Фестиваль драматургии в Самаре

543 Фестиваль драматургии в Самаре Люди, факты, мнения САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Фестиваль драматургии в Самаре посвящен тольяттинскому драматургу Вадиму Леванову и… Максиму Горькому

Фестиваль памяти Вадима Леванова, драматурга и педагога, известного далеко за пределами его родного Тольятти, организован Самарским литературным музеем и театроведом Марией Сизовой. Открылась «Левановка» презентацией двухтомного собрания сочинений Вадима Леванова.

887 Фестиваль драматургии в Самаре Люди, факты, мнения САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

В Самару приехали сигнальные экземпляры — всего около 100 экземпляров, но в этих двух 700-страничных книгах собраны все дошедшие до нас тексты.

«Тольяттинскую школу драматургии» в этом году представляли один из братьев Дурненковых и Юрий Клавдиев — Герман Греков, которому Леванов тоже дал «драматургический пропуск» в мир, выпускает премьеру в ростовском театре «18+», а Вячеслав Дурненков не смог по семейным обстоятельствам. Стартовав как «творческие поминки», теперь фестиваль современной драматургии выруливает на более масштабные темы. И это, пожалуй, лучшее, что можно придумать в память о Леванове.

89767 Фестиваль драматургии в Самаре Люди, факты, мнения САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Возвращение Максима

Третья Самарская литературная биеннале названа «Возвращение Максима» и посвящена 150-летию Максима Горького.  Михаил Дурненков сравнивал нашу драму с карликовой березой (которая не лучше, не хуже, а «другая»): «Российская драматургия передает ощущения человека в космосе. Человек слаб перед внешними силами и все, что у него есть — это его внутреннее наполнение, душа. Я много работал с иностранными режиссерами, и они не понимают этого. По западному канону, он должен прийти в дом, изменить все и зажить. А у нас почему-то все бросил, котомку взял и пошел. И мы внутренне понимаем, что это правильно!»

Тема биеннале 2017 года – «Возвращение Максима» – выбрана на случайно, ведь 2018 год – это год 150-летнего юбилея писателя М. Горького. Он жил и работал в Самаре, в память о нем в городе есть улица, музей и театр, которые носят его имя.

«Пьянство не делает горьковских проповедников пародийными, кто вам сказал, что у Горького вообще было чувство юмора», — возражала драматург и преподаватель питерского РГИСИ Наталья Скороход заместителю директора Гослитмузея Эрнесту Орлову. Определив Горького как «нечитаемого классика», из 16 пьес которого по-прежнему актуальна только «На дне», а прозу вообще по доброй воле мало кто берет в руки, Скороход сама же и объяснила феномен наших отношений с писателем:

Читайте также:  Фотограф из Оренбурга Сергей Жданов

“Наследие бывает экспонатное и ресурсное. Например, Пушкин — экспонатное, мы уже решили, что он «наше все». А вот Горький — наследие ресурсное, потому что у нас еще не выработалось авторитетного взгляда на эту фигуру. Мы его еще не поместили на ту полку, с которой все бы согласились”.

Юрий Клавдиев заявил, что Горький — его любимый писатель. А критик Кристина Матвиенко просматривает влияние Горького на структуру диалога у Клавдиева. «Я, как Горький, пишу людей нового типа» — соглашается Клавдиев.

«Мне кажется, Захар Прилепин — Горький нашего времени», — предположил Михаил Дурненков. Поначалу прозвучавшая странно, идея рассмотреть новую драматургию в контексте классика на деле оказалась продуктивной.

Театр «с секретом»

Театральная программа большей частью уместилась в первый день «Левановки», на закрытие оставили только спектакль «Я — пулеметчик» питерского театрального проекта Drum-n-drama – собственно, одно из главных событий этого фестиваля (благодаря гранту фонда Потанина и поддержке горадминистрации).

На фестивале «Уместный театр» показал и читку пьесы Леванова «Настройщик». Дуэт Татьяны Каррамовой и Игоря Катасонова сумел по-новому представить хорошо знакомый опытным зрителям текст: остроумно разложенный на два голоса, рассказ о странной любви подростка и стареющего настройщика зазвучал неожиданно иронично и легко.

Были в программе и уже привычные для «Левановки» премьеры новых пьес Михаила Дурненкова и Юрия Клавдиева. Причем оба — «с секретом», на первый взгляд не характерные для авторов, на более глубокий — логично продолжающие их развитие. Читка «Утопии» Дурненкова была подготовлена силами СГИКа, а Юрий Клавдиев с нескрываемым удовольствием от текста представил «Сказочного короля» в авторской читке.

Читайте также:  Мировой терроризм и спецслужбы США

Завершилась биеннале уже за пределами «Левановки» — закрытым профессиональным разговором «Музейного десанта», на который съехались представители крупнейших российских литературных музеев.

«Первый драфт + Ремарка»

Напомним, 15 и 16 апреля 20017 г. в Самарском Доме актера прошел фестиваль современной драматургии «Первый драфт + Ремарка». Его организовал на средства гранта, полученного тольяттинским драматургом Сергеем Давыдовым на форуме «iВолга».

По его словам, решение провести фестиваль возникло, поскольку в провинциальных городах нарушена связь между современной пьесой и театром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × три =

Next Post

Национальные языки - только на добровольной основе

Пт Ноя 17 , 2017
Кремль не согласился на особые права Татарстана Позиция Кремля по поводу изучения национальных языков в школе неизменна. Они изучаются добровольно, и для Татарстана, несмотря на […]
Национальные языки - только на добровольной основе