Ананьинская культура (археологическая)

anan-kultura Ананьинская культура (археологическая) БАШКИРИЯ История и краеведение

АНАНЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА (в археологии) железного века (VIIIIII вв. до н.э.), в бассейнах средней Волги и Камы. Названа так по д. Ананьино в Татарстане, где найдены городища и могильники. Хозяйство: скотоводство, земледелие, охота, рыболовство, металлургия. Основа хозяйства – животноводство (свиньи, крупный рогатый скот, низкорослые лошади и овцы). Земледелие играло подсобная роль (костяные мотыги, бронзовые серпы, зернотерки). Широко была распространена охота, в том числе на пушных зверей, а также рыболовство.

Распространена на территории Среднего Поволжья от р. Ветлуги до Ульяновска, а также в бассейне реки Камы. На юго-востоке на территории Башкирии памятники культуры располагаются по берегам нижнего течения р. Белой от её устья до города Бирска. Выделяются городища Новокабановское, Какрыкуль, Петер-Тау, Аначевское, Тра-Тау, Трикольское, Новобиктовское, поселение Бирское и могильник Таш-Елга.

В Волго-Камье и более северных районах памятники ананьинской культуры располагаются вплоть до Печорского Приполярья.

В материальной культуре особое мастерство зафиксировано в цветной и черной металлургии — изучены многочисленные бронзовые кельты и наконечники копий с рифлением по перу и отверстием в нижней части пера, мечи и кинжалы. В VIII-VII вв. до н.э. — орудия бронзовые и биметаллические предскифского (киммерийского) типа, в VI-V вв. до н.э. — железные акинаки местного производства.

ananinskaja-kultura-arheologija Ананьинская культура (археологическая) БАШКИРИЯ История и краеведение

Встречаются боевые ножи с широким клинком и прямым лезвием, наконечники стрел костяные, черешковые и втульчатые (как у дьяковских), и бронзовые и железные скифо-сарматского типа. Изучены боевые чеканы (клевцы) с трубчатой втулкой – как цельнобронзовые, так и биметаллические (бронза – втулка, железо – боевая часть). Оружие и некоторые другие изделия украшены в местном зверином стиле.

Читайте также:  Анкета диакона Иванова

На основе ананьинской сложилась пьяноборская культура, в составе которой выделяют так называемую гляденовскую культуру. Племена ананьинской и пьяноборской культур говорили, как считают некоторые ученые, на финно-угорских языках. Племена гляденовской культуры положили начало пермской группе племен, в которую вошли предки современных удмуртов.

Памятники материальной культуры Болгарского IX селища и могильника Протасы близ деревни Болгары в окрестностях Перми, датируется III—II веками до н. э., относится к периоду перехода от ананьинской к гляденовской культуре.

ananinskaja-kultura-arheologicheskaja-jpg Ананьинская культура (археологическая) БАШКИРИЯ История и краеведение

Среди ананьинцев были как низкорослые и плосколицые монголоиды, так и представители европейского типа. Находки монголоидных черепов в Луговском, Ананьинском и Котловском могильниках следует связать с приходом на рубеже VII—VI веков до н. э. на территорию Среднего Поволжья населения из областей Северного и Центрального Предуралья

ananinskaja-kultura Ананьинская культура (археологическая) БАШКИРИЯ История и краеведение

Погребальные памятники ананьинцев представлены бескурганными могильниками, иногда очень обширными. Так, Старший Ахмыловский могильник содержал более 1100 погребений. На самых ранних могильниках в стороне от могил находились группы каменных стел с изображением оружия. В VI—V вв. до н. э. их сменили стелы с изображением мужчин с оружием или без него.

Могильники размещаются по берегам рек. Крупнейший из них – Ананьинский на правом берегу р. Камы у с. Ананьино недалеко от Елабуги — был открыт случайно в период весеннего половодья. Выделяются две могилы VI-V вв. до н.э. под «курганами» — под богатым мужским погребением («могила вождя») находилась выложенная плитами яма в виде лодки. «Лодка» состояла из двойного, а на дне — из тройного ряда плит, нижний из которых прилегал к сгнившим доскам.

Читайте также:  Улицы уфимские - Уфа от А до Я

Над одним из курганов была установлена каменная плита прямоугольной формы с круглым верхом на которой был выгравирован воин в скифском костюме (остроконечном головном уборе, узком кафтане с поясом, штанах и сапогах). Практиковалось трупоположение в ямах, чаще на спине в вытянутом состоянии, реже — трупосожжение на стороне с последующим перемещением праха в ямы-могилы или в «домики мертвых».

Есть некоторые предположения о древних верованиях ананьинских племен. На территории Поволжья в раннем железном веке сосуществовали две культовые традиции, имеющие разные истоки. Одна была тесно связана с южным — иранским и кавказским миром, о чем свидетельствуют находки характерных предметов, другая культовая традиция восходит к ранним шаманским культам, характерным для обитателей лесотаежной зоны. Однако до настоящего времени этот вопрос остается предметом дискуссий.

У ананьивцев господствовал обряд ингумации в могилах-ямах, над которыми возводились деревянные срубы. Преобладали одиночные погребения, но известны парные и коллективные. В ряде случаев погребения сопровождались ритуальной мясной пищей. В мужских погребениях часто находят оружие и  орудия труда — копья, мечи, кинжалы и наконечники стрел. В женских могилах встречаются украшения — браслеты, гривны и наборы из бляшек, нашивавшихся на кожаный головной венчик.

 

ananinskaja-kultura-postrojka-jpg Ананьинская культура (археологическая) БАШКИРИЯ История и краеведение

Вероятно, ананьинцы принадлежали к финно-угорской языковой группе. Есть гипотеза, отождествляющая их с тиссагетами либо с аргиппеями, о которых упоминает древнегреческий историк Геродот, помещавший их к северо-востоку от скифов и сарматов. Предположительно, в северо-восточной части ананьинской общности формировались пермяне — предки коми и удмуртов, а в западной — волжские финны — предки марийцев.

Читайте также:  «Ляля-Тюльпан», мечеть-медресе - Уфа от А до Я

Большинство исследователей считают, что население ананьинского времени сыграло основную роль в генезисе современных финно-язычных народов Поволжья и Прикамья.

Загадочной оказались судьба ананьинских племен на территории нынешнего Татарстана. Археологи указывают, что уже в VII в. до н. э. наблюдается массовый отток населения, а к V в. до н. э. районы Приказанского Поволжья и приустьевой части реки Камы запустели полностью. К IV в. до н. э. население покинуло и восточные районы Поволжья. Вероятно, это связано с участившимися южных соседей — скифов и савроматов.

 

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × три =

Next Post

Муфтий Ризаитдин Фахретдинов

Пн Дек 4 , 2023
Сергей Синенко «Асар», или следы ушедших Ризаитдин Фахретдинов. Востоковед, ученый-энциклопедист, писатель, автор многочисленных рассказов и повестей, драматург, просветитель. Он — автор многотомной библиографической монографии «Асар» о […]
Муфтий Ризаитдин Фахретдинов