46367457

История мусульман Нижегородской области

Нижегородскую умму можно считать единственным региональным мусульманским сообществом Поволжского федерального округа, которое тяготеет к Московскому исламскому полюсу.

Причиной этого стало абсолютное доминирование в мусульманском сообществе Нижегородской области мишарей, традиционно обособлявшихся от казанских татар. Публикуемая статья исламоведа Романа Силантьева «Новейшая история исламского сообщества Нижегородской области» исследует эту особенность.

…Исламское возрождение в Нижегородской области началось в 1988 году, когда горьковская Соборная мечеть была возвращена мусульманам. В январе 1991 года решением пленума ДУМЕС ее мусульманские общины были объединены в Горьковский мухтасибат, который возглавил имам-хатыб горьковской Соборной мечети Умар Идрисов1.

Первая волна раскола обошла нижегородскую умму стороной, и в начале 1994 года Горьковский мухтасибат, переименованный к этому времени в Нижегородский, вошел в состав новообразованного ДУМЦЕР. В мае того же года Нижегород¬ский мухтасибат был преобразован в ДУМ Нижнего Новгорода и Нижегородской области (ДУМ НН и НО), а его мухтасиб Умар Идрисов стал муфтием, хотя долго стеснялся носить этот почетный титул.

28 августа 1992 года в селе Медяна Краснооктябрьского района состоялось торжественное открытие религиозно-просветительского комплекса, состоящего из Соборной мечети «Рашида» и мемориала памяти имамов, погибших в годы сталинских репрессий. Впоследствии при комплексе было создано также среднее медресе «Медина» и целый ряд социальных служб. Постепенно за Медяной закрепилась слава главного духовно-просветительского центра нижегородских мусульман, тем более что мечеть «Рашида» благодаря своей оригинальной архитектуре стала одной из красивейших мечетей России 2.

3674747856865

В сентябре 1994 года Нижегородский муфтият вместе с ДУМЦЕР вышел из ЦДУМ, однако его руководство воздержалось от участия во внутримусульманском противостоянии, сохраняя хорошие отношения как с верховным муфтием Талгатом Таджуддином, так и с муфтием Равилем Гайнутдином. Это позволило нижегородской умме избежать внутреннего раскола и спокойно развиваться.

29 октября 1994 года при Соборной мечети Нижнего Новгорода открылось среднее медресе «Махинур», призванное готовить имамов для нужд Нижегородского муфтията 3. Начали издаваться первые мусульманские газеты на русском и татарском языках, при многих мечетях открылись исламские курсы.

Первая серьезная попытка втянуть ДУМ НН и НО во внутримусульманский конфликт была отмечена в июне 1997 года, когда влиятельный татарский меценат Ряшит Баязитов поссорился с московским муфтием Равилем Гайнутдином и принудил финансово зависящий от него Нижегородский муфтият заявить о выходе из ДУМЦЕР*. Серьезных последствий это заявление не имело, и нормальные отношения между ДУМ НН и НО и ДУМЕР сохранились4.

В начале 1999 года Нижегородский муфтият не продлил свое членство в ДУМЦЕР, которое было перерегистрировано как ДУМЕР. Сейчас он зарегистрирован как самостоятельная организация, однако фактически входит в ДУМЕР, а через него — в Совет муфтиев России. Муфтий Умар Идрисов проводит независимую внешнюю политику, и в частности, поддерживает тесные связи с ЦДУМ5.

В 2000 году Нижний Новгород стал столицей новообразованного Приволжского федерального округа (ПФО), что весьма позитивно сказалась на положении ДУМ НН и НО. Умар Идрисов быстро нашел общий язык с полномочным представителем Президента РФ в ПФО С.В. Кириенко, который оценил миролюбивую политику нижегородского муфтия и часто приводил его в пример враждующим мусульманским лидерам ПФО.

К началу 2001 года количество находящихся в подчинении ДУМ НН и НО общин достигло 50, что потребовало оптимизации его административно-территориальной структуры. 1 марта 2001 года на очередном меджлисе Нижегородского муфтията было принято решение образовать пять мухтасибатов: в Нижнем Новгороде, Пильнинском, Спасском, Сергачском и Краснооктябрьском районах6.

23 июня 2001 года в Нижнем Новгороде состоялось торжественное открытие второй городской мечети «Таубэ». В праздничном мероприятии приняли участие представительные делегации ЦДУМ, Совета муфтиев России и КЦМСК. На следующий день в Нижнем Новгороде был проведен круглый стол на тему «Исламский фактор в российской политике», в котором принял участие тесно сотрудничающий с ДУМ НН и НО полпред С.В. Кириенко. Участники круглого стола призвали создать межконфессиональный совет ПФО для упрочения сотрудничества между традиционными религиями7.

3254635645714 июля 2002 года в селе Петряксы Пильнинского района состоялось открытие новой мечети, которая была зарегистрирована в составе Казанского муфтията. Присутствовавший на церемонии открытия муфтий ДУМ РТ Гусман Ихаков заявил, что в ближайшее время при петряксинской мечети планируется открыть филиал казанского Российского исламского университета. Руководство ДУМ НН и НО, в свою очередь, расценило случившееся как вторжение Казанского муфтията на свою территорию, однако предпочло не обострять конфликт и ограничиться лишь публичным выражением своего неудовольствия8.

В середине мая 2004 года в Нижегородской области прошли торжества в честь 10-летнего юбилея ДУМ НН и НО и 90-летнего юбилея Соборной мечети Нижнего Новгорода. К двойному юбилею были приурочены открытие музея в религиозно-просветительском комплексе села Медяна, презентация документального фильма «Мусульмане Нижегородчины» и новых книг об истории нижегородской уммы, а также разнообразные конференции, семинары и круглые столы 9.

 

2005–2006 гг.

Довольно безоблачное существование Нижегородского муфтията, во время которого он не вмешивался во внутримусульман¬ское противостояние и сохранял дружественные отношения с властными структурами и Нижегородской епархией, перестало быть таким в 2005 году. Все началось с выступления муфтия Умара Идрисова на конференции «Исламское возрождение в татарском обществе: проблемы и перспективы» (Казань, 23 июня 2005 года), в ходе которого он призвал российских мусульман создать единое духовное управление и упомянул о том, что «наверное, все присутствующие знают, что в истории нашей страны именно Церковь неоднократно выступала против создания единой, объединенной, сильной мусульманской религиозной структуры»10.

Летом того же года Идрисов предложил избрать единым муфтием России Равиля Гайнутдина, а также начал активно лоббировать идею введения поста вице-президента-мусульманина. Вторую инициативу поначалу поддержал и Равиль Гайнутдин, однако после резкого окрика из Администрации Президента он немедленно поменял свою позицию и переложил всю вину на нижегородского муфтия11. Впрочем, это не смутило Умара Идрисова. 1 сентября 2005 года он в своей речи, посвященной годовщине трагических событий в Беслане, произнес следующую фразу: «В октябре 1552г. русское воинство, напутствуемое духовенством, получило разрешение на резню всех татар мужского пола в Казани, всех, кто был выше колесного обода», чем фактически приравнял православное духовенство к духовным лидерам террористов-детоубийц12.

Осенью того же года на официальном сайте Нижегородского муфтията появились материалы, которые резко критиковали празднование Дня народного единства, обвиняя Русскую Православную Церковь в его некорректном лоббировании, сообщали об антиисламском сговоре Московского Патриархата с властью и призывали мусульман оказать влияние на выборы следующего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В итоге в декабре 2005 года Нижегородская епархия выступила со следующим заявлением: «В последнее время некоторые представители Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) выступили с заявлениями, которые дестабилизируют сложившиеся межконфессиональные и межэтнические отношения в регионе. В связи с этим Нижегородская епархия Русской Православной Церкви заявляет, что Нижегородскую область всегда отличали веротерпимость, межрелигиозный мир и взаимное уважение традиционных для нашей страны религиозных сообществ. Подобного рода безответственные действия представителей Духовного управления мусульман Нижегородской области являются провокационными и направлены на разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды. Нижегородская епархия выражает серьезную озабоченность в связи с вышеизложенным и призывает все здоровые силы общества противостоять участившимся попыткам расшатать стабильную политическую и религиозную ситуацию в регионе». После этого Нижегородская епархия прекратила все отношения с ДУМ НН и НО13.

В июне 2006 года муфтий Умар Идрисов нашел еще одного врага, которым оказался полномочный представитель Президента в ПФО Александр Коновалов. «Очень опасно, что полпредство президента в ПФО пытается играть на противоречиях между мусульманскими организациями, чтобы столкнуть их лбами и представить мусульман слабыми и разобщенными. При полпреде Кириенко был разработан скандальный антиисламский проект “Русский ислам”, при нынешнем полпреде полпредство проводит линию полной, абсолютной, тотальной поддержки только одной конфессии — РПЦ МП — в ущерб всем другим. <…> Обращаю внимание присутствующих, что именно информационное сопротивление линии полпредства со стороны мусульман Нижегородчины вызвало у властей предержащих столь неумную и яростную атаку на наше Духовное управление вплоть до сепаратных переговоров полпреда Коновалова с мусульманскими организациями ПФО о замене мусульманских лидеров Нижегородской области иными фигурами. Это я к тому, что мусульманские СМИ в лице медиахолдинга ДУМНО — газета “Медина”, наш сайт, журнал “Минарет” и другие — рады предоставить свои страницы всем желающим высказаться по поводу происходящего сегодня в Поволжье ползучего геноцида коренных народов нашего региона», — заявил Идрисов в одном из своих выступлений, пообещав пожаловаться на полпредство в Совет Европы14. Вместе с этим неудовольствие муфтия вызвал и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, который якобы выделял на нужды ДУМ НН и НО и татарских национально-культурных автономий слишко мало — по сравнению с епархией — денег 15.

456367645745

История мусульман Нижегородской области

Параллельно с этим сайт Нижегородского муфтията вел беспощадную борьбу еще с целым рядом структур — сайтом «Ислам.ру», Национальной организацией русских мусульман и Исламским комитетом Гейдара Джемаля, ДУМ Пермского края и продюссерской группой фильма «9 рота» 16. Доставалось на его страницах и Совету муфтиев России — помимо резкой критики этой организации как таковой17, серьезные обвинения в хамской форме выдвигались и ее отдельным представителям — муфтию Мукаддасу Бибарсову, обвиненному в продажности властям 18, первому заместителю муфтия Татарстана Валиулле Якупову, обвиненному в работе на врагов ислама 19, главе Московского областного мухтасибата ДУМЕР Арслану Садриеву, упрекавшемуся в «абсолютной, тотальной неграмотности и некомпетентности»20, и даже имам-хатыбу московской Мемориальной мечети Шамилю Аляутдинову, уличенному в крохоборстве и издевательстве над религиозными чувствами мусульман 21.

Таким образом, менее чем за год муфтий Умар Идрисов сумел поссориться с коллегами по Совету муфтиев России, полномочным представителем Президента РФ в ПФО, Нижегородской епархией и всей Русской Православной Церковью в целом, а также с целым рядом СМИ. Некогда спокойная жизнь ДУМ НН и НО превратилась в сплошную череду скандалов, взаимоисключающих заявлений и сомнительных инициатив, которые уронили его авторитет до критически низкой отметки. Ряд экспертов предположил, что ответственность за смену курса Нижегородского муфтията лежит на молодом заместителе Умара Идрисова, ректоре медресе «Махинур» Дамире Мухетдинове, авторству которого принадлежало большинство громких заявлений. По их версии, Мухетдинову просто надоело быть вечно вторым лицом, и он в лучших традициях лидеров Совета муфтиев России решил предать своего учителя, подставив его под удар целого ряда влиятельных групп с тем, чтобы впоследствии самому стать муфтием Нижегородской области22. Правдоподобность этой версии придавало то обстоятельство, что работу сайта ДУМ НН и НО, равно как и периодически публиковавшихся материалов курировал именно Мухетдинов, и именно он размещал на нем наиболее резкие материалы Информационно-аналитического центра при представительстве Совета муфтиев России в ПФО и Аналитического центра нижегородских мусульман «Амаль».

Муфтий Умар Идрисов о едином муфтии

Давайте трезво оценим нынешнюю ситуацию: мы стоим у опаснейшей черты, реально угрожающей нашей нации и всей умме, — и найдем силы признаться самим себе, что совещательный этап мусульманских лидеров, на котором мы ныне находимся, уже пройден и фактически изжил себя. В новых условиях нам необходимо создать единое Духовное управление мусульман России!!! Только такая, объединенная и мощная, структура позволит нам достаточно качественно вести диалог с Церковью на относительно равных условиях — это во-первых. Наверное, все присутствующие знают, что в истории нашей страны именно Церковь неоднократно выступала против создания единой, объединенной, сильной мусульманской религиозной структуры. Очевидно, со стороны для них видно, в чем именно состоит наша сила и наши возможности. А ведь Церковь, как известно, очень консервативная структура, позиция которой — в частности, относительно мусульман — не меняется веками.

Во-вторых, объединенное Духовное управление мусульман станет нашим ответом на попытки властей раздробить мусульман и играть на наших противоречиях, чтобы легче было игнорировать проблемы уммы и навязывать нам свое видение развития общества. Мы должны показать властям и всему обществу, что мы сильнее, чем им виделось раньше, что у нас есть сбалансированная и единая позиция по основным вопросам государственного и социального устройства.

В-третьих, объединение мусульман поможет нам контролировать ситуацию с радикалами — вольными критиками, которые, называя себя «салафитами», на деле палец о палец не ударяют для развития уммы. Для радикалов, как известно, все, что касается Духовного управления мусульман, связано с государством или с позицией того или иного муфтия, а потому подлежит беспощадной критике. Чуть ниже я еще вернусь к этой теме, а сейчас замечу, что мы вместе должны преодолеть этот негативный имидж, в том числе и путем отречения от наших амбиций, создав своеобразную вертикаль власти среди имамов 23.

Современное положение мусульманского сообщества
Нижегородской области

По количеству зарегистрированных мусульманских организаций Нижегородская область занимает восьмое место среди регионов ПФО. В настоящее время численность этнически мусульманского населения Нижегородской области превышает 67 тысяч человек (десятое место среди регионов ПФО), а его доля достигает 2% (последнее место среди регионов ПФО).

Нижегородская умма моноэтнична благодаря абсолютному преобладанию татар (главным образом мишарей). Доля всех народов Поволжской уммы достигает в ней 79%, Кавказской уммы — 18% и Среднеазиатской уммы — 3%.

В области действуют 54 мусульманские организации (8,8% от числа всех зарегистрированных, десятое место среди регионов ПФО), из которых 52 входят в юрисдикцию ДУМ НН и НО, а одна— в юрисдикцию Казанского муфтията. Большинство махалля расположено в южных районах Нижегородской области — Сергач¬ском, Спасском, Пильнинском и Краснооктябрьском. Обеспеченность общин мечетями высокая.

ДУМ НН и НО ведет плодотворную деятельность во всех сферах, необходимых для реисламизации нижегородской уммы. Более десяти лет при Соборной мечети Нижнего Новгорода действует среднее медресе «Махинур», которое имеет один филиал (медресе «Медина» в селе Медяна), восемь отделений, три воскресные и пять летних школ. Это учебное заведение позволяет обеспечивать потребности ДУМ НН и НО в имамах и вести просветитель¬скую работу24. 3 октября 2005 года было зарегистрировано еще одно учебное заведение ДУМ НН и НО — Нижегородский Исламский институт им. Хусаина Фаизханова. Строительство корпуса института пообещал профинансировать Исламский банк развития 25.

По количеству издаваемых ДУМ НН и НО периодических изданий лишь немногим уступает ДУМ РТ и ДУМ Дагестана, считающихся признанными лидерами в этой области. Нижегородский муфтият выпускает на русском и татарском языках газеты «Нур аль-Ильм», «Жихан», «Медина», «Мадинат аль-Ислам» и «Атфаль», а также вместе с ДУМЕР и ДУМ РТ принимает участие в издании журнала исламской доктрины «Минарет». Общий тираж его изданий превышает 30 тысяч экземпляров. Помимо периодических изданий при содействии факультета международных отношений Нижегородского государственного университета выпускается также много религиозной и исторической литературы. На нижегород¬ском областном канале ННТВ два раза в месяц выходит посвященная исламу передача «Минарет». Официальный веб-сайт ДУМ НН и НО «Ислам в Нижнем Новгороде» выглядит одним из активных русскоязычных сайтов мусульманской тематики26.

Нижегородский муфтият осуществляет многостороннюю социальную работу, помогая детским домам и домам престарелых, собирая помощь малоимущим и пострадавшим от террористических акций. Под эгидой ДУМ НН и НО в области открыты многочисленные курсы изучения ислама и татарского языка, проводятся детские летние лагеря. В апреле 2004 года при поддержке медресе «Махинур» в Нижнем Новгороде открылся Клуб общения мусульман27.

Особое внимание ДУМ НН и НО уделяет работе среди молодежи. Так, в марте 2004 года в Соборной мечети Нижнего Новгорода прошел первый слет мусульманской молодежи, по итогам которого было создано мусульманское молодежное движение татар «Яшьляр».

Нижегородский муфтият часто дает публичную оценку злободневным событиям в стране и мире, проводит многочисленные конференции, семинары и митинги, борется с исламофобией. С 2005 года его лидеры провели ряд мероприятий по объединению росийских мусульман под эгидой Равиля Гайнутдина, самым известным из которых стал Всероссийский мусульманский форум 4–5 ноября 2005 года, который, правда, собрал лишь второстепенных лидеров Совета муфтиев и никаких серьезных решений не принял.

В Нижегородской области отмечается активная деятельность сторонников радикального ислама, однако их небольшие группы в регионе все же присутствуют. Так, в 2004 году в области была выявлена ячейка экстремистской партии «Хизбут-Тахрир», а 1 октября 2004 года был произведен арест одиннадцати ее членов, которые были обвинены в совершении преступлений террористического характера28. Правда, представители Информационно-аналитического центра при представительстве Совета муфтиев России в ПФО имели свою точку зрения на этот вопрос. «Почему силовые ведомства, столь решительно показывающие свои возможности, скажем, в полностью высосанном из пальца деле о партии “Хизб ат-Тахрир”, превентивно арестовывающие сотни мусульман по всей стране лишь по подозрению в… чтении книг турецкого ученого Саида Нурси (!), не стесняющиеся врываться в официальные медресе и мечети для задержания “черных” даже без повода, так спасовали перед “хулиганами”-скинхедами?» — писали они в газете «Медина аль-Ислам», тем самым недвусмысленно определяя свою позицию по отношению к «Хизбут-Тахриру»29.

Кроме того, под эгидой ДУМ НН и НО действует «Благотворительный культурно-образовательный пансион “Волга”», который неоднократно называли подразделением секты «Сулейманджи». «Одновременно с адыгейской пантюркистской школой в Автозаводском районе Нижнего Новгорода в собственном здании (!) открылся “Благотворительный культурно-образовательный пансион «Волга»”, куда набирали “одаренных детей преимущественно из малообеспеченных и многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей”. Речь шла только о мальчиках 13–14 лет, то есть группа, на которую делают ставку пантюркисты, очерчена достаточно четко. Как сообщила нижегород¬ская газета “Новое дело”, директором пансиона стал турок Ахмед Йавычан, хотя реальное управление всеми делами сосредоточено в руках казахского гражданина Саидахмета Куанова (который в свое время и сам обучался в системе пансионов “Сулейманджи”). Характерно, что лицензии на образовательную деятельность не было и у “Волги”, что вызвало законные претензии областного Министерства образования», — писала о пансионе эксперт ИА «Росбалт» Яна Амелина30. Впрочем, представители ДУМ НН и НО всячески отрицали эту информацию и даже грозились подать в суд на журналиста ОРТ Николая Мамонтова, озвучившего версию Яны Амелиной в своем фильме «Свободные радикалы» (ОРТ, 19 февраля 2006 года) 31.

 

Официальный сайт ДУМ Нижнего Новгорода и Нижегородской области о праздновании Дня народного единства

Обращение президиума ДУМНО в связи с празднованием Дня народного единства (2 ноября 2005 года)

Дорогие братья и сестры!

4 ноября наша страна будет впервые отмечать День народного единства. Этот праздник установлен в России по инициативе Межрелигиозного совета, в который входят руководители всех религиозных конфессий страны. В этот день мы будем отдавать дань памяти нашим великим соотечественникам, нашим предкам, народному ополчению под руководством Минина и Пожарского. Этот праздник объявлен общенациональным, общероссийским, ибо он символизирует собой единение народов России, особенно в дни испытаний, в дни кризисов.

Это день памяти событиям 1612 г., когда в едином духовном патриотическом порыве именно простой народ, как всегда в годину испытаний, не жалея живота своего, верой и правдой послужил своей Родине. И все мы гордимся тем, что этот духовный порыв служения Родине объединил и русских, и татар, и мордву, и чувашей, и иных людей, живших в те времена на Нижегородчине.

Мы, мусульмане, считаем День единения народов близким для себя, потому что народное ополчение на треть состояло из татар-мусульман. И так было всегда в самые трудные и судьбоносные моменты истории нашего государства. Только единство народов помогало нам выдержать все муки и испытания, только единство, доверие друг другу и любовь к Отечеству помогало нам отстоять независимость нашей Родины. Так было в 1612-м, и в 1812-м, так было в суровые годы Великой Отечественной, а для мусульман любовь к Отечеству, служение Отечеству, служение людям — часть веры.

И сегодня 150-тысячная мусульманская умма Нижегородчины служит России, служит Исламу, служит миру и согласию и сплочению общества. Да, нам не просто, нам бывает очень непросто в полуторамиллионном городе, где нас порой считают чужими, но мы искренне верим в Бога и поэтому знаем, что люди уже по своему происхождению не могут быть чужими, уже потому, что мы, люди, — самые любимые творения Аллаха. Верующие люди — уже братья, так учит нас наша религия, наша вера!

И поэтому пусть этот День народного единства наполнится добром и любовью к ближним! Мы призываем всех, каждого россиянина, каждого нижегородца, каждого человека, раба Божьего, и в этот день, и в остальные дни своей жизни ради довольствия Аллаха, ради обретения Его милости и прощения бескорыстно и искренне служить людям, служить и помогать добрыми словами и конкретными делами!

И мы сегодня молим Аллаха: Да вселит Он в сердца правителей мудрость и справедливость, да наставит богатых к доброте и щедрости, а нас всех к милосердию, состраданию и любви друг другу!

Да объемлет милость Аллаха всех и каждого. В мире счастья, доверия, служению друг другу да поможет нам Господь увидеть еще много, много праздников, процветание и величие России.

 

Из статьи «О необходимости выхода мусульманских организаций из Межрелигиозного совета России» (5 декабря 2005 года)

Духовное управление мусульман Нижегородской области (ДУМНО) ранее уже высказывалось о необходимости критически подойти к вопросу об участии мусульманских организаций в работе Межрелигиозного Совета России (МСР). Одним из основных побудительных мотивом этого явилось включение с подачи Межрелигиозного Совета в календарь государственных праздников нового праздника— Дня народного единства — 4 ноября.

Не является секретом, что данный праздник был предложен на заседаниях МСР представителями Русской Православной Церкви. Конечно, необходимость такого праздника в целях подлинного единения разобщенных слоев российского социума назрела уже давно, однако члены МСР (а мусульмане представлены в этой организации аж тремя, зачастую конкурирующими между собой центрами) некритически подошли к этому предложению. В результате ни один из участников Межрелигиозного совета, включая и три мусульманских центра, не только не заметили в данном предложении ничего странного, но и, по большому счету, вольно или невольно стали соавторами очередной в истории нашей страны попытки церковно-государственного симбиоза, против которого выступали наши предки, начиная со Средневековья и вплоть до Октябрьского переворота 1917 г.

Историкам хорошо известно о том, что 4 ноября 1612 г. в российской истории не произошло ровным счетом ничего значимого. Однако в начале 1630-х гг. Русская Православная Церковь стала отмечать 22 октября по старому стилю (что соответствует 4 ноября по новому стилю) как день почитания Казанского списка иконы Богородицы, якобы и освободившей российскую землю от иноземных войск. Следует отдать должное Православной Церкви, которая блестяще реализовала давнюю идею реанимации не самого главного церковного праздника, непосредственно привязанного к идеям восстановления православной монархии (праздник 4 ноября и династия Романовых неотделимы друг от друга). В том, что день почитания списка иконы стал государственным праздником, видится огромная «заслуга» прежде всего не столько идеологов РПЦ, сколько некомпетентных участников Межрелигиозного Совета России.

 

Из проповеди муфтия Умара Идрисова на праздник Курбан-Байрам (9 января 2006 года)

Совсем недавно мы, россияне, праздновали День народного единства. День, который позволяет нам не забывать, что единение народов России возможно лишь через примирение, через те поступки и действия, которые ведут к миру и взаимопониманию. Мы, мусульмане, искренне радуемся праздникам христиан и иудеев, праздникам, которые несут мир и добро, праздникам, которые возвещают нам о том, что все мы, несмотря на особенности той или иной религии, верим в единого Бога, нашего общего Бога. Ведь только в Боге наше примирение, в Боге наше взаимопонимание, в Боге наше взаимопрощение!

 

1 Материалы буклета «Ислам на Нижегородчине». Нижний Новгород, 2003.

2 Сообщение ИА «ИТАР-ТАСС» от 19 августа1992 г.

3 Материалы буклета «Ислам на Нижегородчине». НН., 2003.

4 Уведомительное письмо о выходе из Совета муфтиев России ДУМ Нижнего Новгорода и Нижегородской области // Архив автора.

5 Материалы по истории ДУМ Нижнего Новгорода и Нижегородской области // Архив автора.

6 Материалы буклета «Ислам на Нижегородчине». НН., 2003.

7 Симонов И. Торжества в Нижнем Новгороде // Новый Вернисаж, 4 марта 2001.

8 Сообщение ИА «Татар-информ» от 31 августа 2001.

9 Симонов И. Юбилейные мероприятия в Духовном управлении мусульман // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. № 55, май 2003.

10 Из выступления У.Идрисова на конференции «Исламское возрождение в татарском обществе: проблемы и перспективы» (Казань, 23 июня 2005 года).

11 Кузнецова Т. Зачем мусульманам свой президент? // Аргументы и факты. 6 октября 2005.

12 Обращение Умар-хазрата Идрисова в связи с годовщиной трагедии в Беслане.

13 Заявление Нижегородской епархии Русской Православной Церкви 13 декабря 2005.

14 Расширенный вариант выступления муфтия Умара Идрисова на конференции «Ресурсы Ислама и мусульманской традиции в формировании духовного пространства России» (Пенза, 16 июня 2006 года).

15 Там же.

16 Материалы сайта за первую половину 2006 года.

17 О необходимости выхода мусульманских организаций из Межрелигиозного совета России // Сайт, 5 декабря 2005.

18 Слово не воробей… // Сайт, 27 июня 2006.

19 Когда мы едины, мы непобедимы. А иначе… // Сайт, 11 июля 2006.

20 Деньги, туризм, диета… Наши комментарии к интервью руководителя отдела ДУМЕР // Сайт, 22 июня 2006.

21 Бизнес на… мечетях, или Почем омовение для народа? // Сайт, 18 апреля 2006.

22 Глава нижегородских мусульман обвиняет Церковь.

23 Из выступления У.Идрисова на конференции «Исламское возрождение в татарском обществе: проблемы и перспективы» (Казань, 23 июня 2005 года).

24 Материалы сайта «Ислам в Нижнем Новгороде».

25 В Нижнем Новгороде появился Нижегородский Исламский институт.

26 Материалы сайта «Ислам в Нижнем Новгороде».

27 Сообщение ИА «Новости России» от 16 октября 2002.

28 Сообщение ИА «Интерфакс-Поволжье» от 1 ноября 2004.

29 Медина аль-Ислам. №18 (май 2006).

30 Амелина Я. Великий Туран построят одаренные дети, 24 ноября 2003.

31 Архипова А. Нижегородские мусульмане подают в суд на столичного журналиста // Новое дело. 23 марта 2006.

Аниса ТимиргазинаИсламНижегородская областьислам,ислам в России,история,мусульмане,Нижегородская область,татарыИстория мусульман Нижегородской области Нижегородскую умму можно считать единственным региональным мусульманским сообществом Поволжского федерального округа, которое тяготеет к Московскому исламскому полюсу. Причиной этого стало абсолютное доминирование в мусульманском сообществе Нижегородской области мишарей, традиционно обособлявшихся от казанских татар. Публикуемая статья исламоведа Романа Силантьева 'Новейшая история исламского сообщества Нижегородской области' исследует эту особенность....Исламское...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл