Караякуповская и кушнаренковская культуры

oruzhie-i-snarjazhenie-jpg Караякуповская и кушнаренковская культуры БАШКИРИЯ История и краеведение

КАРАЯКУПОВСКАЯ И КУШНАРЕНКОВСКАЯ КУЛЬТУРЫ, этими названиями объединяется большая группа памятников древней культуры, открытых в конце 1950-х–1960-е на территории Южного Урала. По мнению многих археологов, они принадлежат древним венграм (уграми), которые, прожив некоторое время между Волгой и Уралом, под давлением других кочевников двинулись на запад и затем основали на Дунае Венгерское государство.

Некоторые исследователи сопоставляют караякуповскую культуру совместно с кушнаренковской с протобашкирами или ранними башкирами. Сторонники мадьярской гипотезы происхождения башкир рассматривали памятники этих культур как одно из доказательств правоты своих взглядов.

Поселения располагались на возвышенностях, были укреплены одним-двумя невысокими валами и рвами. Площадь городищ составляла до 1000 м². Кара-Якуповское городище расположено рядом с д. Кара-Якупово Чишминского района. Здесь найдено много глиняной посуды с орнаментом, рыболовные крючки, глиняные тигли для разливки металла в формы и др.

kushnar-kultura-jpg Караякуповская и кушнаренковская культуры БАШКИРИЯ История и краеведение

Наиболее крупные городища: Караякуповское, Старо-Калмашевское, Чатринское, Таптыковское, Кушнаренковское, Чукраклинское, Удельно-Дуванейское, Сасыкульское и Давлекановское.

Кара-Якуповскому и Кушнаренковскому населению принадлежат многочисленные курганы и могильники на территории республики. В них найдено много металлических предметов из бронзы, железа, серебра: оружие, нагрудные украшения, седла, уздечки, детали от ремней.

Земляные надмогильные курганы имели диаметр 8–10 м, высоту 40–60 см. Около могил и внутри них встречаются следы ритуальных захоронений коня (шкуры, головы, ноги). Людей хоронили в деревянных гробах, дно которых устилалось войлоком или шерстяной материи.

Ранние караякуповские памятники найдены преимущественно в лесостепной части Приуралья, но известны в горно-лесной части Южного Урала и на его восточных склонах. Небольшие размеры могильников археологи объясняю подвижным образом жизни населения, связанным с кочевым и полукочевым хозяйством.

Читайте также:  Абдразаков выиграл суд у минкульта Башкирии

Перед опусканием в могилу гробы держали над огнем, имитируя обряд трупосожжения. Ноги умерших связывались веревками чтобы покойник не мог встать и принести вред оставшимся в живых (убыр). На гробы клали седла и уздечки или клали их в яму-тайник рядом с могилой. Так, в Новобиккинском кургане они лежали в яме рядом с могилой, а в погребении 1 Манякского могильника тайник устроен глубже дна могилы — в нём найден меч с набором поясного ремня из серебряных накладок.

Крупные могильники: Больше-Тиганский, I Манякский и Стерлитамакский. Крупные курганы: Бекешевские, Старохалиловские и Ямаши-Тауский.

Керамика караякуповской культуры состоит из сосудов кушнаренковской и караякуповской групп. В свою очередь, последние по деталям подразделяются на несколько типов. Объединяющими признаками кушнаренковской группы выступают: тонкостенность (3-4 мм), высокое прямое горло, округлое тулово с плоским или округлым дном и богатый орнамент из врезных горизонтальных поясков, чередующихся с отпечатками коротких насечек или овального зубчатого штампа. Таким же орнаментом украшалось плоское дно. У сосудов караякуповской группы общими выступают: невысокое горло, округлое тулово и орнамент, состоящий из выпуклых полугорошин («жемчужин»), ямок, коротких насечек в виде елочек и взаимопересекающихся линий и т.п. Многие элементы орнамента караякуповских сосудов повторяются на кушнаренковских и наоборот. Если учесть, что в памятниках (Маняк и др.) есть группа сосудов, которые занимают промежуточное положение между крайними типами обеих групп, то родственность и типологическая их близость очевидна. Исследователи считают, что носители кушнаренковской и караякуповской керамики пришли на Южный Урал из районов Южной Сибири, где сейчас выявлена группа памятников с похожим материалом.

Читайте также:  Сутолоцкий мост - Уфа от А до Я

Лит.: История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX в. – Уфа, 1997; Обыденнова Г.Т., Обыденное М.Ф. Древние следы материальной культуры на территории Башкортостана // Очерки по культуре народов Башкортостана. – Уфа, 1994.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 6 =

Next Post

КАРАВАН-САРАЙ

Чт Ноя 29 , 2012
КАРАВАН-САРАЙ - памятник архитектуры, историко-архитектурный комплекс в Оренбурге. Состоит из мечети и народного дома. Был построен в 1838–1844 по проекту архитектора А.П. Брюллова. Комплекс выполнен в традициях восточного зодчества, создает пространственный образ традиционного аула. В строительстве и сборе средств активное участие принимали башкиры.