Кизический мужской монастырь

kizicheskij-monastyr Кизический мужской монастырь Православие ТАТАРСТАН

Кизический мужской монастырь

«В трех верстах от Казани возвышаются стены Кизического монастыря. Вот место, которое питает мою меланхолию, вот куда я часто прихожу грустить и проливать слезы!.. Иногда сижу под тенью его башен, рассматриваю картину окрестности и погружаюсь в томную, унылую задумчивость. В прекраснейшей перспективе виден весь город, по правую сторону несколько селений, а полевую, к самым стенам монастыря, примыкает сосновая роща; она ни зимою, ни летом не переменяет виду своего, и белеющиеся башни придают нечто печальное мрачной ее зелени…».

Такое романтическое описание монастырской обители оставил нам казанский поэт Гаврила Петрович Каменев (1772-180З)1. Он любил проводить время в сосновой роще на кладбище Кизического монастыря, называя это место Хижицы. Теперь мало что напоминает виденную поэтом картину. Из всего монастырского комплекса остались только Владимирская церковь и корпус келий. По части бывшего некрополя, занимавшего обширную территорию почти до нынешнего Дворца культуры химиков, проложены трамвайные пути.

Основные строения Кизического монастыря пострадали в 30-е гг. XX в.

Их разобрали с тем, чтобы использовать монастырский кирпич на нужды жилищного и коммунального строительства Заречья. Был утрачен главный храм обители — Введенская церковь с приделом кизических мучеников, построенная в конце XVII в. и являвшаяся ярким образцом русского барокко. Разрушению подверглась монастырская четырехъярусная колокольня высотой 56 метров, построенная в 1835-1837 гг. по проекту казанского губернского архитектора Ф. И. Петонди на пожертвования купеческой семьи Котеловых.

Была снесена зимняя Успенская церковь, воздвигнутая в 1882 г. на пожертвования купца Н. И. Вениаминова-Башарина. Нет и кирпичных стен, окружавших монастырский комплекс, в который входили также хозяйственные постройки, плодоносящий сад, живописный пруд, колодец.

Оставшиеся помещения были переданы в ведение районного военного комиссариата, под жилье, склады и гаражи. Напоминанием о некогда шумевшем вокруг святой обители могучем боре служит небольшая сосновая рощица.

27 декабря 2001 г. Глава администрации г. Казани К. Ш. Исхаков подписал постановление о передаче комплекса Кизического монастыря Казанской епархии Русской православной церкви. Вскоре начались реставрационные работы, продолжающиеся и по сей день.

Возрождение обители невольно пробуждает интерес к ее истории. И здесь незаменимым источником являются подробнейшие описания Кизического монастыря и его некрополя, сделанные епископом Никанором.

Епископ опубликовал свои записки в 1891-1892 гг., к 200-летию основания монастыря. Рукопись его разысканий объемом в 52 страницы хранится в фондах Национального архива Республики Татарстан.

Основание монастыря в 1688 г. в литературе связывают с попытками избавить жителей приказанских сел от лихорадки, или как ее тогда называли — «трясовичной болезни».

Места за Казанкой были болотистыми, низкими, самое раздолье для малярийных комаров. А вот сосновый бор располагался на возвышенности. Больные приходили сюда молиться и, по преданию, получали исцеление.

Тогдашний казанский митрополит Адриан вспомнил о девяти святых мучениках, подвизавшихся в г. Кизике и обладавших, по преданию, даром исцелять людей от лихорадки. Он обратился с предложением к общему городскому совету поставить церковь на известном нам месте, там, где проводилась с 1654 г. встреча крестного хода из Седмиозерной пустыни с чудотворной иконой Седмиозерной Смоленской Божьей Матери.

Читайте также:  Духовное образование в Уфимской епархии

Предложение это было поддержано, и с 1687 г. началось строительство деревянного храма, завершенное в 1688 г. Как раз к тому времени совершенно прекратилась вспыхнувшая в городе и его окрестностях год назад эпидемия малярии.

Монастырь.стал местом массового паломничества.

В 1692 г. состоялось его официальное открытие, а на следующий год по распоряжению патриарха Адриана сюда были перенесены мощи девяти кизических мучеников (их мощи были привезены в Россию в 1654 г.). Хранившиеся в ковчеге мощи стали главной святыней монастыря, и ежегодно их носили по городу вместе с чудотворной Седмиозерной иконой. Как чудотворные почитались и две хранившиеся в главном храме монастыря иконы — Кизической Божьей Матери и Виленской Божьей Матери.

В 1693-1698 гг. Кизический монастырь служил летней резиденцией Казанского митрополита Маркела. Основные доходы обитель получала от паломников, приходивших к мощам кизических мучеников, и особенно от крестного хода. Монастырь владел пахотными землями и сенокосными угодьями, мукомольней, на р. Волге имел заводь для рыбной ловли.

kizicheskij-monastyr Кизический мужской монастырь Православие ТАТАРСТАН

До 1917 г. при Кизическом монастыре действовали школа псаломщиков и церковно-приходская школа с приютом. В приюте содержались в основном дети марийцев, которые по традиции относились к этому монастырю с большим уважением.

Для казанцев Кизический монастырь был одним из излюбленных мест загородных экскурсий. Как отмечал Н. П. Загоскин, этому способствовали его близость к городу и прекрасная сосновая роща, примыкавшая к обители9.

Из работ епископа Никанора мы узнаем также ценные сведения об истории монастырского некрополя, его захоронениях.

Кладбище состояло из пяти участков (или частей). Самым ранним по времени был первый участок (захоронения производились с 1772 по 1889 г.), а самым поздним -пятый (захоронения производились с 1825 по 1892 г.)10. Наши подсчеты показывают, что на пяти участках было 738 захоронений. Однако в списках епископа Никанора отсутствуют сведения обо всех захоронениях с конца XVII в. вплоть до 1772 г. (старинные записи XVIII в., хранившиеся в библиотеке Кизического монастыря, были утрачены).

img62 Кизический мужской монастырь Православие ТАТАРСТАН По некоторым данным, на этом кладбище хоронили казанцев, умерших от бубонной чумы, свирепствовавшей в крае в 1654-1656 гг. Имеются отрывочные сведения, согласно которым на монастырском погосте захоронения производились до начала первой мировой войны и даже после нее. В целом есть основания полагать, что здесь нашли свой последний приют не менее трех тысяч человек.

Кого принимал к себе некрополь Кизического монастыря?

Поначалу на монастырском погосте хоронили иноков. Свое место имел и Казанско-Богородицкий женский монастырь. Со временем кладбище сильно разрослось и стало одним из почитаемых в городе. На нем было немало дворянских и купеческих захоронений, такие фамилии, как Дрябловы, Каменевы, Желтухины, Хворовы, Котеловы, Мергасовы, Вениаминовы, Башарины, Апехтины, Осокины, Чертовы, Горталовы, Чемесовы, Поспеловы.

Читайте также:  Уфимское училище искусств - Уфа от А до Я

11572_20110417_010408 Кизический мужской монастырь Православие ТАТАРСТАН

Из Дрябловых следует упомянуть купца, заводчика, первого в истории Казани городского голову Ивана Федоровича Дряблова (1727-1774); из Каменевых — Петра Григорьевича Каменева (1740-1776), Гаврилу Петровича Каменева (1772-1803) и Анну Петровну Каменеву (в замужестве Апехтину), т. е. отца, сына и дочь. П. Г. Каменев, происходивший из татарского рода Мокуловых, был купцом 1-й гильдии, бургомистром городского магистрата, затем городским головой. Г. П. Каменев известен как заметный представитель предромантизма, автор поэм «Громобой», «Громвал».

Похоронен был Гаврила Петрович на территории монастыря к востоку от колокольни11. Заметим, что у стен Кизического монастыря завершил свой земной путь друг поэта Г. П. Каменева литератор С. А. Москотильников (1768(?)-1852). Дочерью А. П. Каменевой была А. А. Фукс, состоявшая в замужестве за профессором Казанского университета К. Ф. Фуксом.

Здесь были могилы бывшего правителя Казанского и Вятского наместничеств Ф. Ф. Желтухина (1740-1817), его сына П. Ф. Желтухина (1778-1829) -генерал-лейтенанта, ревизора Казанского университета; наместника Казанского наместничества СМ. Баратаева (1745-1799), его жены, детей и внуков; именитого купца, городского головы Ф. И. Хворова (1759(?)-1830 г.).

В Казани между улицами Георгиевской (Свердлова) и Ново-Горшечной (Бутлерова) существовал Хворовский переулок, где находился пивоваренный завод Хворова.

Небезызвестными личностями были купец 1-й гильдии, владелец кожевенного завода в Ягодной слободе И. Н. Котелов (1789-1860); дворянин, участник заграничных походов А. В. Суворова, казанский долгожитель, проживший 105 лет, А. А. Чертов (1762-1867 г.).

На территории Кизического монастыря похоронены известные казанские губернаторы. Среди них — Б. А. Мансуров (1754-1814) и граф И. А. Толстой (1757-1820), дед писателя Л. Н. Толстого. Могила И. А. Толстого находилась в нескольких метрах к востоку от монастырской колокольни.

Судя по дореволюционным фотографиям, памятник представлял собой стилизованную вазу, покоящуюся на трех плитах, нижняя из которых чудом сохранилась до наших дней. Имеются сведения, что будущего студента Казанского императорского университета Льва Толстого часто видели у могилы своего именитого деда, в роще и на берегу монастырского пруда.

kizicheskij-muzhskoj-monastyr Кизический мужской монастырь Православие ТАТАРСТАН

Среди монастырских могил нередки были захоронения казанских ученых, просветителей, лиц, потрудившихся на ниве народного образования.

Предпочли быть погребенными на погосте Кизического монастыря историк, экономист, профессор Казанского университета П. С. Кондырев (1789-1823), известный и тем, что он был редактором газеты «Казанские известия»; историк, директор I Казанской гимназии, ректор Казанского университета И. Ф. Яковкин (1764-1836); астроном, член-корреспондент Петербургской академии наук, ректор, профессор Казанского университета, участник экспедиции, открывшей Антарктиду, И. М. Симонов (1794-1855)14; тайный советник, попечитель Казанского учебного округа, товарищ Г. Р. Державина и С, Т. Аксакова Е. А. Грубер (1791(?)-1859 г.); математик, член Петербургской академии наук, ученик Н. И. Лобачевского, принявший от учителя кафедру математики, А. Ф. Попов (1816-1879); протоиерей, известный казанский историк, настоятель храма в Спасской башне Казанского кремля П. Е. Заринский (1830-1881); доктор медицины, основатель казанской школы физиологии, профессор, ректор Казанского университета Н. О. Ковалевский (1840-1891).

Читайте также:  Георгиевские кавалеры в Сарапуле

В некрополе Кизического монастыря обрели последний покой сотни людей — известных, малоизвестных и совсем неизвестных. Все они были частью нашей общей истории. Проявить уважение к упокоившимся, восстановить порушенные могильные камни — значит исполнить долг памяти.

 

ДОПОЛНЕНИЕ

Некрополь Кизического монастыря

Трудами Архиепископа Казанского и Свияжского Никанора (Каменский Никифор Тимофеевич, 1847-1910) и Казанского краеведа Н.Я. Агафонова сохранены были для потомков имена жителей Казани, нашедших упокоение у стен Кизической обители. Захоронения здесь производились в период с 1772 по 1932 гг.

В опубликованном в 1891 году историческом очерке, посвященном двухсотлетию существования Кизического монастыря, епископ Никанор сетует на утрату многих памятников некрополя:

«Древнейшие надписи надгробные могли бы служить наилучшими указателями того, насколько Кизический монастырь пользовался уважением граждан с первых же лет его существования (в конце XVII в.). Но к сожалению таких памятников всеразрушающее время не пощадило. Оно губительно подействовало и на памятники XVIII века, оно жестоко отнеслось ко многим памятникам XIX века, не пощадило многие и новейшие памятники. Письменные документы тоже не сохранили никаких известий о начале кладбища».

По оценкам Казанского историка и краеведа Анатолия Михайловича Елдашева здесь «нашли свой последний приют не менее трех тысяч человек». Особенно интенсивному разрушению монастырские здания и кладбище подверглись в 50-60 годы прошлого столетия. Отдельные памятники и плиты сохранялись здесь еще и 1970-е годы.

В 2002 году территория частично (а с 2006 года полностью) возвращена Русской Православной церкви. В настоящее время активно идут реставрационные и строительные работы, а в храме святого князя Владимира ежедневно проводятся утренние и вечерние службы.
Ныне в парке, что разбит на территории бывшего некрополя, установлен крест и символическая книга с именами некоторых казанцев, захороненных когда-то здесь. Вот часть этих имен:
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих…

Дряблов И.Ф. 15.XI.1728 – 24.XI.1774, фабрикант, гоштинский коммерции советник. первый в истории Казани городской голова

Каменев П.Г. 1740 – 12.X.1776, купец I гильдии, третий городской голова

Апехтина А.П. 1771 – 1794, дочь П.Г. Каменева, муж ее А.И. Апехтин был городничим.
Баратаев С.М. 1745 – 30.XII.1798, (сын Мельхиседека Бараташвили – грузинского князя) князь, Казанский наместник

Каменев Г.П. 1772 – VII.1803, незаслуженно забытый писатель, предшественник Жуковского, Батюшкова, с его именем связано зарождение жанра баллады

Мансуров Б.А. 1754 – 1814, Казанский гражданский губернатор, при нем в Казани открылся университет (1805 г.), участвовал в формировании Казанского ополчения в 1812 г.

Чичагов Н.В. … – 1816 полковник, командир Казанского ополчения, успешно воевавшего в Пруссии против французских войск в 1813-1814 гг.

Желтухин Ф.Ф. 1740 – 1817 из дворян, Казанский вице-губернатор, правитель Вятского наместничества.

Толстой И.А. 20.VII.1757-21.III.1820. граф, дед писателя Л.Н. Толстого, Казанский гражданский губернатор

21 Кизический мужской монастырь Православие ТАТАРСТАН

26 Кизический мужской монастырь Православие ТАТАРСТАН

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 1 =

Next Post

Новокрещены из татар и служилые татары

Чт Ноя 5 , 2015
Московское государство в силу своего территориального расположения с начала существования являлось державой евроазиатской. Необходимость поддерживать контакты как с европейскими, так и с азиатскими странами предъявляла […]
Новокрещены из татар и служилые татары