АХМЕТОВ Хусаин Файзуллович (1914 – 1993), башкирский композитор, музыкальный и общественный деятель. Народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, участник ВОВ. Закончил Московскую консерваторию. Боль­шой знаток башкирской народной музыки, записал более 100 песен. Подготовил издание первого сборника башкирских народных песен. Художественный руко­водитель Башкирской государственной филармонии (1946–1974). Автор оперы «Современники», балета «Горный орел» (совместно с композитором Н. Сабитовым), пьес для ансамбля скрипачей «Гимн заре», «Утро Урала», сотен песен, романсов, баллад, вокальных циклов и др.

Лит.: Галина Г. Хусаин Ахметов. – Уфа, 1994; Шуйская Н. Хусаин Ахметов. — Уфа, 1968.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

 

Дополнение

   У замечательного поэта Шайхзады Бабича есть полное романтизма стихотворение “Неси людям солнца свет”. Каждый раз, когда слушаешь романс Хусаина Ахметова — неповторимую мелодию, выразительную, наполненную большой душевной силой, и ещё paз вслушиваясь в поэтический текст Бабича, всегда удивляешься, насколько чутко и верно передаёт в своей музыке композитор лирико-философский смысл стихотворения. Этот романс можно поставить эпиграфом к творчеству композитора, который своей лучезарной музыкой несёт людям свет, несёт им радость. “Неси людям солнца свет” — это жизненное кредо художника, человека, музыканта Хусаина Файзулловича Ахметова, композитора, чья личность с годами предстаёт всё более значимой, более масштабной, а талант его на расстоянии видится ярче и мощнее.
Пожалуй, нет такой области музыкального искусства, к которой бы не прикасался знаменитый башкирский маэстро. Опера… Жанр, в котором Хусаин Ахметов раскрылся как вдумчивый музыкальный драматург, мыслитель, композитор, хорошо владеющий оркестровым письмом и великолепно знающий все возможности певческих голосов. Его опера “Замандаштар” (“Современники”) о тружениках, первооткрывателях башкирской нефти, музыка которой полна удивительных красот. Чего стоит один финал — “Гимн солнцу” — одна из ярчайших кульминаций оперы. А его “лебединая песнь” — опера “Нэркэс” — трагедия, утверждающая силу и бессмертие любви, события которой восходят ко временам средневековья. И здесь много глубокой, истинной музыки, передающей дух времени и чаяния героев.
В начале своей творческой деятельности, в годы войны, будучи студентом 5 курса консерватории, он пишет одночастную симфонию “Летопись”, посвящённую Великой Отечественной войне. А в последние годы своей жизни, уже будучи тяжело больным, он вновь обращается к этому жанру, пишет вторую и сразу же начинает третью симфонию. Была, видимо, неистребимая потребность высказаться средствами этого высочайшего жанра.
Песня, романс. Здесь композитор поистине уникален. Удивительно плодотворна, обширна и многообразна область вокальной музыки композитора. Хусаин Ахметов начинал учёбу в национальной студии Московской консерватории как певец. Обладая сильным и красивым голосом (лирико-драматический тенор), он окончил оперную студию и мог бы стать замечательным исполнителем, если бы не пересилил другой, как оказалось, более мощный дар — творца. И как хорошо, что это случилось! Трудно представить башкирскую музыку без песен и романсов Хусаина Ахметова, отличающихся особой поэтичностью, изяществом, возвышенностью и благородством чувств.
Будучи эрудированным, начитанным человеком, бесконечно любя поэзию и по-настоящему зная ее, Хусаин Файзуллович всегда находил увлекающие его стихотворения. В его творческом арсенале прекрасные лирические романсы на стихи Ш.Бабича, Х.Туфана, Н.Наджми, М.Карима, М.Джалиля, Б.Бикбая.
Баллада в творчестве Х.Ахметова (а их у него 17) — предмет специального исследования. В разные годы композитор обращался к этому жанру. Через возвышенно-романтические образы автор раскрывает глубокое содержание, охватывая различные стороны жизни. Каждая баллада интересна по-своему, чутко отражает индивидуальность поэтического строя в музыке. Вот знаменитая “Баллада о жизни” на стихи Мустая Карима. Мы помним её в ярком исполнении таких выдающихся певцов, как Магафур Хисматуллин и Хабир Галимов. Здесь композитор гениально воссоздаёт стиль озон-кюй, сочиняет истинный шедевр, классический образец протяжной песни. Считаю, что Хусаин Файзуллович из всех композиторов наиболее талантливо претворил стилевые особенности народных озон-кюй в своём творчестве. Такова и его песня “Родная деревня” (“Тыуђан ауылым”) — песня автобиографическая, ведь и слова к ней написаны самим композитором. Песня, покоряющая редкой простотой и искренностью.
“Баллада о раненом воине” на стихи Мустая Карима воспроизводит один из эпизодов военных лет. Музыка сочинения взволнованно и драматично передаёт смену различных психологических состояний солдата, раненого в бою, лежащего в полузабытьи на поле боя, а затем встречу с медсестрой, которая спасает его. Светлый образ девушки ассоциируется в душе солдата c образом Родины. Свобода музыкального высказывания сочетается в коде c оркестровостью сопровождения. Партия фортепиано приобретает в этой балладе особенно большое значение. Значительно вступление, интересны инструментальные связки между разделами. Многообразие приёмов фортепианного сопровождения объединяется лейтинтонациями и ритмами, насыщающими всю музыкальную ткань произведения. “Баллада о раненом воине” по образному содержанию и стилю приближается к оперной арии — монологу.
Наибольший интерес среди баллад Ахметова представляет “Нe верь!” на стихи Мусы Джалиля. Почему композитор выбрал из “Моабитской тетради” татарского поэта-героя именно эти стихи? “Не верь!” — не только обращение поэта к жене, но и обобщенное выражение им чувства большой любви к Родине, веры во всепобеждающую cилу жизни. “За милый свой край и за тебя сражался я в бою”: здесь неразрывно сливаются личное и общественное, гражданственное. Патриотическое по идее стихотворение могло быть интерпретировано как возвышенный героический монолог. Но композитор решает исповедь любящего сердца поэта выдержать до конца в лирическом аспекте. Постоянное возвращение в процессе развития к основной мысли — “Когда услышишь ты весть обо мне… Радость моя, не верь!” — дало композитору возможность написать балладу в форме рондо. “Не верь!” можно с полным основанием назвать национальной балладой лирико-повествовательного типа.
В большом цикле баллад Хусаина Ахметова большинство посвящено теме войны и её героев. Среди них “Священная война”, “О чёрном вороне и молодом охотнике” (Б.Бикбай), “Не вернулись в родные края” (Н.Наджми), “Баллада о медном курае” (М.Уразаев), “Последнее письмо солдата” (Ф.Исхаков), “Баллада о четырёх героях” (слова Х.Ахметова) и другие. В каждом сочинении видны поиски композитора — в форме, гармониях, мелодизме.
Очень привлекательна вокальная лирика Хусаина Файзулловича. Задумчивый, созерцательный романc “Ночной Урал” на стихи К.Даяна — это акварельная зарисовка башкирского пейзажа. Вдохновенная поэма о любви “Без тебя жить невозможно” (Н.Наджми). Вспомним его “Приди в сад”, “Я к Идели не спускалась”, “Уфа — прекрасная столица”… Всё это вошло в “золотой фонд” башкирского искусства.
Пожалуй, редко кто из творцов музыки так передаёт в своих произведениях дух башкирского народа, красоту его души, характеры и образы родной и близкой ему стихии. Но надо отметить, что Хусаин Файзуллович был также на редкость интернационален по своей сути. Он всегда стремился, чтобы его сочинения звучали и в переводах на русский язык, заботился об этом, давая ноты разным исполнителям. И сам обращался в разные годы к русской поэзии. Это прекрасные сочинения композитора — цикл “Пушкиниана”, Лермонтовский цикл, два цикла на стихи Сергея Есенина — “Русская лирика” и “Персидские мотивы”. Вот где очень тонко и творчески мощно синтезированы собственные интонации композитора с традициями мелодики русского классического романса. Казалось бы, уже невозможно “прочитать” стихи Пушкина по-новому. Ведь столько уже написано интересной музыки! Х.Ахметов преодолевает все трудности — трепетно и бережно сохраняет он музыкальный склад пушкинского стиха и предлагает нам своё прочтение, свою музыкальную интерпретацию известных стихотворений поэта.
Симфоническая картина в 7 частях “Урал-батыр”, две сюиты для симфонического оркестра, балет “Горный орел” (в соавторстве с Нариманом Сабитовым), струнный квартет, cоната-фантазия для фортепиано, великолепные хоровые циклы, музыка к спектаклям драматического театра… Одно перечисление всех произведений заняло бы несколько страниц, даже названия говорят о многом.
Но всё это будет бесплодной работой, пустым трудом, если пишущий об Ахметове человек не узнает первоосновы, главного источника творчества композитора — башкирскую народную музыку. Потому что жизнь и музыка Хусаина Ахметова теснейшим образом связаны с фольклором. Он был собирателем, одним из крупнейших фольклористов Башкортостана, прекрасным знатоком и исполнителем народных песен. Сколько записано им жемчужин народной музыки, особенно много — в родном Баймакском районе, где прошли нелегкое детство и юность будущего композитора. Сколько мелодий расшифровано — переложено на ноты. Это был поистине подвижнический труд, который продолжался в течение всей жизни Хусаина Файзулловича. Хусаин Ахметов в своё время возглавлял в республике работу фольклорного кабинета, записал в районах более ста народных песен и наигрышей, которые были опубликованы в сборнике “Башкирские народные песни” в 1954 году, одним из составителей и редакторов которого, вместе с А.Харисовым и Л.Лебединским, был Хусаин Ахметов. В 1978 году в Москве был издан альбом серии “Из коллекции фольклориста”, куда вошли 17 песен — шедевров башкирской народной музыки, записанных и расшифрованных Ахметовым с собственного исполнения. К альбому была приложена гибкая пластинка с песнями “Гильмияза”, “Бейеш”, “Сибай” в уникальном исполнении Хусаина Файзулловича.
Сколько прекрасных обработок народных песен сделано композитором! Не раз народная песня становилась основой сочинений — как, например, “Фантазия на тему песни “Буранбай” для скрипки и фортепиано. Такое глубокое знание народной музыки, изучение её, многочисленные обработки, несомненно, отразились на складе музыкального языка, самого мышления композитора.
Поразительно, как удавалось Хусаину Ахметову сочетать такую мощную творческую работу с общественной деятельностью. Многие годы он был председателем Башкирского отделения Всероссийского хорового общества, членом ревизионной и фольклорной комиссий Союза композиторов России и Башкортостана. Около тридцати лет был бессменным художественным руководителем Башгосфилармонии.
Мне многие годы посчастливилось работать рядом с этим человеком — красивым во всех отношениях, интереснейшей личностью. Сначала — в Башгосфилармонии, где я была начинающим лектором-музыковедом, а он — знаменитым композитором, художественным руководителем. Позднее, когда я начала работать в Союзе композиторов ответственным секретарем, мы встречались на собраниях, прослушиваниях новых сочинений, выезжали на пленумы, съезды композиторов СССР и России, на различные музыкальные фестивали в Москву, Ленинград, Киев, Казань …
Но сегодня мне хочется вспомнить один эпизод из жизни композитора, коему я была свидетелем и очевидцем. Это был 1984 год — юбилейный для Ахметова — год его 70-летия. Был конец мая — начало июня, время сабантуев. Родной Баймакский район пригласил композитора на сабантуй. Хусаин Файзуллович с благодарностью принял приглашение земляков и отнесся к этому серьезно — решил провести отчетные творческие встречи в своем районе. С небольшой группой исполнителей он вылетел в Баймак. Мне Хусаин Файзуллович сказал: “Может быть, это моя последняя поездка на родину. Ты увидишь, как меня любят там”.
Родной край Хусаина Файзулловича показался мне сказочно прекрасным — кругом цвела развесистая, душистая черемуха, аромат цветущих лугов, журчание чистых родников и речушек радовали слух и душу, казалось, всё вокруг напоено чистой музыкой. И действительно, земляки встречали композитора как самого дорогого и родного человека. Когда в Доме культуры родной его деревни Чингизово Хусаин Файзуллович вышел на сцену — все встали, было яблоку негде упасть, так горячо и бурно его приветствовали. Композитор молчал долго… От слез, подступивших к горлу, не мог говорить. А потом стал говорить так тепло, так сердечно о своей жизни, о музыке, о новых сочинениях. Делился своими сокровенными мыслями о жизни, о роли искусства, музыки в жизни. Затем певцы исполняли его песни, романсы. Но кульминацией вечера стало пение композитора, который был великолепным исполнителем и своих песен, и народных. Бесподобно он спел “Неси людям солнца свет” на стихи Ш.Бабича, романс “Без тебя жить невозможно” на слова Н.Наджми, прозвучавший как поэма, как ария — проникновенно, глубоко, ярко. Спел любимую народную песню — классический озун-кюй “Сибай” — казалось, звучал голос души башкирского народа — столько глубокого смысла, сердечности прозвучало в ней. Шквал аплодисментов прервал звонкую тишину, которая установилась от силы впечатления, от чувств, нахлынувших на каждого, кто слушал это уникальное в своем роде исполнение. Телевидения, операторов тогда не было. Вообще, телевидение не очень жаловало в те годы Ахметова. Вот тогда надо было увековечить эти мгновения! А они еще были и в дальнейшем… Были пикники на лоне живописной природы, были кумыс и бишбармак, были курай и песни. Хусаин Файзуллович пел у березы на цветущей поляне, его серебристая шевелюра разлеталась от ветра. Он пел народные песни. Кто-то из сельчан записывал это на магнитофон. Это было недалеко от Чингизово. Ярко светило солнце, журчал родник, и пение сливалось с голосами роскошной природы. В те минуты я поняла: чтобы хорошо знать творчество композитора, нужно обязательно побывать на его земле, вскормившей творца, там, где он сформировался как личность, как художник. Хусаин-агай участвовал в бегах и других соревнованиях. Он был в прекрасном настроении, чувствовал себя бодрым и радовался вместе со всеми. Какие редкие кадры пропали для истории. Какой содержательный был бы фильм о композиторе. (А его стали снимать для фильма, когда он был тяжело болен и не мог внятно говорить). В те дни было сделано много фотографий: вот его встречают на границе района хлебом-солью, а вот он идет с букетом цветов после творческой встречи. А это он на фоне гор. Такой мечтательный и романтичный.
Даже в последние годы, будучи очень больным, он продолжал много работать. Я взяла у него последнее интервью осенью 1992 года. Это было в старой липовой аллее, недалеко от его дома. Кружил листопад, было ветрено. Он сидел на скамейке недалеко от мечети. Рассказал о только что законченной опере “Нэркэс”. Сказал, что это своего рода “Ромео и Джульетта”, трагедия двух древних башкирских родов, как история Монтекки и Капулетти. Только на башкирской почве. Рассказал и о работе над второй симфонией. А затем перешел к вокальной музыке. “В последнее время написал около 50 песен и романсов, не успел раздать исполнителям. Ведь все это рождалось в муках… Сказать легко… Страшные ночные муки, муки творчества… Не дает спать, сидит в голове… Все возникает — фактура, гармония, образы, контрасты. Дело в том, что я — сова, работаю только ночью. Лежишь, ворочаешься, напеваешь — и рождается музыка. Садишься снова и снова за рояль…” Он говорил медленно, ему было трудно, но он хотел высказаться. Много говорил о музыкантах, композиторах, болел за дела в институте искусств. Беспокоился о молодых композиторах, их подготовке.
Композитор ушел от нас в 1993 году, не дожив года до своего 80-летия. В феврале прошлого года умер его любимый сын Мурад — талантливый композитор, а летом покинула этот свет и верная подруга Хусаина Файзулловича — Рауфа Фатыховна. Опустела их большая, когда-то многолюдная квартира по улице Тукаева.
Какова судьба богатейшего творческого наследия композитора? Ведь столько осталось его сочинений — неизданных.
У композитора было много наград и званий: заслуженный деятель искусств Башкортостана и РСФСР, лауреат премии имени С.Юлаева. Его музыка горячо любима народом. Но часто ли звучат в эфире и концертных программах чудесные песни и романсы Хусаина Ахметова, его оперы, замечательные симфонические и хоровые произведения.
Выключаю радио и телевизор, когда слышу песни-однодневки в исполнении певцов, которых не назовешь профессионалами. Где их только находят? Вспоминаю обсуждения и заседания худсоветов в Башгосфилармонии, когда там работал Хусаин Ахметов. Он мог с уверенностью сказать: “Понимаете, этот голос — золото, а у этого певца голос — булыжник”. Его музыкальный авторитет был очень весомым. Он высказывался очень откровенно в Министерстве культуры, в Союзе композиторов, в Обкоме КПСС, где его за это и не жаловали.
Как нужен такой авторитет в наше сумбурное время! Потому что всесторонний Ахметовский талант — поистине золото.

Талант на века

Эльмира Мингазова

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочникБашкирияКультура народов БашкортостанаФигуры и лицаБашкирия,композиторАХМЕТОВ Хусаин Файзуллович (1914 – 1993), башкирский композитор, музыкальный и общественный деятель. Народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, участник ВОВ. Закончил Московскую консерваторию. Боль­шой знаток башкирской народной музыки, записал более 100 песен. Подготовил издание первого сборника башкирских народных песен. Художественный руко­водитель Башкирской государственной филармонии (1946–1974). Автор оперы «Современники»,...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл