АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787–1851), русский композитор. Вокальное творчество тесно связано с традициями русского городского фольклора начала XIX в. Алябьев — автор популярных романсов («Соловей» и др.), в том числе на тексты социального звучания («Нищая»). Одним из первых Алябьев воплотил в музыке лирику А.С. Пушкина. Среди других сочинений – оперы, балетные композиции, камерно-инструментальная и театральная музыка. Отбывая ссылку в Оренбурге (1833–1834), записывал башкирские и татарские народные напевы, казахские мелодии, на их основе создал вокальный цикл «Азиатские песни», а на башкирскую мелодию, которую Алябьеву сообщил В.А. Верстовский, написал увертюру для симфонического оркестра. Именно собирание и использование Алябьевым башкирских народных мелодий в оригинальных произведениях считается началом вхождения башкирской народной музыки в русло профессиональной музыкальной культуры.
Сочинения Александра Алябьева:
романсы:
На стихи Пушкина: «Два ворона», «Зимняя дорога», «Певец»;
На слова Антона Дельвига: «Соловей» (1826 г.), «Кудри»;
«Вечерний звон» (слова Ивана Козлова),
«Дубрава шумит» (слова Василия Жуковского),
«Жаль мне и грустно» (слова Ивана Аксакова),
«Нищая» (слова Беранже в переводе Дмитрия Ленского),
«Пахитос» (слова Ивана Мятлева),
«Тайная скорбь» (слова Александра Вельтмана),
«Что поешь, краса-девица» (слова В. Домонтовича),
«Я вижу образ твой» (слова А. Бистрома),
«Ясны очи» (слова Дмитрия Ознобишина).
оперы
Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр в Петербурге)
Буря (1830-е гг.)
Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена)
Волшебная ночь (1838-39, не окончена)
Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43)
Аммалат-Бек (1842-47)
оперы-водевили
Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822, Большой театр, Петербург)
Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва)
Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824, Малый театр, Москва)
Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва)
Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825, Большой театр, Москва)
Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825, там же)
Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же)
Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.
балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827)
пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825)
мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?)
кантаты
для орк., в том числе симфония e-moll (1850), увертюра, танцы
для дух. орк., в том числе увертюры
инстр. ансамбли
3 струн. квартета (ь 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825)
2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834)
фп. квинтет (1815?)
соната для скр. и фп. (1834)
квартет для 4 флейт
квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.
пьесы и циклы вариаций для разных инструментов
фп. пьесы, в том числе соната, танцы
хоры и хор. обработки собств. соч.
романсы для голоса с фп. (св. 150)
вок. ансамбли
обр. нар. песен, в том числе
Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961)
Азиатские песни (1833-35?)
и др.
музыка к драм. спектаклям — Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.