767585674

Инвестиции шведских кампаний, аффилированных с оффшорами, заворожили чиновников ЯНАО

Губернатор ЯНАО проигнорировал мнение Путина и ОНФ в проекте СШХ

Строительство железнодорожной части моста через Надым «отложено в пользу шведов»

Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин произвел негативный ажиотаж у своих федеральных коллег. Роль стратегического партнера при строительстве Северного широтного хода (СШХ) глава региона передал шведской инвестиционной компании RiseCapital, и проектные изыскания европейцами уже начаты. Более того, эта инвесткомпания связана партнерскими отношениями с ГСК «ВИС», аффилированные с которой структуры, в свою очередь, зарегистрированы на оффшорных Британских Виргинских островах, в Швейцарии и Швеции. Партнер Кобылкина обещал вложить средства в строительство железной дороги Бованенково – Сабетта и мост через Обь. Предложение шведов настолько заинтересовало главу региона, что дорога не общего пользования, необходимая для нужд «НОВАТЭКа», по всей видимости, поставлена в приоритет перед строительством железнодорожного моста через Надым. Федеральные политологи между тем сочли выбор главы ЯНАО конфликтным: во-первых, на фоне требований президента Владимира Путина о деоффшоризации экономики, во-вторых, шведский бизнес находится в режиме антироссийских санкций, в-третьих, участники проекта уже попадали под критику ОНФ. А с учетом жизненной необходимости запуска железнодорожного сообщения по СШХ решение Кобылкина называют даже «опасным для геополитического проекта России».

Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин расставил приоритеты. RiseCapital согласно информации из аппарата руководства округа уже приступила к проектированию и оплатила инженерные изыскания дороги Бованенково – Сабетта, а заказчиком выступила НО «Региональный инновационно-инвестиционный фонд «Ямал». Шведы готовы заняться реализацией проекта, вложив также около 70 млрд и в мост через Обь. Проект рассматривается как государственно-частное партнерство, а его финансирование должно стартовать в 2017 году. При этом железнодорожная часть моста через Надым (вверстан в СШХ) «отодвигается на второй план ввиду отсутствия свободных средств, сроки строительства перенесены на неопределенное время».

Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин

Впервые об иностранном инвесторе губернатор Ямала упомянул еще в конце 2014 года, назвав эту идею, дословно, «таким государственно-частным партнерством, хорошей, красивой схемой». Среди партнеров RiseCapital числится широко известная в пределах УрФО группа строительных компаний «ВИС», составной частью которой является ООО «Производственная фирма «ВИС». Среди аффилированных с «ПФ «ВИС» лиц можно найти структуру с созвучным шведской инвесткорпорации названием ООО «РайзЭстейт Норд». При этом структуры «ВИС» связаны через своих владельцев с компаниями, зарегистрированными на имена российских граждан за пределами РФ – в Швеции и на Британских Виргинских островах, являющихся общеизвестной оффшорной зоной.

Деятельность «ПФ «ВИС» уже привлекала внимание федерального ОНФ. Эксперты проекта «За честные закупки», в частности, поставили под сомнение прозрачность конкурса на возведение одного из объектов с участием «ВИС». «… Бенефициары аффилированной с «ПФ «ВИС» компании «ВИС Инфраструктура», с которой планировалось заключение контракта, зарегистрированы в оффшорной и иностранной юрисдикциях. Среди них «ТенкоЭссет Лимитед», «Кертон Групп Лтд» и «Ланмерстратеджиес инк» (все – Британские Виргинские острова) и швейцарская «Конвис АГ». Руководитель проекта ОНФ Антон Гетта прямо заявил: «Мы по-прежнему убеждены, что планы строительства с участием оффшоров и со значительным превышением первоначальной сметы должны быть пересмотрены».

«Вопрос «сотрудничества» с оффшорными компаниями весьма спорный, особенно в нынешних политических и экономических реалиях. Известно, что президент РФ Владимир Путин неоднократно говорил, что экономика России носит «оффшорный характер», и это обстоятельство ей сильно вредит. Подобные явления глава государства назвал «бегством от юрисдикции» и привел данные, согласно которым 90% от всех сделок, которые заключаются крупными российскими фирмами, включая организации с госучастием, не регулируются вообще либо недостаточно контролируются нашим законодательством. Президент декларировал деоффшоризацию бизнеса как основополагающую задачу для развития нашей экономики, для чего отдал указание в кратчайшие сроки выработать профильную систему защитных мер. В этом контексте реализация важных проектов компаниями, связанными с оффшорами, явно диссонирует», – рассуждает один из представителей федерального политологического сообщества.

Несмотря на жестко расставленные первым лицом государства акценты, договоренности шведов с «ВИС», вероятно, уже начали реализовываться. Стоит отметить, что граждане скандинавской страны и ранее испытывали повышенный интерес к арктическим стройкам на территории ЯНАО, в связи с чем вспоминаются миллиардные финансовые махинации вокруг ТЭС «Полярная». В качестве «проводника интересов» ныне находящегося в поле зрения силовиков экс-директора ОАО «Корпорация развития» Александра Белецкого называли гражданина Швеции ВладимираБелевича, обладателя 85% в капитале оффшорной компании GalileoInvestmentsSA, через которую, как предполагается, выводились средства, выделенные на строительство станции.«Получается странная ситуация. Неделю назад во время выступления перед депутатами регионального Заксобрания Дмитрий Кобылкин заявил о необходимости строительства ветки Бованенково – Сабетта, без которой, как заверяют, не будет эффективно работать ни порт, ни аэропорт. И в тот же день приняли соответствующий законопроект. При этом собственные средства в строительство регион вкладывать не намерен, ограничившись участием в виде минимального гарантийного дохода. А все расходы по проекту лягут на плечи инвесторов. Так ли это будет – неясно. Но известно, что спонсором выступила RiseCapital – международное инвестпартнерство со штаб-квартирой в Стокгольме, уже оплатившее проектные изыскания по ветке Бованенково – Сабетта. Реализацией должны заняться партнеры шведов. При этом, как следует из посыла Кобылкина, проекту, важному для горячо любимого губернатором «НОВАТЭКа», отдадут предпочтение перед железнодорожным мостом через Надым, в котором крайне нуждаются жители региона. Кстати, за постройку автомобильной части до сих пор оператору – «Корпорации развития» – округ, насколько я знаю, не перечислил деньги», – рассказал изданию экс-чиновник руководящего аппарата автономии.

Предпочтение ветки не общего пользования перед надымским мостом Дмитрий Кобылкин объяснил просто: «Сейчас его строить – это путь в никуда. Вот когда будет принято решение по мосту через Обь, когда заработает весь механизм реализации этого громадного проекта, тогда начнется движение и по железнодорожной части через реку Надым».

Стоит отметить, что заявление главы Ямала вызвало удивление у населения, представителей КР и части политбомонда, поскольку ранее губернатор выступал как «ярый сторонник» возведения одного из ключевых звеньев СШХ, а порядок строительства с учетом интересов жителей арктического региона предполагался обратный – после данного участка магистраль должна была пойти в Салехард, а уже затем в Сабетту к «Ямал СПГ». Однако, как замечают эксперты и сами чиновники, «обстоятельства изменились вместе с позицией губернатора, а возможно, просто не просчитали финансовые возможности».

Не меньшие сомнения у аналитиков рынка вызывает и кандидатура вероятного исполнителя «нового окружного приоритета» – компании «ВИС». В прошлом месяце название «солидной структуры со столичной пропиской» попало в медийную повестку в связи с массовыми невыплатами средств подрядчикам на строительстве сургутского перинатального центра в соседнем ХМАО.Вероятно, как рассуждают опрошенные изданием подрядчики и уверяют региональные СМИ, «для ухода от ответственности перед организациями и рабочими в Сургуте создали «прокладку» в виде некоего ЗАО «Еврострой», чистого в юридическом смысле, но не имеющего никаких активов, которое затем заключило договоры с субподрядчиками. В результате непосредственные исполнители приоритетного для автономии проекта остались без заработанных денег, не имея возможности даже расплатиться за жилье для вахтовиков. Часть средств «удалось выбить с большим трудом», а «ВИС» осталась в стороне от скандала». В итоге последовало письмо губернатору и прокурорские проверки. Тем не менее, подобные сигналы, вероятно, не смущают заказчиков ямальского стратегического проекта, за которым внимательно наблюдают и политологи.

Эксперты переводят проблемы, сопутствующие строительству объектов Северного широтного хода, в геополитическую плоскость и указывают на высокую степень рисков, связанных с привлечением иностранных инвесторов и фирм, зарегистрированных в оффшорах. Аналитики убеждены, что в нынешней политической обстановке «подобный выбор представляется весьма двусмысленным и рискованным с точки зрения возможных последствий».

«Вопрос, несомненно, геополитического характера. И здесь тем, кто привлекает к работе над стратегически важным для России проектом иностранные компании, следует учитывать весь спектр рисков, которые могут привести к крайне серьезным последствиям. Нужно осознавать фактор санкций против РФ, поддерживаемых Швецией. Как выясняется, их снятие в обозримом будущем не предвидится в связи с крымским вопросом. Они могут быть даже расширены, и в любой момент, как уже случалось, проекты будут свернуты или отложены «до лучших времен». И тут дело даже не в позиции самих компаний и правящих кругов Европы, а в «рекомендациях» тех, кто оказывает непосредственное влияние на их конечные решения. Госдеп США ведет ежедневную консультативную работу с европейскими фирмами и настоятельно не рекомендует сотрудничать с российскими властями, в первую очередь, в области важнейших стратегических проектов. В любой момент «парни с Уолл-стрит» могут повернуть ключ, и фирма с транснациональным капиталом скоренько покинет наш рынок», – предупреждает топ-специалист одной из федеральных политконсалтинговых компаний.

В этом случае у разбитого корыта останутся не только власти ЯНАО. Под прямой угрозой окажется сама ветка до Сабетты, обский мост, надымский перегон и в целом судьба СШХ. Выход эксперт видит в рациональном подходе к выбору партнеров и привлечении средств российских инвесторов на условиях ГЧП. Кроме того, как считает политолог, «следует учитывать интересы населения региона, а не только отдельно взятых компаний, и, что разумно, полностью завершать строительство одного объекта, прежде чем приниматься за другие».

Даже в правительстве региона существуют разные точки зрения на проблему приоритетов в строительстве инфраструктуры СШХ. Чиновники отдают себе отчет в том, что регулярные проблемы, которые испытывают жители Ямала в связи со слабым развитием транспортной сети, сказываются на имидже арктического региона и формируют, в конечном итоге, негативную медийную повестку.

«Строительство завода «Ямал СПГ», ветки до Сабетты, развитие морского порта – это, безусловно, важно и нужно. Перспективы колоссальные, но это будущее. Между тем существует и настоящее, а оно далеко от идеала. Нам регулярно приходится убеждать население «потерпеть» в ответ на вопросы, когда, наконец, можно будет без проблем передвигаться по территории округа автомобильным и железнодорожным транспортом. Вопросы о мосте через Надым – в числе самых популярных и острых. Но вот позиция поменялась. И что теперь отвечать ямальцам, у которых нет личных самолетов, чтобы передвигаться по округу? Предлагать людям «еще потерпеть» лет дцать?» – обозначил свое видение ситуации собеседник в региональном политбомонде.

Издание направило официальные запросы с просьбой прокомментировать ситуацию, связанную с привлечением фонда из государства, не лояльного России, и компании с оффшорными корнями, на имя губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина. Профильные службы администрации адресата пообещали предоставить ответы «в кратчайшие сроки», однако на момент публикации они получены не были.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Справочно:

Согласно данным ЕГРЮЛ, ООО «Производственная компания ВИС» зарегистрировано в 2003 году в г. Гатчина Ленинградской области, позже сменило место дислокации. В настоящий момент головной офис находится в Москве (ул. Профсоюзная, 56). Генеральным директором и совладельцем является Игорь Снегуров (20% уставного капитала). Ранее ему принадлежало 100% акций компании. С середины 2015 года основным владельцем «ВИС» выступает Дмитрий Рябов. Необходимо отметить, что Игорь Адольфович Снегуров продолжает сохранять контроль над всеми основными активами производственной группы. Среди аффилированных с компанией фирм числятся организации, владельцами которых являются структуры с однокоренными со шведской компанией названиями, в частности, ООО «РайзЭстейт Норд». Также господин Снегуров является генеральным директором ООО «Ямальская нефтегазохимическая компания» (ЯНГК) из Нового Уренгоя. Собственником этого актива выступает компания с ограниченной ответственностью «Райз капитал АБ», зарегистрированная в Стокгольме.

Автор: Богдан Будник

Источник: Правда УрФО
Инвестиции шведских кампаний заворожили чиновников ЯНАО
Аня ХардикайненАнализ - прогнозЭкономика и финансыинвестиционный климат,экономикаИнвестиции шведских кампаний, аффилированных с оффшорами, заворожили чиновников ЯНАО Губернатор ЯНАО проигнорировал мнение Путина и ОНФ в проекте СШХ Строительство железнодорожной части моста через Надым «отложено в пользу шведов»Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин произвел негативный ажиотаж у своих федеральных коллег. Роль стратегического партнера при строительстве Северного широтного хода (СШХ) глава региона передал...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл