363636 G-AmiriАМИРИ Гайнан Гимазетдинович (1911 – 1982), башкирский писатель. Родился в крестьянской семье. Литературное творчество с конца 1920-х. Сочинял агитпьесы, стихи, декламации для клубной сцены. Окончил пединститут. Участник ВОВ. В поэме «Шамсутдин и Нуретдин» (1932) сатирически высмеял патриархальные и традиционные черты в сознании крестьян. Основные темы стихов традиционны для советской эпохи – патриотизм, борьба за мир, дружба народов и т.п. (сборники «Сердце солдата», «Жизнь – горение» и др.). Написал повести «Золото», «Большой сад». Гайнан Амири -автор многих песен: «Песня батыров», «Волжская песня», «Мой гнедой» и др. Плодотворно рабо­тал в области публицистики и литературной критики (научные труды «Башкирские сэсэны», «Башкирская литература в период Великой Отечественной войны»). Активно работал как переводчик, перевел на башкирский язык «Русалку» А.С. Пушкина (в соавторстве с Д. Юлтыем), стихи Н.А. Некрасова, стихи украинских, болгарских, чешских, польских, китайских, арабских, индийских, монгольских поэтов.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

А — АМИРИ Гайнан Гимазетдинович

 

Дополнение

Он вдохновенно воспевал труд простых людей (К 100-летию со дня рождения писателя Гайнана Амири)

Сегодня классику башкирской литературы и поэзии Гайнану Амири (Гайнану Гимазетдиновичу Амирову) исполнилось бы ровно сто лет.

Он родился 25 августа 1911 года в деревне Ново-Уртаул Янаульского района Башкирии. Начальное образование получил в родной деревне, затем учился в Бирском педтехникуме. В 1930 году переехал в Уфу, работал в редакциях газет «Коммуна», «Яш тозоусе» («Молодой строитель»), журнале «Эдэби Башкортостан», Башкирском научно-исследовательском институте истории, языка и литературы, заведующим сектором литературы и искусства Башкирского обкома КПСС.

Гайнан Амири начал печататься с 1928 года. Его литературное творчество было очень многогранным, он активно работал и в прозе, и в поэзии, и в драматургии. Был он известен также и как литературовед и публицист. В поэтических произведениях Гайнан Амири вдохновенно воспевает созидательный труд на благо всех людей, патриотические порывы во имя Родины. Его рассказы, повесть «Влюбленные» занимают видное место в прозе того времени.

Он проявил себя и как популярный поэт-песенник. Им были созданы «Песня батыров», «Волжская песня», «Мой гнедой», которые были очень известны в народе.

2 мая 1942 года со станции Аксаково Гайнан Амири отправился на фронт в составе 124-й отдельной стрелковой бригады, сформированной в Башкирии. Перед отправкой воинского эшелона красноармеец Гайнан Амири дал своеобразную клятву. Он написал: «Буду драться бесстрашно, а если за какой-то чертой огневой я паду, пусть неспетые песни остаются навечно с тобой».

Гайнан Амири с честью сдержал свою клятву. Гвардии старший лейтенант Гайнан Амири участвовал в боях под Москвой, за Сталинград, на Орловско-Курской дуге, на Днепре. Был награжден орденами Отечественной войны первой степени, Красной Звезды, медалями. Но и в эти тяжелые годы поэт не расставался с творчеством. Во время перерывов между боями он продолжал писать стихи, очерки, листовки.

В одном из писем к Гайнану Амири народный поэт Башкирии Рашит Нигмати написал: «Прочитал твои стихи. Ты теперь совсем другой. Окреп твой поэтический голос. Сам возмужал и как человек, и как поэт». А сравнивать было с чем. Еще в 1933 году Гайнан Амири, журналист, научный работник выпустил первую книгу очерков «Новые мысли», затем сборник рассказов «Золото», поэму «Степная быль». Даут Юлтый о них отзывался так: «Гайнан Амири, прежде всего оптимист. Оптимистически смотрит на мир. Поэтому у него и краски светлы. Отсюда неподдельный пафос в его рассказах, очерках. Труд самых простых людей — плотогонов, слесарей, пахарей-колхозников он изображает так, будто это чудотворство». Но в послевоенном творчестве Гайнан Амири смог достичь новых высот.

Работал Гайнан Амири непрерывно до последних дней жизни. Совместно с актером и режиссером Вали Галимовым подготовил инсценировку повести Мажита Гафури «Черноликие», написал драматическую легенду «Таштугай», множество одноактных пьес. Очень активно занимался он и переводами, переводил на башкирский язык поэмы А. Пушкина, М. Лермонтова и Н. Некрасова, стихи украинских, болгарских, польских, индийских, арабских, монгольских и чешских поэтов. В 1969 году Гайнан Амири был удостоен высокого звания «Заслуженный работник культуры БАССР».

Гайнан Амири очень тесно общался со своими коллегами, многим начинающим писателям и поэтам он дал путевку в жизнь. В день семидесятилетия Гайнан Амири получил приветствие от Союза писателей СССР, в котором были подытожены его заслуги: «Более сорока лет работаете Вы на поприще родной литературы. Являясь автором более тридцати книг, занявших достойное место в истории литературы и в памяти благодарных читателей, Вы внесли большой вклад в развитие советской литературы».

В канун этого юбилея сам поэт сказал:

— Я, конечно, очень люблю жизнь. Понимаю, что средняя продолжительность жизни мужчин в настоящей стране — семьдесят лет. Мне семьдесят лет. Но так нужно еще время! Не только, чтобы дышать, любоваться красотой неба и земли. Я еще не высказал, что созрело в моей душе, чем хочется поделиться. Это даже трагично: чем больше живешь, тем больше мудрости и мастерства. А времени в обрез… Но все равно в голове пять-шесть сюжетов. Множество планов. Рассчитываю на молодость души.

Гайнан Гимазетдинович покинул нашу землю 8 октября 1982 года, на 72-м году жизни. Похоронен он на Мусульманском кладбище города Уфы, на бельском крутояре, совсем недалеко от могил Мустая Карима и Назара Наджми, которых очень любил. На доме №2 по улице Ленина, где жил Гайнан Амири, установлена мемориальная доска.

Автор: Владимир Романов

Источник: Башинформ

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочникКультура народов БашкортостанаФигуры и лицаАМИРИ Гайнан Гимазетдинович (1911 – 1982), башкирский писатель. Родился в крестьянской семье. Литературное творчество с конца 1920-х. Сочинял агитпьесы, стихи, декламации для клубной сцены. Окончил пединститут. Участник ВОВ. В поэме «Шамсутдин и Нуретдин» (1932) сатирически высмеял патриархальные и традиционные черты в сознании крестьян. Основные темы стихов традиционны для советской...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл