О культуре, евроцентризме и мифотворчестве

3637375 О культуре, евроцентризме и мифотворчестве БАШКИРИЯ История и краеведение

Игорь Кучумов о культуре без письменности, евроцентризме и мифотворчестве

Об особенностях современной исторической науки  рассуждает Игорь КУЧУМОВ, старший научный сотрудник института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева  Уфимского научного центра РАН.

Без городов

— Вы сегодня вводите в научный оборот труды прошлых лет о Башкирии. На днях выходит подготовленная вами книга XVIII века француза Пьера-Шарля Левека «История народов, подвластных России». Такие труды по-прежнему актуальны?

— Левек по сути был первым объективным историком России, за что Екатерина II назвала его скотом. Она считала, что историю страны надо приукрашать. Нередко и современные ученые, в том числе уфимские, соглашаются с таким мнением.

Ему принадлежит первая полная история России. Он жил в эпоху академических экспедиций Лепёхина, Палласа, Миллера, Георги. Большая часть собранных ими материалов пылится неопубликованной в архивах страны. Вместе с этими учёными Левек фактически открыл для Европы цивилизации Сибири и Дальнего Востока.

— Вы изучаете письменные источники, которые появились после присоединения Башкирии к России?

— До этого они у нас существовали в основном на восточных языках, и сегодня они, скорее всего, утрачены. Не считаю, что это плохо – культура без письменности. Это лишь способ передачи информации. Некоторые наши учёные любят критиковать своих коллег за европоцентризм (политическая идеология, провозглашающая превосходство Европы над другимиРед. ). Но сами такими являются.

Им обязательно надо найти у нас письменность, город, древнюю государственность. А понять, что без этого культура может быть высокоразвитой, они не хотят. В Америке существовали высокоразвитые цивилизации, не имевшие письменности.

Столица Монгольской империи Каракорум напоминала большое становище, но считалась городом.

Но некоторым нужен мегаполис европейского типа как чуть ли не единственный критерий цивилизованности. У уфимского историка Фании Шакуровой давно уже вышла книга о башкирской общине. Это явление уникально, оно выполняло функции, которые у других народов принадлежали государству.

Kuchumov_1 О культуре, евроцентризме и мифотворчестве БАШКИРИЯ История и краеведение

В Уфе перевели французского учёного. Фото из личного архива И. Кучумова

 

О мифологии

— Сегодня история приукрашается?

— В 80-е годы XX века чешский историк Мирослав Хрох выдвинул концепцию трёх стадий национализма.

Вначале у общества возникает интерес к народной культуре, учёные едут в экспедиции, собирают фольклор и предметы быта.

Читайте также:  Чем объяснить аресты и отставки глав регионов ПФО?

Затем создают музеи. В них с лаптей очищается грязь, рубахи отстирываются, всё это аккуратно размещают по витринам. Потом издаются красивые альбомы об этом.

На третьем этапе выстиранная культура возвращается в массы и становится инструментом борьбы за национальное освобождение.

Эпос «Урал-батыр» – пример такого мифотворчества.

Выдающийся этнограф Раиль Кузеев рассказывал, что это произведение записали в первые годы советской власти. По его словам, поэт Мухаметша Бурангулов, как Элиас Лённрот при создании финского поэтического эпоса «Калевала», создал «Урал-батыр» из разных кусочков устного народного творчества.

О Бурангулове как малограмотном, интересующемся культурой националисте, не отделявшем народное творчество от собственного, вспоминал советский писатель Степан Злобин.

Кстати, в послевоенное время, в период борьбы с «низкопоклонством» перед Западом, пытались создать общерусский эпос из разных былин, но не получилось. Потому что не было тогда единого русского народа. Как в древности и единого башкирского. Смутно представляя, как записали эпос, нельзя делать широкие выводы.

А у нас…

Раиль Гумерович говорил: «Я 50 лет езжу по нашим сёлам и никогда не слышал об Урале-батыре». Впервые эпос опубликовали в 1972 г. в журнале «Агидель».

Думаю, это произошло в рамках начатой тогда республиканским истеблишментом кампании за усиление «башкирскости» края. Накануне принятия новой конституции 1977 г. обсуждался вопрос о сохранении БАССР. И местная номенклатура, боясь потерять власть, решила так усилить позиции республики.

— На какой стадии национализма из трёх мы сейчас находимся?

— Прошли все три этапа. У историков появилась возможность по-разному оценивать прошлое. Этого не произошло. И есть причина. Функция исторической науки состоит не в том, чтобы понять минувшее, а в том, чтобы создать стержень, на котором держалась бы этничность, скрепляющая народы.

Поэтому нам всегда говорят, что мы самые хорошие. Если мы будем представлять себя злодеями – это мы наблюдали накануне распада СССР – естественно, социум рухнет.

История всегда будет приукрашиваться. Петра Великого мы считаем реформатором, но ведь к концу его царствования население России сократилось в два раза, а казна опустела полностью!

— Почему вокруг имени Заки Валиди много споров?

Это тот случай, когда символ патриотизма для одних становится антигероем для других.

Читайте также:  Памятник адмиралу Ушакову в Мордовии

Или Пугачёв, который так и не стал для русских героем, как Салават для башкир. Но чего он добивался? Блага для всех, как нас раньше учили? Башкиры на самом деле отстаивали свои вотчинные права.

Кстати, в 1973 г. немецкая учёная Доротея Петерс выпустила монографию об идеологии восстания. Она пришла к выводу, что если бы Пугачёв победил, то Салават повернул бы против него оружие и стал дальше бороться за освобождение Башкирии. Как и предыдущие лидеры башкир, как Карасакал, предводитель башкирских восстаний 1735—1740 годов.

Ведь колонизация Россией края разрушала привычный образ жизни местного населения.

Заводы губили природу, отнимали пастбища и леса, приводили к росту смертности. Башкирам тогда никакие заводы были не нужны, от них им был только вред.

Азия ушла на восток

— А какие новые методы сегодня используют учёные?

— В апреле в США вышла книга Чарлза Стейнведела по истории Башкирии. С помощью новейших методов анализа источников он показывает, как республика стала частью европейской России.

В XVII веке она считалась Азией. Но с началом реформ Александра II регион стал развиваться и восприниматься как часть европейской России. То есть ментально граница Европы и Азии сдвинулась дальше на восток, хотя сами земли Башкирии никуда не перемещались.

— Это американец, а где наши учёные с передовыми методами?

—  Местная историческая наука деградировала. Причина в том, что при предыдущем режиме в течение 20 лет происходила стагнация свободной мысли. Во главе исторической науки стояли люди, тесно связанные с властью, являвшиеся идеологической опорой режима суверенитета.

За эти годы в развитии исторической науки нас обогнала Казань, Пермь, Екатеринбург и Оренбург.

А, например, наш институт в лице уже бывшего руководителя Айслу Юнусовой не захотел под своим грифом выпускать труд Левека. Хотя никаких финансовых затрат от института не требовалось. Нашему заведению была бы только слава и ещё больше известности. Но все лавры теперь достанутся другому учреждению.

У наших учёных нет понимания, как изучать прошлые события на основе современных подходов. Мы применяем старые методики. Например, современные труды по истории Башкирии XX века начинаются с 1900 года. Но в сегодняшней науке за начало или конец столетия принято брать какое-то крупное событие в жизни региона.

Читайте также:  Добыча золота на Урале - общие тенденции

Календарный и исторический век обычно не совпадают. Есть понятие «долгого XIX-го века», который начался в 1786 году, с Французской революции, а завершился вместе с первыми залпами первой мировой войны. Или «короткий XX век» – с 1914 по 1991 год, когда рухнула система биполярного мира.

А для Башкирии очень важен 1917 год.

Но не в связи с Октябрьской революцией, а по причине провозглашения Валидовым и его соратниками Башкирской республики. Впервые в истории республика обрела чёткие границы, а её устройство отныне основывалось на этническом принципе.

Сегодня мы отстаём в изучении своего края, и нам на пятки наступают учёные из других стран.

Сибирь и Дальний Восток уже полностью «оккупированы» американскими, французскими, южнокорейскими экспедициями.

Рано или поздно они доберутся и до нас, и если мы не изменим своего отношения к гуманитарным наукам, то центр башкироведения переместится из Уфы в дальнее зарубежье.

Я своими публикациями переводов иностранных учёных стараюсь показать своим коллегам, как сегодня работают исследователи на Западе, чтобы наша будущая встреча с ними в полевых условиях была безболезненной и взаимно продуктивной.

Автор: Алексей ШУШПАНОВ, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»

 

ДОСЬЕ

654764 О культуре, евроцентризме и мифотворчестве БАШКИРИЯ История и краеведение

Родился в 1968 г. в Уфе. Кандидат исторических наук (1997), доцент (2005). В 1990 г. окончил исторический факультет Башкирского государственного университета.

С 1993 г. по 1996 г. – аспирант Института истории, языка и литературы, затем Отдела народов Урала с Музеем археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской академии наук.

С 1996 гг. – младший, затем научный, старший научный сотрудник, доцент Отдела народов Урала с Музеем археологии и этнографии (ныне – Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева) Уфимского научного центра РАН.

Член Союзов журналистов РФ и Республики Башкортостан. Автор около 300 научных работ. Занимается исследованием этнологии русского населения Башкортостана, историей изучения народов Урала в России, зарубежной историографией межэтнических отношений в регионе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + 16 =

Next Post

Оренбургская таможня: какую технику покупатель не получит

Сб Июл 13 , 2019
Планшеты и телефоны, купленные оренбуржцами через интернет, так и не увидели своих хозяев и отправились обратно к изготовителю. Впрочем, винить в этом заказчики могут в […]
Оренбургская таможня: какую технику покупатель не получит