46656

Гейдар Джемаль пытался стать исламским «Фиделем Кастро», стремился объединить ислам с левым протестным движением

Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль умер в возрасте 69 лет, сообщается на его странице в Facebook. Журналист Максим Шевченко подтвердил эту информацию и рассказал, что причиной смерти Гейдара Джемаля стала продолжительная болезнь.

Кто такой Гейдар Джемаль? Какие силы он представлял?

Ведь позиционировал он себя как человек, обладающей правом говорить от имени всех мусульман России, но действительные и признанные лидеры мусульманской России, например, Талгат Таджуддин или Равиль Гайнутдин, его таковым не считали…

Гейдар Джахидович Джемаль (родился 6 ноября 1947, Москва — умер 5 декабря 2016, Алма-Ата) был сопредседателем и членом президиума «Российского исламского наследия» и членом координационного совета Левого фронта России. С 1993 по 1996 года являлся ведущим телепередачи «Ныне» на Первом канале, а также вел «Все суры Корана» на «Культуре» и передачу «Тысяча и один день» на РТР. В 1995 году Гейдар Джемаль создал общественное движение «Исламский комитет», в 1999 году участвовал в выборах в Госдуму.

Отец Гейдара Джемаля — художник Джахид Джемаль, азербайджанец (Джахид Шамиль оглы Джемаль, 1928—2011), заслуженный художник России. Окончил Московский художественный институт им. Сурикова по специальности художник-живописец, член Союза художников СССР, преподавал в МАРХИ, в Строгановке, работал в МГТУ им. А. Косыгина, где занимал должности доцента, а позже профессора кафедры рисунка и живописи. Дед по отцу сначала возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом в НКВД Закавказской республики, во время Великой Отечественной войны был военным комиссаром Карабаха, затем председателем Верховного суда Азербайджанской ССР.

Мать Джемаля мать — профессиональная наездница Ирина Игоревна Шаповалова. Была дрессировщицей крупных хищников. Ее отец был высокопоставленным партийным деятелем, профессором немецкой классической философии. Именно он оставил в наследство внуку любовь к философии и большую библиотеку.

Гейдар Джемаль в 1965 году поступил в Институт восточных языков при МГУ, через год был отчислен. Недоучившегося студента устроили корректором в издательство «Медицина». Там он познакомился с выпускником биологического факультета МГУ Ильёй Москвиным. Тот работал в «Медицине» редактором, занимался литературой по психиатрии. Джемаль говорил знакомым, что Москвин «открыл ему новый мир». Кроме психиатрии, Москвин познакомил Джемаля в начале 1968 года с «шизоидным подпольем» (кружок на Южинском). Состоял на учете как больной шизофренией, имел инвалидность 2-ой группы.

В опубликованной сегодня базе данных Министерства внутренних дел «Спецучет МВД: в розыске, приводы, штрафы, задержания, возбужденные уголовные дела, прочие наказания» среди прочих документов можно найти справку следующего содержания:

«Джемаль Гейдар Джахидович, 06.11.47 года рождения, психбольной шизофрения инвалид 2 группа, поставлен на картотечный учет ОВД-0603 Зюзино в августе 1986 года».

Помимо этого Джемаля обвиняли также во многих прегрешениях, которые он сам адресовал «официальному» мусульманскому духовенству. Занятие оккультизмом и сатанизмом, пропаганда половых извращений, спекуляция предметами старины, поддержка террористов, разжигание межрелигиозной розни, сотрудничество с иностранными спецслужбами — вот далеко не полный их перечень. Большинство этих обвинений имеет документальное подтверждение.geidar_jemal

В 1979 году Гейдар Джемаль установил связи с радикальными исламскими кругами в Таджикской ССР. В то же время наряду с философом А. Г. Дугиным вступает в эзотерический кружок «Чёрный орден SS». В конце 1988 года Джемаль вместе с Дугиным вступил в общество «Память», став членом координационного совета, но вскоре был исключен за то, что контактировал с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка.

С 1989 года — участник исламской политической деятельности.

Гейдар Джемаль — автор воззвания под заглавием «Провокация против братьев», в котором отметил, что Саид Бурятский — ведущий идеолог джихада, а сам джихад является вершиной ислама. Характерно в этой связи название статьи о нем «Гейдар Джемаль — Джахидович или Джихадович? Кто стоит за исламским экстремистом«.

В 1990 году Гейдар Джемаль принял участие в создании в Астрахани Исламской партии возрождения и стал заместителем председателя этой партии. В том же году создал информационный центр «Таухид», с 1991 по 1993 год издавал газету «Аль-Вахдат» («Единение»), с 1993 года издавал журнал «Ат-Тавхид» («Единобожие»). В 1993 году принял участие в Хартумской конференции, на которой была создана организация «Исламский комитет».

С 1993 по 1996 год Гейдар Джемаль вел исламский раздел в передачах «Ныне» на Первом канале, «Все суры Корана» на канале «Культура» и «Тысяча и один день» на канале РТР. Религиовед Р. А. Силантьев отмечает, что «на закрытие этих программ не в последнюю очередь повлиял маргинальный философ Гейдар Джемаль, не стеснявшийся использовать их для пропаганды своих экстремистских взглядов».

На выборах депутатов Государственной Думы в 1999 году неудачно пытался пройти по списку политического блока «Движение в поддержку армии». 10 марта 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».

По вероисповеданию — шиит-джафарит.

Его оценивают теологические устремления оценивают по-разному. Б. Ю. Кагарлицкий считает, что Джемаль «не просто философ и теолог, но и общественный деятель, занимающий самостоятельную позицию, решительно противопоставляющую его большинству мусульманского духовенства».

Б. Ю. Кагарлицкий отмечает, что политические взгляды Джемаля («революционная теология») представляют собой попытку «соединить потенциал сопротивления, накопленный в исламе, с опытом и структурами левого движения» и являются неким исламским аналогом «теологии освобождения, распространенной среди радикальных католиков Латинской Америки». В определенной мере он опирается на идейный опыт „красных мусульман“, сыгравших немалую (и в полной мере ещё не исследованную) роль в революционных событиях 1917-1919 годов.

Как и большинство ислам­ских критиков Запада, Гейдар Джемаль занимает жесткую антиамериканскую позицию. Однако его антиамериканизм является в первую очередь антиимпериалистическим. Сопротивление Америке рассматривается им не как противостояние чуждой культуре или религии, а как антибуржуазное восстание».

Религиовед Р. А. Силантьев считает, что Джемаль является радикальным и маргинальным философом-оккультистом. Он отмечает, что «Джемаль также публиковал весьма неординарные для исламского деятеля рассуждения о метафизическом смысле фаллоса и вагины. Также Силантьев указывает на то, что

«Гейдар Джемаль вместе с идеологами „русских мусульман“ — Вячеславом-Али Полосиным и Валерией Пороховой обвинялся в незнании арабского языка и базовых основ исламского вероучения. Действительно, из них троих арабским владела только Порохова, однако свой перевод Корана она всё-таки сделала с английского».

Известный журналист и писатель А. С. Челноков писал, что «Несколько человек, в их числе и Джемаль, изучали труды мистиков и эзотеристов, добытые с превеликими усилиями в спецхранах „иностранки“. Томящиеся в собственном соку, „чернокнижники“ чудачили как могли: придумывали ритуалы, наподобие тех, что приняты в сатанинских сектах; обряды инициации (посвящения) сопровождались обильными возлияниями и употреблением наркотических снадобий».

Социолог Б. Ю. Кагарлицкий исследует взгляды Джемаля, который, по его мнению, пытается «соединить потенциал сопротивления, накопленный в исламе, с опытом и структурами левого движения».

Основой для теологии Гейдара Джемаля является понятие «авраамической религии». Объединяющая иудеев, христиан и мусульман, авраамическая религия несёт в себе дух свободы. Моисей бросил вызов фараону, и борьба продолжается до сих пор. Теология методично антиклерикальная. «Именно в развитии клерикализма Джемаль видит „проигрыш исторического христианства“: „Попы украли слово Христа“».

Джемаль сравнивает противостояние двух систем Старого и Нового Света. Старый Свет — это место рождения всех трёх «авраамических религий», которому противостоит Америка. Идея книги «Освобождение ислама» опирается не на геополитическое соперничество, а на революционное восстание. Создание хаоса дает возможность для создания государства иного уровня. Поэтому революция нужна.

46656-2

Издание Lenta отмечала, что в своей публицистике Гейдар Джемаль «нередко выступает с апологией исламизма, ваххабизма и других „измов“», хотя в то же время «борется против дискриминации по религиозному признаку, либерализма, глобализма и сионизма. Подобные взгляды популярны среди российских левых, так что вполне логичным выглядит присутствие Джемаля в координационном совете „Левого фронта“».

Российский религиовед, историк религии и исследователь ислама Р. А. Силантьев отмечает, что «специалисты по исламу нередко отмечали то обстоятельство, что, называя себя шиитом, Гейдар Джемаль очень положительно отзывается о салафизме и нередко озвучивает его идеологические установки».

Неоднократно Гейдар Джемаль заявлял о своих симпатиях к джихадистам, оправдывал их деятельность, критиковал российские силовые структуры и службы антитеррора.

Отвечая в прямом эфире телеканала «Культура» на вопрос: «Можете ли вы сейчас, публично, заявить, что шахиды, которые убивают невинных людей, это преступники? Что ни в какой рай они не попадут и гурий никаких не получат?», Джемаль ответил:

«Шахиды — это, конечно, мусульмане. Они делают то, что они должны делать. И они получат всё, что им обещано…».

По словам Гейдара Джемаля, «ваххабизм — это прежде всего борьба против традиционной кланово-племенной структуры», и «сегодняшние исламские силы, которые ведут против него („архаичного кавказского общества“) борьбу, представляют собой антиархаическую, новую модель исламского эгалитарного сознания. Это единственный шанс Кавказа на спасение в следующей эпохе».

В эфире экстренного выпуска программы «Сегодня» телеканала НТВ Гейдар Джемаль частично оправдал террористов, заявив, что Террористический акт в «Норд-Ост» был проведён «людьми, которые верят в то, что творят» и им удалось нанести серьёзный «удар по авторитету высшей власти в России», а инициаторами выступили международные радикальные исламские организации, которые намеревались «вбить клин между Россией и исламским миром».

По данным журналиста М. М. Дейча по поводу захвата террористами Шамилем Басаевым, Асланбеком Абдулхаджиевым и Асланбеком Исмаиловым больницы в Будённовске, Гейдар Джемаль сказал, что

«Месть — это законное действие, единственное, что гарантирует нам сохранение достоинства, жизни и имущества. Басаев действовал адекватно, захватывая заложников в Будённовске».

14 октября 2013 г. в эфире телепередачи Познер Джемаль отказался от этих слов, заявив Владимиру Познеру, что их не говорил.

В интервью «Российской газете» про случай во время террористического акта в Беслане, когда мать одного из боевиков благословляла его на захват школы, Джемаль заявил: «Верующая мусульманка не может не знать, что убийство невинных, да ещё детей, величайший грех по Корану. Значит, перед нами двойное отступничество от веры, не только сына, но и матери, которая благословила его на такое зверство. Единственное, что допускаю: эта мать просто не понимает, в какую идеологическую провокацию против ислама замешан её сын, который, конечно, участвует в ней лишь в качестве манипулируемой пешки».

Высоко отзываясь об исламских террористах-смертниках, Гейдар Джемаль одобрил заявление исламского радикала Доку Умарова, что исламистские террористы будут рассматривать как свои дозволенные цели российских мирных граждан.

По мнению Гейдара Джемаля, здесь нет ничего, что выходило бы за рамки современных методов ведения войны. Позже после терактов его мнение изменилось: «Исламское сообщество было потрясено и поставлено в совершенно ложное и тупиковое положение заявлением, которое распространил Доку Умаров. Во-первых, его заявление противоречит принципам исламского сообщества. Оно противоречит принципам ненападения на женщин и детей. Кроме того, заявление указывает на то, что Доку Умаров — манипулируемая фигура, если не марионетка в чистом виде».

Известно, что сотрудниками ФСБ проводились обыски в «Исламском комитете» в рамках дела о содействии терроризму, были изъяты электронные носители информации. Следователи обыскивали и квартиру руководителя комитета Гейдара Джемаля в рамках возбужденного уголовного дела по ст.205.2 УК РФ (содействие террористической деятельности) и ст.280 УК РФ (призывы к экстремистской деятельности). Обыск в доме Гейдара Джемаля проводился в связи с публикацией на сайте комитета статьи с призывами к терроризму («Роль женщины в джихаде»), где приводились примеры участия исповедующих ислам женщин в террористических действиях, в том числе против военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации на территории Чеченской Республики, автор статьи призывал читателей следовать их примеру.

В интервью газете «Новые Известия» журналист Дмитрий Тараторин задал вопрос: «В вашем изложении представители исламского сопротивления, в отличие от „криминал-националов“, просто рыцари без страха и упрека. А что вы скажете об Арби Бараеве, который называл себя ваххабитом и в то же время прославился как один из крупнейших торговцев людьми?».

На это последовал ответ, что Бараев был агентом российских спецслужб, и именно этим объясняется его низкий моральный уровень. На вопрос же о связи ваххабизма с терроризмом Джемаль ответил критикой «антитеррористической истерии, нагнетаемой властью».

8 марта 2005 года Гейдар Джемаль назвал уничтоженного в ходе специальной операции бойцами российского спецназа лидера чеченских боевиков Аслана Масхадова истинным шахидом. По мнению Джемаля, Масхадов «был ключевой фигурой, последовательно выступавшей за установление мирного процесса».

Очень характерны и высказывания Джемаля об ИГИЛ (террористическая организация. деятельность которой запрещена в РФ). Судя по высказываниям Джемаля в видеоролике, он позиционирует себя сторонником и адвокатом ИГИЛ, причём считающим, что все осуществляемые террористами массовые казни европейцев и сирийцев, якобы являются постановочными, а вооружённые радикальные бандиты-исламисты ИГИЛ вовсе никакие не террористы, да и вообще ИГИЛ будто-бы никакой опасности для мирового сообщества не представляет.

Гейдар Джемаль, стремясь объединить ислам с левым протестным движением, пытался стать как бы исламским «Фиделем Кастро». Не удалось…

Николай ШамбаровФигуры и лицаидеология,ислам в России,смотреть видео,терроризмГейдар Джемаль пытался стать исламским 'Фиделем Кастро', стремился объединить ислам с левым протестным движениемПредседатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль умер в возрасте 69 лет, сообщается на его странице в Facebook. Журналист Максим Шевченко подтвердил эту информацию и рассказал, что причиной смерти Гейдара Джемаля стала продолжительная болезнь.Кто такой Гейдар Джемаль? Какие силы...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл