6709569757

ДРАМАТУРГИЯ БАШКИРСКАЯ, возникла в начале XX в. В дореволюционной башкирской словесности (в отличие от поэзии и прозы) отсутствуют традиции собственно драматических жанров, опыт профессионального сценического искусства. Национальная башкирская драматургия развивается на основе традиций русского театрального искусства в тесном взаимодействии с татарской литературой и театром. В башкирской литературе драматургия как жанр сформировалась в XX в. Драмы Д. Юлтыя, С. Мифтахова, Б. Бикбая, И. Абдуллина, А. Абдуллина, М. Карима, Н. Асанбаева, А. Атнабаева и др. составили основу репертуара башкирского театра.

В начале 50-х годов в башкирской драматургии появились произведения на производственную тему («Ҡала иртәһе» — «Утро города» К.Мэргэна, «Сәғиҙә» — «Сагида» А.Г.Бикчентаева и Р.Хайруллина и др.). Драматический конфликт в них сводился к противоборству «новаторов» и «консерваторов», хорошего и лучшего, что характерно «теории бесконфликтности». В 50-е годы происходит расцвет жанра комедии: «Яҙғы йыр» — «Весенняя песня», «Хуш, Хәйрүш» — «Прощай, Хайруш» Н.Наджми, «Бажалар» — «Свояки» И.А.Абдуллина, «Ҡыҙ урлау»» — «Похищение девушки» М.Карима.

В 1960-е гг. в драматургии главной темой становится место личности в обществе, гражданская позиция человека. Эти проблемы поставлены в драмах «Неспетая песня» и «Одинокая береза» Мустая Карима, «Соседи» Мирзагитова. Драма А.Х. Абдуллина «Тринадцатый председатель», получила всесоюзную известность, была поставлена в 35 странах мира. Семейной морали, взаимоотношениям родителей и детей посвящены драмы «Седые волосы моей матери» Мирзагитова, «Дети мои» Атнабаева, взаимоотношением мужчины и женщины — дилогия Н. Асанбаева «Райса» и «Файзи». Теме войны — «Он вернулся» и «Суд матери» Атнабаева, «Матери ждут сыновей» Мирзагитова и др. Развитие национальной драматургии сопровождалось поисками, экспериментами в сфере жанров драматического искусства. Значительными явлениями стали трагедии «В ночь лунного затмения», «Не бросай огня, Прометей!» М. Карима, «Нэркэс» И. Юмагулова, «Акмулла» К. Мэргэна; драмы «Карагул» Д. Юлтыя, «Башкирская свадьба» М. Бурангулова, «Карлугас» Б. Бикбая, «Раиса» Н. Асанбаева, «Матери ждут сыновей» А. Мирзагитова, «Тринадцатый председатель» А. Абдуллина; комедии «Башмачки» X. Ибрагимова, «Свояки» И. Абдуллина, «Похищение девушки» М. Карима, «Шомбай» К. Мэргэна, «Близнецы» А. Атнабаева, пьесы Ф. Булякова «Забытая молитва», «Бибинур, ах, Бибинур!..» и др.

Литература: Фольклористика в Советской Башкирии: Сб. статей. — Уфа, 1974. Пименов В. и Харисов А., О башкирской драматургии, в кн.: Башкирская советская драматургия, М., 1954; Гайнуллин М., Драматургия Мифтахова. Из истории развития башкирской литературы, Уфа, 1959; Карим М., Некоторые вопросы развития башкирской драматургии, газ. «Советская Башкирия», 1954, 31 января, № 26; Гайнуллин М. Пути развития башкирской драматургии. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1985. Байтерякова Д., Молодость не требует скидок, «Театральная жизнь», 1959, .№ 5. Ахмадиев Р. Башкирская комедия. Эволюция жанра. — Уфа: БГУ, 1992. Жанровые формы драматургии: Монография / на башк. яз.- Уфа: Китап,2003. Современная башкирская драматургия (природа конфликта и многообразие жанровых форм). — Уфа, 2003.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Д — ДРАМАТУРГИЯ БАШКИРСКАЯ

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочникКультура народов БашкортостанаДРАМАТУРГИЯ БАШКИРСКАЯ, возникла в начале XX в. В дореволюционной башкирской словесности (в отличие от поэзии и прозы) отсутствуют традиции собственно драматических жанров, опыт профессионального сценического искусства. Национальная башкирская драматургия развивается на основе традиций русского театрального искусства в тесном взаимодействии с татарской литературой и театром. В башкирской литературе драматургия как...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл