ГАСКАРОВ Файзи Адгамович

Гаскаров ГАСКАРОВ Файзи Адгамович БАШКИРИЯ Фигуры и лица

ГАСКАРОВ Файзи Адгамович (1912–1984), первый профессиональный башкирский танцовщик, создатель и художественный руководитель Башкирского ансамбля народного танца.

Окончил хореографическое училище Большого театра СССР, был солистом Ансамбля народного танца СССР и ассистентом И.А. Моисеева. Изучал и творчески перерабатывал народные башкирские танцы, создавая на их основе новые героические, игровые и лирические танцевальные композиции.

Изучая фольклорный материал, Гаскаров создал в сценических танцах новые движения, придал им новую окраску, танцы стали более четкими и выразительными. В женском танце он изучает движение рук, пластичность пальцев и кистей и добивается их гармоничного сочетания с движением корпуса, легким ходом и четкой дробью («Загида», «Семь девушек», «Старинный женский танец с ведром» и др.).

Gaskarova-ansambl ГАСКАРОВ Файзи Адгамович БАШКИРИЯ Фигуры и лица

В пластику мужских движений балетмейстер внес фиксированные позы, быстрые переходы, громкую дробь. В результате активную сценическую жизнь получили традиционные башкирские танцы «Байык», «Перовский». Они составили основу для создания больших хореографических композиций «Гульназира», «Зарифа» и др.

Обогащая традиционный танец новыми элементами, усложняя композицию и технику исполнения, Гаскаров создал панорамные танцы «Огненные джигиты», «Косари», «Северные амуры». Заслугой Гаскарова является то, что башкирский танец стал понятен и доступен людям иных культур и традиций. В репертуар ансамбля, созданного Гаскаровым, вошли танцы различных народов, населяющих республику. «Русская кадриль» – на хореографическом материале, записанном в Белорецком районе. Танцы «Жених», «Танцуй мягко», «Огненные джигиты», «Эпипе» построены на татарской народной хореографии, «На скамеечке», «Горно-марийский» – на марийской, «Панульми» – на чувашской танцевальных традициях.

В репертуаре ансамбля есть украинские, узбекские, молдавские танцы. Ансамбль активно гастролирует в странах Европы, Америки, Азии. За счет знакомства с национальными традициями зарубежных стран репертуар постоянно обогащается. Так, танцевальная сюита «В гостях у друзей» создана Гаскаровым на основе вьетнамского «Танца с бамбуками», «Танец с веером» – на основе корейского танца.

Читайте также:  КАРАВАН-САРАЙ

В репертуаре ансамбля бенгальские танцы «Три грации», «Мелодии и ритмы», пакистанский танец «Урожай», болгарский «Хоро» и др. Лит.: Гаскаров Ф.А. Башкирские танцы. – Уфа, 1978; Хазиахметова С.Г. Танцевальная культура Башкортостана. Очерки по культуре народов Башкортостана. – Уфа, 1994; Ахметшин Ф.Н., Тагирова М.А. Уроки башкирского и характерного танца. – Уфа, 1982.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два + 15 =

Next Post

Военное востоковедение

Пн Дек 2 , 2013
Востоковедение, или ориенталистика, — наука о восточных культурах, которые она изучает с разных сторон и в разных ракурсах. Отсюда главная сложность — требование универсальности. Востоковед […]
Военное востоковедение