БАЛЕТНОЕ ИСКУССТВО

8776 БАЛЕТНОЕ ИСКУССТВО Люди, факты, мнения Народознание

БАЛЕТНОЕ ИСКУССТВО, сценическое искусство, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Балет в регионе возник и сложился в русле академической школы русского классического балета, использует традиционные формы национальной хореографии. Синтез классического и народного танцев определяет художественное своеобразие произведений на национальную тематику. В Башкирии сформировалась целая плеяда классических танцовщиков, заложивших основы национального искусства. Это 3. Насретдинова, X. Сафиуллин, Т. Худайбердина, X. Мустаев, Ф. Саттаров, П. Сулейманова, М. Тагирова, Ф. Юсупов, Ф. Ахметшин, П. Хафизова, Ф. Грюнвальд. На сцене театра оперы и балета дебютировал будущий корифей мирового балета Р.Х. Нуреев. Первый башкирский балет «Журавлиная песнь» был поставлен в 1944 ленинградским балетмейстером Н. Анисимовой на музыку композитора Л. Степанова. Консультантом по башкирскому фольклору выступал молодой композитор З. Исмагилов.

8230 БАЛЕТНОЕ ИСКУССТВО Люди, факты, мнения Народознание

Балерина Гульсина Мавлюкасова,»Бахчисарайский фонтан»

Сюжетную основу балета составили башкирские народные легенды о любви юноши и девушки. Основными типами танцевальности в этом балете были классический и фольклорный башкирский танец, а также пантомима. Пик развития башкирского балета пришелся на 1955– 1975 гг. О профессиональном мастерстве, богатом творческом потенциале артистов свидетельствует репертуар театра в это двадцатилетие. Яркими спектаклями классического и современного репертуара стали «Спящая красавица» и цикл одноактных произведений П.И. Чайковского, «Жизель» и «Корсар» А. Адана, «Дон Кихот» и «Баядерка» Л. Минкуса, «Золушка» С. Прокофьева, «Болеро» М. Равеля, «Тропою грома» К.А. Караева, «Берег надежды» А.П. Петрова, «Шурале» Ф.З. Яруллина и др.

8569 БАЛЕТНОЕ ИСКУССТВО Люди, факты, мнения Народознание

«Жизель», сцена сумасшествия

На рубеже 50–60-х балетную труппу пополнили талантливые танцовщики Ф. Нафикова, Э. Тимергазина, И. Хабиров, В. Галимова, А. Бикчурин, Э. Сулейманова, С. Саттарова и др. В 60–70-е в башкирский балет пришли Л. Куватова, Ш. Терегулов, Ю. Ушанов, Р. Изгина, Л. и В. Шапкины, 3. Ильясова, Ф. Мустаева, А. Валеев. В 70–80-е – Р. Зарипов, Ф. Рахмангулова, Л. Лугина, Э. Валеев и многие другие. С начала 80-х башкирский балет переживал творческий кризис, связанный с распылением артистических кадров, распадом художественно-эстетической программы. Надежды и некоторые перспективы развития балетного искусства в республике наметились с открытием Уфимского хореографического училища (1986) и началом сотрудничества с деятелями Большого театра России. В 90-е в работе над постановками активное участие принимает выдающийся русский хореограф Ю.Н. Григорович. Им поставлен на уфимской сцене балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, Ж. Бизе и Ч. Пуньи, а также сделаны новые редакции спектаклей «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Лебединое озеро» и др.

Читайте также:  Более 30 участников «Хизб ут-Тахрир» задержаны в Башкирии

9207 БАЛЕТНОЕ ИСКУССТВО Люди, факты, мнения Народознание

Балет «Спящая красавица»

Лит.: Хабирова Р.Н., Саитов С.С. Балет // Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа, 1996; Хайруллин Р. Мастера балетного искусства Башкирии. – Уфа, 1963, Синенко С. Рудольф Нуреев: истоки творчества, превратности судьбы. Уфа, 2009.

 

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 2 =

Next Post

БАИТ

Вс Дек 2 , 2012
БАИТ 1. Песня-сказ. Тер­мин заимствован из классической восточной поэзии, буквально означает двустишие, заключающее законченную мысль, из которого складываются рубаи, газель, касыда. 2. Поздний эпико-поэтический жанр башкирского […]
БАИТ