветит. тенденций 19 в. и в дальнейшем оформился как бурж.-националистич. реакция на революцию 1905—07, на революц. выступления передовых слоев трудящихся вост. национальностей России. Таким с самого начала был Д. в Ср. Азии, возникший в 1905—07.
Однако и здесь, особенно в Бухарском и Хивинском ханствах, джадидами называли обычно всех просвещенных людей, учителей, ратовавших за образование, за культуру и жестоко преследовавшихся бухарским эмиром. Джадидские лидеры (Мунаввар Кары, Бехбуди, Фитрат в Ср. Азии, Измаил-бек Гаспринский в Крыму, и др.) выступили с проповедью пантюркизма, резко отрицат. отношения к революции и к социализму, приспосабливались к царизму, отвлекали массы от революц. борьбы лозунгами половинчатых реформ в интересах местной торговой буржуазии и тактикой националистич. самоизоляции от всероссийской борьбы трудящихся масс против самодержавия. Иногда Д. прикрывал свою бурж.-националистич. сущность социальной демагогией, не идущей дальше призывов к благотворительности по отношению к неимущим «братьям-мусульманам». Разночинная демократич. интеллигенция распознала подлинное лицо Д.; мн. писатели (Г. Камал, Ф. Амирхан в Татарии и др.) в своих произв. поднимали социальные проблемы, разоблачали бурж. деятелей. Передовая интеллигенция (Г. Тукай в Татарии, М. Гафури в Башкирии, Мамедкулизаде в своем журн. «Молла Насреддин» в Азербайджане и др.) вела упорную борьбу против националистов, против царизма, пропагандировала идею дружбы народов.
После Октябрьской революции Д. полностью себя разоблачил, перейдя на службу контрреволюции. От него отошли не только мн. рядовые его сторонники, но и нек-рые видные деятели, к-рые раньше видели в Д. продолжение просветит. линии, порвали с этим течением. Они были (по выражению С. Айни) «вызволены партией из болота джадидизма». В огне гражд. войны, в практич. работе по сов. строительству, в борьбе против бурж. националистов, в т. ч. и против Д., как идеологии, они закалились, стали строителями новой, социалистич. культуры. Вехи возникновения, развития и спада движения весьма условны. Оно привлекло к себе многих интеллигентов, перешедших к активному участию в сов. строительстве в 20-е гг., а с другой стороны, тех, к-рые примкнули позднее к прямой контрреволюции и эмигрировали за границу. Осн. органами Д. были: газ. «Терджиман» («Переводчик»), изд. с 1883 И. Гаспринским в Крыму на тат. яз.; газ. «Фюзат» — в Азербайджане; многочисл. газеты на узб. яз. (сильно туркизированном), с 1906 по 1916 сменявшие одна другую: «Таракки» («Прогресс»), «Хуршид» («Солнце»), «Шухрат» («Слава»), «Осиё» и др.; на тадж. яз.: «Бухорои шариф» («Благородная Бухара»), «Самарканд» и журн. «Ойна» («Зерцало»). Пресса в наибольшей мере отражала политич. линию Д. В то же время положительным явлением следует признать публикацию в ней переводов классич. рус. лит-ры (соч. Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др.) и нек-рых статей просветит. характера. Много было выпущено учебников и учебных пособий, к-рые иногда являлись единственными книгами на узб., тадж. и тат. языках, сообщавшими сведения из области точных наук, мировой и рус. лит-ры.
Лит.: Гафуров Б. Г., История тадж. народа, 3 изд., т. 1, М., 1955; Алимджан Х., О лит. творчестве Фитрата, «Лит. Узбекистан», 1936, № 5—6, с. 110—19; Брагинский И. С., Очерки из истории тадж. лит-ры, [Душанбе], 1956, с. 376; Пясковский А. В., Революция 1905—07 гг. в Туркестане, М., 1958; Раджабов З., Из истории общественно-политич. мысли тадж. народа во второй пол. XIX и в нач. XX вв., [Душанбе], 1957, с. 383; Ибрагимов Г., Татары в революции 1905 г., Каз., 1926; Фасеев К., Из истории тат. передовой обществ. мысли (Вторая пол. XIX — нач. XX в.), Каз., 1955; Гайнуллин М., Татар әдәбияты. XIX йøз, Казан, 1957.
И. С. Брагинский, М. Х. Гайнуллин.

 

Советская историческая энциклопедия — Джадидизм (араб. усул-и-джадид — новый метод) — бурж.-либеральное, националистич. движение, зародившееся в 80-х гг. 19 в. среди тат. буржуазии. Первоначально — это узкое, культурнич. движение за реформу старой системы мусульм. образования, за необходимость европ. образования для мусульман. В новометодных школах детей обучали по новому для мусульман звуковому методу. Основоположником, активным пропагандистом Д. был крымский татарин мурзак (потомств. дворянин) и крупный землевладелец И. Гаспринский, издававший в Бахчисарае в 1883-1914 тат. бурж.-националистич. газету «Тарджиман» («Переводчик»). В Ср. Азии в период революции 1905-07 и в последующие годы Д. перешагнул первонач. культурнич. рамки и приобрел ярко выраженную окраску бурж.-либерального, контрреволюц.- националистич. политич. движения и идеологич. течения. Социальной базой Д. были преимущественно бурж. слои населения Ср. Азии и часть нац. интеллигенции. Попытки джадидов увлечь массы националистич. лозунгами не увенчались успехом. В период революции 1905-07 трудящиеся Ср. Азии пошли не за нац. буржуазией, а за рус. рабочим классом. Туркестанские, бухарские и хивинские джадиды ориентировались на турецких пантюркистов, поддерживали тесные связи с тат. и азерб. пантюркистами. Вместе с тем они являлись фактически сторонниками царизма и пытались удерживать массы от революц. выступлений. Перед бухарским эмиром и хивинским ханом они выступали с просьбами о социальных и политич. реформах, содействующих бурж. развитию. Среднеазиатский Д. до 1917 не сумел приобрести определенных организац. форм. Джадидами называли тех, кто высказывался за необходимость ликвидации нек-рых феод. пережитков, стеснительных для нарождающейся буржуазии, за огранич. реформу ислама и религ. школ, за приспособление ислама к бурж. развитию окраин и потребностям нац. буржуазии. Но определенной программы джадиды не имели. Отсюда множество оттенков во взглядах, иногда прямо противоположных предложений, противоречивость в высказываниях и установках джадидов, отражавших разнородные влияния. Общим для всех групп был узкоогранич. характер предлагаемых ими реформ. Наиболее близкой для себя джадиды считали кадетскую партию. Они резко выступали против с.-д. Д. не имел не только общей программы, но и руководящего центра и устава. Джадиды группировались вокруг отдельных джадидских издательств, газет и журналов, к-рые легально издавались в Туркестане и Бухаре, вокруг новометодных школ, благотворительных обществ и т. п. К ним временами примыкали отдельные представители демократич. интеллигенции (напр., Хамза-Ха-ким-заде, Садриддин Айни и др.), но с Д. как политич. течением они фактически не имели ничего общего. Сильное влияние на развитие Д. в Ср. Азии оказала бурж. младо-турецкая революция 1908. По примеру младо-турецкой бурж.-националистич. партии «Единение и прогресс» джадиды часто именовали себя младо-бухарцами (в Бухаре), младо-хивинцами (в Хиве), младо-сартами или младо-мусульманами (в Туркестане). Лидерами среднеазиатского Д. были: Махмуд-ходжа Бек Буди, Мунавар-Кары Абдурашидов, Абдур-Рауф-Фитрат, Убейдулла Ходжаев (Туркестан), Файзулла Ходжаев (Бухара), Палван-Нияз Ходжи-Юсупов (Хива) и др.
После Февр. революции 1917 джадиды создали свои националистич. партии: Шуро-и-ислам в Туркестане, младо-бухарскую и младо-хивинскую партии в Бухаре и Хиве. После победы Окт. революции джадиды были в числе организаторов гражд. войны против Сов. власти, вдохновителями т. н. «Кокандской автономии», вступили в соглашение с рус. белогвардейщиной (Дутовым и др.) и эмиром Бухарским, активно участвовали в басмаческом движении. С построением социализма в Ср. Азии Д. был окончательно ликвидирован.
Лит.: Гафуров Б. Г., История таджикского народа в кратком изложении, т. 1, 3 изд., М., 1955; Пясковский А. В., Революция 1905-1907 годов в Туркестане, М., 1958, с. 542-566; История Узбекской ССР, т. 1, кн. 2, Ташкент, 1956, с. 278-280; Вахабов М. Г., О социальной природе среднеазиатского джадидизма и его эволюции в период Великой Окт. революции, «ИСССР», 1963, No 2.
A. B. Пясковский. Москва.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочникКультура народов БашкортостанаДЖАДИДИЗМ или джадизм (от «джадид» – «новый»), реформаторское движение в области школьного образования среди тюркских народов. Иначе говоря, это обновленцы. Движение возникло во 2-й пол. XIX в. Формально связано с введением в медресе и мектебах обучения по «звуковому методу». К 80-м оформилось в мощное общественное и культурное движение просветительского...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл