1443852712_greek_ufa_01 Греки в Башкирии и на Южном Урале Башкирия Народознание и этнография

Греки в Башкирии и на Южном Урале

Снова про греков? Удивится читатель. Где греки солнечного Крыма (на фото пляж в Мисхоре) – а где мы в задубевшем Башкортостане (cмoтpи в окно).

Недавно опубликован сборник про греков Башкирии под названием «Наследники греческого проекта». Кстати, именно так императрица Екатерина Великая назвала план по завоеванию Константинополя, который не удался, хотя нынешние правители всё с тем же упорством стремятся в края южные.

Почти ровно 500 лет назад, в 1516 году армия турок-османов завоевала провинции Халеб, Триполи и Дамаск. Снова там гремят взрывы и гибнут люди.

Из бывшей Османской империи в Российскую в прошлые века переселялись тысячи и тысячи греков, армян, айсоров, сербов, болгар и иных подданных султанов. Знаменитый образ Остапа Ибрагимовича – турецкоподданного – возник не случайно. Миг-paнты греки устремлялись в бизнес, достигая и далёкой Уфимской губернии.

Из российских греков вышел знаменитый предприниматель XIX столетия Дмитрий Егорович Бенардаки (†1870), владелец заводов и поместий в Оренбургской (Уфимской) губернии, некоторые наши селения и поныне носят имена члe-нов его семьи. Образованный грек, почитатель Н.В. Гоголя, лично знa-кoмый с С.Т. Аксаковым, он выстроил в Петербурге Греческую Посольскую церковь св. Димитрия Солунского на Лиговском проспекте, которую в советское время снесли под концертный зал «Октябрьский».

В этом храме нашёл, точнее не нашёл, своё последнее упокоение Д.Е. Бенардаки. При сносе его склеп вскрыли, а хорошо сохранившийся скелет… отдали cту-дeнтам-медикам в качестве экспоната. Лишь недавно усилиями греческих общин России было прекращено кощунство, 2 сентября 2011 года состоялось перезахоронение останков Дмитрия Егоровича. Далее фото могилы Бенардаки в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

1443852691_greek_ufa_02 Греки в Башкирии и на Южном Урале Башкирия Народознание и этнография

Самые разные сюжеты по истории греков на Южном Урале, от античных времён и оренбургского полициймейстера Демостико до зверски убитой большевиками игуменьи Мензелинского Пророко-Ильинского монастыря Маргариты (Марии Гунаропуло) и трагического исхода крымских греков в 1944 года по приказу Берии, уважаемый читатель найдёт в сборнике «Наследники греческого проекта». Даже удивительно, насколько поучительна история этого славного народа, создавшего основы современной европейской (мировой) цивилизации. Даже для Башкортостана.

Греки в Башкирии и на Южном Урале

Это к вопросу о недавней отcтa-вке министра образования, сосланного в Академию наук РБ. Теперь тамошним академикам придётся штудировать… Шекспира!

Именно сей экс-министр (на греческом: Ο υπουργός, звучит типа как «ойпургос», на латинице: O ypourgós) тихой сапой упрямо сопротивлялся стремлению русских и русско-язычных родителей Башкирии перейти на стандартное изучение русского языка, как в остальной Российской Федерации, навязывая директорам программу для национальных школ с сокращённым количеством часов русского языка.

А зачем на греческий-то переводить?, спросит заинтригованный читатель. Дело в том, что когда в Уфе в 1828 году открыли мужскую гимназию, в учебном плане стоял… греческий язык. Десятилетиями директора уфимской гимназии не знали что с ним делать, не было ни преподавателей, ни желающих изучать сей красивый, интересный и высокомудрый язык.

Он звучал только в православных храмах, ему обучали священников. Само официальное название русской церкви звучало как «греко-кафолическая православная». В богослужебном процессе активно использовался греческий язык и молитвенный призыв Кирие, элейсон (Господи, помилуй) звучал в храмах и часовнях Южного Урала.

Греки в Башкирии и на Южном Урале

Kyrie eleison, Kyrie eleison, Кирие элеисон / элейсон (от греч. Κύριε ελέησον, Господи, помилуй) – молитвенное призывание, часто используемое в молитвословии и богослужении (как песнопение) в христианских церквях. Восходит к молитве иерихонских слепцов, зафиксированных в Новом Завете: «ἐλέησον ἡμᾶς, Κύριε» (Помилуй нас, Господи – Мф. 20: 30–31).

Правда, рядовые верующие ничего не понимали по-гречески и отсюда в русском языке возник термин «куролесить» (любопытствуй в Интернете). Ну, ещё дворянские недоросли заучивали имена античных богов и героев, а мастера-умельцы из крепостных уфимских помещиков искусно вырезали из дерева и красили под мрамор липовые скульптуры «античных болванов», как выражались в ту эпo-xy про обнажённых мужиков и баб. Настоящая скульптура стоила бешеных денег.

Но вернёмся к образовательному процессу наших «ойпургосов». В 1864 году вводится новый устав гимназий Российской империи, по которому упор делался на древние языки и греческий в первую очередь.

Так, в III классе уфимской гимназии из 27-часовой недельной нагрузки на латинский и греческий языки отводилось по 5 часов каждому, для сравнения: русский и церковнославянский язык – 4, математика – 4, французский или немецкий языки – 3, история – 2, география – 2, закон Божий – 2 часа. То есть древние языки занимали 10 из 27 часов, или 37% учебного времени.

В выпускном VIII классе из тех же 27 еженедельных уроков на греческий отводилось уже 7 часов, на латынь – 6, математику – 4, русский и церковнославянский языки и логику – 3, физику – 2, историю – 2, французский или немецкий – 2, закон Божий – 1 и географию – тоже 1 час. Древние языки поглощали уже 13 из 27 часов в неделю, или 48% учебной нагрузки.

Греки в Башкирии и на Южном Урале

Сказать, что ученики, преподаватели (жутко дефицитные в Уфе знатоки греческого, да ещё древнегреческого, современный греческий язык сильно отличается) и администрация гимназии и других школ Уфимской губернии волком выли из-за греческого языка – значит ничего не сказать!

Чего только не придумывали, всё бестолку, или без толку? Из-за сокращения преподавания русского языка в школах РБ пусть читатель сам разбирается, какой вариант правильный…

Наконец, понимание бессмысленности обучения греческому языку стало очевидным «на верху» и новый ми-нистр просвещения генерал-адъютант П.С. Ванновский с 1901 / 1902 учебного года отменил преподавание греческого языка в III и IV классах гимназий, часы отдавались русскому и географии. Греческий остался только в старших V–VIII классах, пока в августе 1903 года греческий язык не получил факультативный стa-тус и изучение его признано обязательным лишь для желающих поступать на историко-филологический факультет. Дошло, кому надо – тот пусть и изучает, школа, в конце концов, не богадельня для знатоков греческого языка.

Короче, читайте сборник «Наследники греческого проекта», будет не скушно, или не скучно, или не скученно?!?

Спрашивайте у ми-нистров-ойпургосов…

Греки в Башкирии и на Южном Урале

printfriendly-pdf-email-button-notext Греки в Башкирии и на Южном Урале Башкирия Народознание и этнография
Kreg74БашкирияНародознание и этнографияБашкирия,краеведение,Южный УралГреки в Башкирии и на Южном Урале Снова про греков? Удивится читатель. Где греки солнечного Крыма (на фото пляж в Мисхоре) – а где мы в задубевшем Башкортостане (cмoтpи в окно).Недавно опубликован сборник про греков Башкирии под названием «Наследники греческого проекта». Кстати, именно так императрица Екатерина Великая назвала план по...cropped-skrin-1-jpg Греки в Башкирии и на Южном Урале Башкирия Народознание и этнография