ЭТНОЦЕНТРИЗМ

341541 ЭТНОЦЕНТРИЗМ Люди, факты, мнения

ЭТНОЦЕНТРИЗМ

— свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве всеобщего эталона. Иначе — представления о своем народе как о центре, вокруг которого группируются все остальные.

Термин введен в начале XX в. социальным психологом Самнером, который предполагал, что существует резкое различие между отношениями людей внутри «своей» этнической группы и межгрупповыми отношениями. Если внутри группы царят товарищество и солидарность, то в отношениях между группами преобладают подозрительность и вражда. В дальнейшем значение понятия усложнилось.

Этноцентризм рождает представления о кажущемся единстве национальной группы, культивирует чувство «Мы» перед лицом внешнего мира, воспринимаемого как враждебный.

Эти представления базируются на упрощенных образах своего народа, щедро наделенных положительными чертами, причем в количествах, которые намного превосходят аналогичные черты в образах других народов. Сравнение «мы» и «они», «свои» и «чужие» редко бывает объективным («своя рубашка ближе к телу»).

Субъективность любых национальных образов-стереотипов заставляет относиться к ним весьма критически. Их достоверность, как считают этнографы и культурологи, всегда сомнительна.

В то же время этноцентризм является одним из распространенных явлений массового сознания. Нередко именно этноцентризм разделяет народы и культуры, мешает взаимопониманию и взаимообмену культурными ценностями. Как и этническое самосознание в целом, этноцентризм нельзя рассматривать в отрыве от истории и социально-экономического состояния этносов.

Процессы интернационализации культуры и общественной жизни, происходящие в настоящее время, подрывают эти этноцентрические установки.

Воинственный этноцентризм используется в реакцион­ных доктринах, санкционирующих захват и угнетение других народов. Крайняя степень этноцентризма выражается в фор­ме делегитимизации – «категоризации группы или групп в супернегативные социальные категории, исключаемые из реальности приемлемых норм и ценностей».

Делегитимизация максимизирует межгрупповые разли­чия и включает в себя осознание подавляющего превосходства своей группы. Облегчают делегитимизацию действительно значительные различия во внешности, нормах, языке, рели­гии и других аспектах культуры. Ее целью является полная дифференциация своей и чужой групп вплоть до исключе­ния последней из рода человеческого. Членов чужой группы называют змеями, паразитами, крысами или представляют ведьмами, вампирами, демонами. Это переводит их в катего­рию «нелюдей» и позволяет поступать так, как запрещено поступать с себе подобными – с людьми.

В качестве примеров этноцентристской делегитимизации Бар-Тал приводит отношение первых европейских поселен­цев к коренным жителям Америки и отношение к «неарий­ским» народам в нацистской Германии.

Итак, для групп и их членов характерна разная степень выраженности этноцентризма. Явный внутригрупповой и внеш-негрупповой фаворитизм мы представляем в качестве двух полю­сов некоего теоретического континуума, а каждый конкретный случай межэтнического восприятия может быть охарактеризо­ван с точки зрения приближения к одному из них.

Читайте также:  Духовный джихад против Америки

Оба полюса континуума соответствуют дифференциации в форме противо­поставления. Это предполагает предвзя­тость по отношению к другим группам. Чем ближе к центру континуума, тем слабее выражено противопоставление, что может выражаться как в интегративных процессах, так и в тенден­ции к дифференциации в форме сопоставления – «миролюбивой нетождественности», по терминологии Б.Ф. Поршнева.

В этом случае своя группа может предпочитаться в одних сферах жиз­недеятельности, а чужая – в других, что не исключает критич­ности к деятельности и качествам обеих. Возможность интеграции этнических общностей – во вся­ком случае в обозримом будущем – представляется сомни­тельной.

Американские исследователи признали устаревшей теорию «коренных изменений», согласно которой «в результате смешения различных этнических и расовых групп образуется некая однородная амальгама». Не интеграцию, а именно сопостав­ление – принятие и признание различий – можно считать наиболее приемлемой формой социального восприятия при взаимодействии этнических общностей и культур на совре­менном этапе истории человечества.

Важную роль в межгрупповых отношениях играют социаль­ные стереотипы – упрощенные, схематизированные образы социальных объектов.

Стереоти­пы усваиваются в раннем детстве – обычно из вторичных источников, а не из непосредственного опыта – и использу­ются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они принадлежат.

Впервые термин «социальный стереотип» использовал американский журналист УЛиппман в 1922 г. в книге «Об­щественное мнение», когда анализировал влияние имеюще­гося знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте . Согласно Липпману, стереотипы – это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права. Иными словами, стереотипы ориентируют человека в море социальной информации и помогают сохранить высо­кую самооценку.

Исторически так сложилось, что подавляющее большин­ство исследований посвящено этническим стереотипам, т.е. упрощенным образам этнических групп.

Первое серьезное эм­пирическое исследование было проведено в 1933 г. в США Д.Кацом и К. Брейли. Они предложили студентам Принстонс-кого университета список 84 личностных черт, из которых те должны были выбрать по пять наиболее характерных для деся­ти групп: белых американцев, афроамериканцев, англичан, ирландцев, немцев, итальянцев, евреев, китайцев, японцев, турок.

Читайте также:  Расселение мордвы в Самарском крае

Кац и Брейли обнаружили высокую степень согласия в приписывании некоторых черт тем или иным этническим груп­пам. Например, 84% испытуемых считали, что афроамериканцы суеверны, 78% – что немцы способны к наукам и т.п. Методика «Приписывание качеств» получила необыкновенно широкое распространение как в США и Европе, так и в стра­нах «третьего мира» – Ливане, Пакистане, Филиппинах и т.д. В рамках описательного направления изучения стереотипов ее до сих пор считают непревзойденной.

Еще одна линия исследования стереотипов – анализ пред­ставлений об этнических группах в литературе и искусстве.

Начиная с 40-х гг. контент-анализу подвергались журнальная публицистика, немецкие кинофильмы, стра­нички юмора и многое другое. Подобная научная ориентация, объединяющая психологов, литературоведов и историков, получила наиме­нование – имагология.

Однако одна из самых существенных проблем, встающих перед этим направлением — воп­рос о том, насколько адекватно художественная литература, публицистика, различные виды искусства отражают стерео­типы, существующие в обыденном сознании, не решена до сих пор.

Среди наиболее существенных свойств этнических стерео­типов выделяют их эмоционально-оценочный характер.

Начиная с Липпмана в социальной психологии долгое время ак­цент делался именно на эмоциональных аспектах стереоти­пов. Но с середины 50-х гг. под прямым «влиянием идей когнитивизма исследователи начинают все более присталь­ное внимание обращать на их когнитивный компонент, а негативные стереотипы даже рассматривать как когнитив­ный компонент предубеждения (негативной социальной уста­новки).

Даже описание черт «заряжено» оценкой: явно или скрыто она присутствует в стереотипах, необходимо только учитывать систему ценнос­тей группы, среди членов которой они распространены.

Например, в книге Н.А. Ерофеева «Туманный Альбион» при­ведены многочисленные примеры высказываний русской прессы XIX века о присущих англичанам практицизме, де­ловой энергии, расчетливости, стремлений к прибыли. Но высказывания эти не только не содержат в себе одобрительной оценки, но даже не нейтральны. Для русского дворянского общества того времени «практицизм» означал поглощенность низменными заботами в ущерб более высоким идеальным ценностям.

Стереотипы достаточно стабильны, что не раз подтверждалось в эмпирических исследованиях.

Но устойчивость стереотипов все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступле­нии новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться. Так, у принстонских студентов после вто­рой мировой войны в негативную сторону изменились сте­реотипы немцев и японцев. А в нашем исследовании 1990 г. московские студенты стали воспринимать русских как терпе­ливых, выносливых, подавленных, послушных и пассивных, т.е. приписывать своим соотечественникам качества, которые отсутствовали в стереотипах, выявленных нами двумя года­ми раньше. В этом случае предыдущий, намного более пози­тивный, автостереотип был «сломан» очень быстро, чему, безусловно, способствовали коренные изменения, происхо­дившие в обществе в те годы.

Читайте также:  Этнографические очерки русского населения Уфимской губернии

Но стереотипы могут трансформироваться и постепенно. Интересное предположение о причинах вхождения новой черты в представление об англичанах, сложившееся в русском обществе к середине XIX века, делает Ерофеев.

В XVIII веке «англичанин рисовался как человек безупречно честный, порядочный и религиозный».

Этому способствовало убежде­ние в высоком нравственном уровне английской литературы. В XIX веке информация об Англии становится более много­образной, и идеализированный образ англичанина посте­пенно тускнеет. С точки зрения морали его уже нет возможности выделить в лучшую сторону по сравнению с представителя­ми других народов:

«Оба эти образа явно противоречили друг другу, отсюда – стрем­ление как-то их примирить. Вероятно, этим и объясняется появле­ние нового мотива в оценке англичан: их начинают обвинять в лицемерии. Ход мыслей был примерно таков: этому народу че­ловеческие пороки свойственны не в меньшей степени, чем дру­гим, но в отличие от остальных они умело их скрывают под личиной религиозности и благопристойности. В середине XIX века мнение об английском ханжестве получило довольно широкое распространение, внося существенную поправку в эт­нический» стереотип».

Еще одно свойство социальных стереотипов, которое вхо­дит почти во все определения – согласованность, т.е. вы­сокая степень единства представлений среди членов стереотипизирующей группы. Во многих эмпирических исследованиях стереотипными признаются качества, с наличием которых у описываемой группы согласны не менее 75–80% испытуемых. Но согласо­ванность стереотипов это вовсе не их тождественность. Сте­реотипы – это типичные представления членов группы о социальном объекте, что не означает их полного тождества у отдельных индивидов или осознания всеми представителями группы в одинаковой степени.

Лит.: Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 1973.

Источник: КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 1 =

Next Post

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ МЕЛОДРАМА

Сб Ноя 3 , 2012
ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ МЕЛОДРАМА — жанр, популярный в башкирской драматургии 1920-х, отражающий творческие поиски молодого башкирского театра. Национальные драматурги опирались на те жанры и формы фольклорных произведений, […]
ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ МЕЛОДРАМА