ДОМБРА

52652662 ДОМБРА БАШКИРИЯ Народознание ТАТАРСТАН

ДОМБРА (думбыра), старинный двух- и трехструнный щипковый инструмент. Распространен в Казахстане, Узбекистане, у некоторых народов Урало-Поволжья — башкир и татар. Под аккомпанемент домбры раньше исполняли эпические сказания и кубаиры. Домбра упоминается в башкирском эпосе «Заятуляк и Хыухылу». В начале XX в. домбра вышла из обихода, будучи вытеснена мандолиной, но в конце XX в. её пытались возродить и реконструировать. 

В отличие от казахской двухструнной, башкирская и татарская домбра имеет три струны. Это инструмент длиной 80-100 см, корпус грушевидной или лопатообразной формы изготавливался раньше путем долбления деревянной заготовки (корпус в  в настоящее время склеивают) с последующим натягиванием на неё кожи или приклеиванием тонкой сосновой дощечки (играет роль резонатора). Гриф у татарской и башкирской домбры короче, чем у казахской, играют на ней плектром.

В Башкирии реконструкция и возрождение домбры как сольного и ансамблевого инструмента связано с именами мастеров В.Ш. Шагаюпова, Г.С. Кубагушева и др. В древности домбру наряду с кыл-кубызом и ятаганом знахари применяли для изгнания духов при лечении больных.

В Казахстане существуют 2 осн. разновидности Д. — зап.-казах, и вост.-казах. У первой — грушевидный долблёный (иногда клеёный) корпус, плоская верхняя дека с неск. резонаторными отверстиями, длинная узкая шейка; лады — навязные, жильные (14-17), диапазон до 27 1/2 октав. Вост.-казах. Д. имеет плоский клеёный (реже долблёный) корпус лопатообразной (или треугольной) формы, более короткую и широкую шейку, 7-9 ладов.

На Д., особенно зап.-казах., можно исполнять сложные виртуозные пьесы. Штриховая техника правой руки определяет ритмич. рисунок и динамику, отражает характер произв. Наиболее употребительны: одновременный удар 4 пальцами, быстрые чередующиеся удары, раздельный удар большим и указательным пальцами, скользящий удар подушками пальцев и др.; при скользящем задевании бурдонирующей струны возникает эффект косвенного двухголосия.

Читайте также:  Город Стерлитамак (Башкирия)

Пьесы для зап.-казах. Д., как правило, целиком двухголосны. Для вост.-казах. — чаще одноголосны, что связано с иными штриховыми приёмами, преим. защипыванием струны. Зап.-казах. Д. используется гл. обр. как сольный инструмент (её репертуар составляют кюи), вост.-казах. преим. аккомпанирует пению. Существуют разл. домбровые школы, имеющие свои специфич. приёмы штриховой техники. 7 наиболее известных связаны с именами казахских домбристов XIX в. — Курмангазы, Даулеткерея Шигаева, Абула, Адаевских, Казангапа, Таттимбета, Байсерке. Одним из замечательных домбристов конца 19 — 1-й пол. 20 вв. была ученица Курмангазы — Дина Нурпеисова.

Совершенствованию домбрового исполнительства способствовали состязания музыкантов-домбристов. Традиции домбровой музыки получили развитие в Советском Казахстане. В 1934 здесь на основе бытующего типа Д. созданы её оркестровые разновидности, вошедшие в состав Оркестра казахских народных инструментов им. Курмангазы.

Узбекская домбра имеет грушевидный корпус и шейку без ладов; выдалбливается из одного куска дерева. Используется в домашнем музицировании и пастушеском быту; на этом инструменте исполняются пьесы, наигрыши, аккомпанемент к дастанам. Играют на домбре бряцанием и защипыванием; широко применяется двухголосие (ленточное, бурдонное, иногда имитационное).

Лит.: Башкирские народные музыкальные инструменты. – Уфа, 1989. Беляев В. М., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933; Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963; Гизатов Б., Казахский оркестр им. Курмангазы, A.-A., 1955, Жубанов A., Струны столетий, А.-А., 1958; Кароматов Ф., Узбекская домбровая музыка, Таш., 1962.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + тринадцать =

Next Post

ДОМАШНИКОВ Борис Федорович

Вс Дек 2 , 2012
ДОМАШНИКОВ Борис Федорович (р. 1924), российский живописец, народный художник СССР, РСФСР, заслуженный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств БАССР. Лирические пейзажи, проникнутые острым чувством современности, свежестью […]
ДОМАШНИКОВ Борис Федорович