02-24 Эвакуация в Башкирию в годы Великой Отечественной войны Башкирия История и краеведение

Рабочий Стерлитамакского станкостроительного. Фото 1942 г.

Эвакуация в Башкирию в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны началось перебазирование в восточную зону промышленных предприятий, огромного количества оборудования, материальных, культурных ценностей и населения. Политбюро ЦК ВКП(б) уже в самые первые дни войны определило порядок и организацию эвакуации. По его решению эта работа была возложена на Государственный Комитет Обороны и Совнаркома СССР. Так же в кратчайший срок был создан Совет по эвакуации (председатель Совета – Н.М. Шверник, заместители председателя Совета – зам. председателя Совнаркома СССР А.Н. Косыгин и зам. председателя Совнаркома СССР М. Г. Первухин).

Во второй половине 1941 года по решению ГКО в восточные районы СССР было вывезено более 10 миллионов человек, перебазировано 1523 крупных промышленных предприятия (на Урал – 667, в Западную Сибирь – 244, в Среднюю Азию и Казахстан – 308, в Восточную Сибирь – 78, в Поволжье – 226). В эти зоны были эвакуированы в основном предприятия танковой, авиационной и моторостроительной промышленности, производство боеприпасов и вооружения, 94 металлургических, 150 машиностроительных заводов, 40 заводов электротехнической промышленности.

В Уральскую зону были эвакуированы также самые крупные предприятия. Определенную роль при эвакуации играло удобное географическое месторасположение этого региона. Поскольку Урал, с одной стороны, находился в глубоком тылу, куда не могла пробиться вражеская авиация, с другой стороны он был ближе к фронту и промышленному центру, чем такие восточные области, как Сибирь, Казахстан и Средняя Азия.

Из всех предприятий, перебазированных в Урал, наибольшее число заводов и фабрик было размещено на территории Челябинской области – около 200 предприятий, столько же в Свердловской, в Пермской – 124, в Удмуртии – 20, в Чкаловской (Оренбургской) – 70, в Башкирии – 111.

При перебазировании предприятий, насколько это позволяла обстановка, учитывались сложившаяся специализация районов, возможности для обеспечения сырьем, материалами и рабочей силой, кооперирования их с другими предприятиями. В Башкортостан, например, были эвакуированы заводы по ремонту бурового оборудования и нефтяного машиностроения. С перебазированием заводов химического, резинотехнических изделий, содового, станкостроительного, кабельного, витаминного, сахарного и некоторых других было положено начало развитию многих новых отраслей промышленности республики.

Созданные в предыдущий период топливно-энергетическая, сырьевая и продовольственная базы, новые транспортные магистрали явились каркасом, обеспечившим необходимую дислокацию эвакуированных предприятий. Они были размещены в таких малых городах, как Стерлитамак, Белорецк, Ишимбай, Благовещенск и Давлеканово.

Размещение и ввод в строй на новых местах эвакуированного оборудования, как правило, были связаны с крупными строительными работами. В одних случаях требовалось реконструировать здания, отведенные под монтаж, в других – заново построить недостающие помещения.

В городе Стерлитамаке из всех прибывших заводов более или менее удовлетворительно был размещен крупнейший из них – станкостроительный завод им. В. И. Ленина. Этому заводу были предоставлены корпуса недостроенного завода нефтяного оборудования.

02-19 Эвакуация в Башкирию в годы Великой Отечественной войны Башкирия История и краеведение

В механическом цехе Стерлитамакского станкостроительного завода. Фото 1942 г.

02-20 Эвакуация в Башкирию в годы Великой Отечественной войны Башкирия История и краеведение

В цеху металлообработки Стерлитамакского станкостроительного завода. Фото 1942 г. 

Последние вагоны прибыли в г. Стерлитамак 28 августа 1941 года. До октября коллектив завода был занят исключительно работой на строительстве. Параллельно со строительными работами монтировалось оборудование. Установка прибывших станков и агрегатов была начата в то время, когда строители еще рыли траншеи под фундаменты наружных стен. Для обеспечения нормальной работы предприятия, пришлось дополнить трехпролетный корпус двумя новыми пролетами, закончить здание заводоуправления и переоборудовать его под инструментальный цех. Кроме того, были возведены новые здания для термического и кузнечного цехов[9].

С октября 1941 года начинается производственный выпуск станкостроительного завода, который характеризуется следующими данными.

Таблица 1.
ПоказательОктябрьНоябрьДекабрь
станки шт.349630
товарная тыс. руб.740,61259,71179,7
валовая тыс. руб.1276,31393,11763,9

К концу октября 1941 года был закончен в основном монтаж цехов № 1, 2, 3, 4, слесарноСборочного, котельноСварочного и инструментального цехов, которые приступили к выполнению производственной работы. Было приспособлено помещение для литейного цеха, переданное заводу от артели «Металлист»[11]. В декабре 1941 года завод изготовил около 6000 тыс. штук деталей и приспособлений для других заводов. Программы ноября и декабря по товарной и валовой продукции станкостроительный завод перевыполнил[12].

В I квартале 1942 года «Станкостроительный завод им. В. И. Ленина» оставался в системе Наркомата танковой промышленности и продолжал изготовление деталей для танков и вооружения. Было произведены крупносерийные и вертикальноСверлильные станки типов № 2125 и № 2135.

Таблица 2. Выполнение выпуска станкостроительного завода в 1942 году

ПоказательПлан года (шт.)Фактически

выполнено (шт.)

% выполнения
Количество станков9001535170,6
Станочная в тыс. руб.1375620119,0146,3
Товарная в тыс. руб.1709523912,6139,9
Валовая в тыс. руб.1850024006,4129,8

Таким образом, по всем показателям выпуска завод перевыполнил программу 1942 года.

В течение 1942 года на «Станкостроительном заводе им. Ленина» были спроектированы и спущены в цеха для изготовления свыше 30 новых типов станков. Из них следует отметить следующие станки: ТИП Л-60, ТИП 295, ТИП УСКР, ТИП Л-21А, ТИП-Л-92, ТИП Л-61.

По заказам ряда оборонных заводов было спроектировано и изготовлено большое количество налаженных, серийных и специальных станков.

Так, для завода № 183 было выпущено 35 специально-налаженных, а заводу № 37 – 9 серийных станков. Все налаженные станки были снабжены специальными приспособлениями и многошпиндельными головками. Для увеличения производительности во многих случаях применялись сложные многопозиционные передвижные приспособления и поворотные столы. Затем на заводе были освоены следующие типы станков: ТИП Л-А 61, ТИП Л-56, ТИП Л-А 57, ТИП НО 640, ТИП НО 600 до НО 639, ТИП НО 654, ТИП НО 652, ТИП НО 657, ТИП НО 658.

Одной из самых острых проблем была нехватка квалифицированных кадров. В основном не хватало рабочих, мастеров, технологов и служащих. Надо отметить, что квалификация местных кадров была по уровню ниже квалификации прибывших одесских кадров. Особое место занимало в это время так же высокая текучесть рабочих.

В 1941 году вслед за Станкостроительным заводом в г. Стерлитамак был эвакуирован из г. Баку завод «Красный пролетарий». Этот завод был размещен на базе Стерлитамакской машинно-тракторной мастерской.

По решению правительства завод «Красный пролетарий» в 1942 году изготавливал буровое оборудование для нефтедобывающей промышленности. В течение года на заводе проводились следующие мероприятия для повышения эффективности производства: были полностью отремонтированы раздаточные оборудования, установлен стенд для испытания моторов с возможностью установки на них моторов станков «Франкс» и «Портбейл», оформлен заказ на чугунное литье в станкостроительном заводе им. Ленина, установлен гидравлический пресс, организована шлифовка «газовских» валов и расточка блоков, было установлено 2 поворотных крана, пущен болторезный станок, полностью была пущена передвижная электростанция исключительно для сварочной работы и т.д.

Таким образом, г. Стерлитамак в первые годы Великой Отечественной войны становится крупным промышленным центром. Наряду с промышленными предприятиями в город были эвакуированы многие учреждения культуры, вузы, академии и т.д. Остро стояла проблема нехватки помещений и электроэнергии.

Несмотря на большие трудности военных лет, предприятия продолжали работать, создавались новые. В начале декабря 1941 года в Давлеканово была эвакуирована обувная фабрика из города Волчанска Харьковской области. По постановлению Давлекановского райкома ВКП(б) фабрике были переданы базы и гаражи райпотребсоюза, складское помещение педагогического училища. Председатель районного совета тов. Рябинин полностью обеспечил фабрику всеми необходимыми строительными материалами для проведения капитальных работ. Из Давлекановского МТМ в срочном порядке была выделена бригада специалистов для проверки и установки моторов силовой станции фабрики.

31 декабря 1941 года обувная фабрика начала выпускать продукцию. В 1942 году по плану было намечено выпустить 850 пар обувей, однако изготовили всего 713 пар. Общая валовая продукция завода за весь год составила 83,3%.

Важным условием быстрейшего ввода в строй перебазированного оборудования служило кооперирование эвакуированных заводов с местными предприятиями.

Основные вопросы кооперирования решались центральными партийными и советскими органами. Этот момент учитывался еще при выборе места назначения эвакуироваемого оборудования. Центральный Комитет партии и Совнарком СССР старались перебазировать предприятия группами, объединяющими заводы и фабрики одной отрасли или смежных отраслей промышленности.

Большую сложность представляло устройство на новых местах предприятий черной металлургии. Оборудование отдельных предприятий не всегда удавалось разместить на подходящих площадках. Требовалось построить новые цехи и целые заводы. Максимально сокращая сроки пуска предприятий, коллективы сосредоточивали усилия на вводе в действие цехов первой очереди, на ударном строительстве новых цехов.

Основные предприятия металлургии Юга и Центра, эвакуированные на Урал и в Сибирь – в Свердловскую, Челябинскую, Молотовскую (Пермскую), Чкаловскую (Оренбургскую) области, в Кузбасс, – начали восстанавливать в конце октября – начале ноября 1941 года.

Оборудование биметаллического цеха Московского завода «Серп и молот» было размещено на Белорецком металлургическом заводе, Харцызского завода Наркомчермета СССР, Одесского канатного завода – на Белорецком сталепроволочно-канатном заводе. В течение 1941 года Белорецкий сталепроволочно-канатный завод получил значительное количество импортного оборудования предназначенного к установке в реконструируемых цехах.

В течение II полугодия на Белорецкий СКЗ прибыло 38 волочильных и 79 канатных машин: с Харцызского СПКЗ волочильных – 38 штук, канатных – 67 штук, с завода «Серп и молот» — 2 канатных, с Одесского канатного завода – 5 канатных и с завода «Интернационала в Запорожье» – 5 старых канатных машин.

02-28 Эвакуация в Башкирию в годы Великой Отечественной войны Башкирия История и краеведение

А.М. Иноземцев, сталевар-стахановец Белорецкого сталепрокатного завода

Из-за отсутствия кабельной продукции, на долгое время затянулся пуск эвакуированных машин. Кабельная продукция была получена Белорецким СПКЗ только 1 декабря 1941 года и обеспечила пуск 16 машин. 14 машин простаивали до 1 января 1942 года. Челябинская контора Снабчермета иногда несвоевременно поставляла заводу кабельную продукцию. Довольно часто случались перебои с электроэнергией в подстанции № 1. Из-за нехватки свободных помещений, 17 канатных машин не были установлены до конца 1941 года. По своей оснащенности эти машины относились к группе машин для тяжелых канатов. В конце декабря для их установки ускоренными темпами был построен специальный новоканатный цех.

Основным источником пополнения кадров Белорецкого сталепроволочно-канатного завода в 1942 году являлись лица окончившие школу ФЗО № 2 и мобилизованные по решению правительства. Набирали подростков от 14 до 15 лет, поскольку не хватало людей. Основную массу рабочих составляли женщины.

Таблица 3. Социальный статус работников Белорецкого сталепроволочно-канатного завода по половому признаку

ВсегоИз нихВ том числе подростков
мужчин%женщин%
На 1 января 1941 г.3428221064121836
На 1 января 1942 г.3490179751169349
На 1 января 1943 г.5089223844285156371

По решению ГКО СССР в Башкирию из южных нефтяных районов были эвакуированы ряд предприятий нефтяной промышленности. В г. Стерлитамак перебазировались Азербайджанский трест нефтеразведки и Бакинский завод нефтяного оборудования им. Дзержинского. В Ишимбае и Туймазах разместились строительно-монтажные конторы Майкопнефтегазстроя, газолиновый завод и контора бурения Грозненского нефтекомбината, механические мастерские и буровые станки Майкопнефтекомбината, оборудование Апшеронской паротурбогенераторной электростанции и других предприятий. Одной из форм размещения эвакуированных предприятий явилось объединение нескольких эвакуированных заводов в один.

В 1941 году в г. Ишимбай был эвакуирован Бакинский завод грязевых насосов. В связи с эвакуацией из г. Баку основная деятельность завода была прекращена 15 августа 1941 года. С этого момента приступили к демонтажу оборудования и отгрузке. Демонтаж продолжался более одного месяца. Весь груз шел по водному пути. На 1 января 1942 года основная часть оборудования уже находилась в г. Куйбышеве (Самаре) и незначительная часть была доставлена в г. Ишимбай из г. Куйбышева по железнодорожному пути. Вместе с заводом был отправлен и коллектив завода.

В конце 1941 года Ишимбайский завод грязевых насосов им. Сталина приступил к выполнению своей основной деятельности – ремонту нефтяного оборудования.

Одновременно силами треста «Башнефтестрой» и МСК «Ишимбайнефть» на площадке в южной части города велось сооружение цехов завода. В кратчайшие сроки было монтировано большинство станков и в конце года уже делали болты, шестеренки, шатуны, втулки. На 1 января 1942 года были готовы временная кузница, арматурные мастерские, механическая мастерская, столовая, небольшая контора, бетонно-растворный узел.

С принятием в начале апреля 1942 года госкомиссией механического цеха, руководство Наркомата нефтяной промышленности нашло возможным разместить здесь заказы продукции для фронта. Были проведены необходимые технические и организационные мероприятия. В механическом цехе № 2 начали изготавливать мелкие детали. В апреле стали привозить с Урала штамповки, из которых надо было выточить «специальную деталь» – хвостовую часть реактивного снаряда для знаменитой «Катюши». Кроме «специальной детали № 1», как ее называли тогда, на заводе изготовляли корпуса 82 – миллиметровых мин и некоторые другие изделия для фронта.

Таким образом, Ишимбайский завод являлся самым важным объектом машиностроительной базы для нефтяной промышленности на Востоке.

Прибывший из Туапсе завод нефтяного оборудования влился в состав Благовещенского машиностроительного завода. Прибывшее оборудование требовало ускоренного монтажа. За короткие сроки в кузнечном цехе был установлен 1 пневматический молот, полутонный молот и 1 нефтяная печь для нагрева крупных поковок. В заготовительном цехе – 3 пресса для холодной штамповки и 1 фракционный пресс для горячей штамповки крепежных деталей. В механический цех были размещены 10 станков, в деревообделочный цех – 8 станков для обработки деревянных частей по ортопедии. Дополнительно был установлен двигатель с запасом мощности до 259 кВт = 400 НР.[35]

В конце 1941 года решением правительства завод перешел в систему Главнефтемаша Наркомнефти.

В IV квартале 1942 г. специальная продукция завода была заменена изделиями нефтяного оборудования и эта замена потребовала оснастку станков, изготовление приспособлений, перестановку рабочей силы, не хватало квалифицированных слесарей. Практически не подходили привезенные инструменты из Туапсе, поскольку являлись высокомеханизированными, а многие работы приходилось делать вручную. Несмотря на эти трудности в ноябре 1942 года заводом было выпущено 100 штук задвижек «Лудло», а в декабре уже – 800 штук. Параллельно с задвижками в большом количестве было изготовлено резервуарное оборудование, чугунные трубы, запчасти и т.д.

Монтаж оборудования большинства эвакуированных в Башкирию предприятий, освоение ими оборонной продукции завершились к середине 1942 года. Ввод их в эксплуатацию намного увеличил промышленный потенциал республики. В 1942 году промышленность Башкирии давала продукции в 2,5 раза больше, чем в 1940 году.

Война потребовала быстро разместить и пустить в эксплуатацию ряд крупных и средних предприятий, перебазированных в Башкирию из временно оккупированных врагом западных областей Советского Союза. Вывезенные на нашу территорию заводы и фабрики сумели в кратчайшие сроки развернуть массовое производство боевой техники, оружия и боеприпасов. Все усилия рабочих, инженеров и служащих были направлены на обеспечение нужд фронта и укрепление боевой мощи нашей страны. В свою очередь размещение промышленных предприятий в малых городах Башкортостана способствовало развитию городской инфраструктуры, изменению социального состава населения этих городов.

Размещение и ввод эвакуированных предприятий в малые города Башкортостана в 1941–1942 гг. Публикуется в сокращении.

Автор: Самситдинов И. З.

printfriendly-pdf-email-button-notext Эвакуация в Башкирию в годы Великой Отечественной войны Башкирия История и краеведение
lesovoz_69БашкирияИстория и краеведениеБашкирия,Великая Отечественная война,история,краеведениеРабочий Стерлитамакского станкостроительного. Фото 1942 г. Эвакуация в Башкирию в годы Великой Отечественной войны С началом Великой Отечественной войны началось перебазирование в восточную зону промышленных предприятий, огромного количества оборудования, материальных, культурных ценностей и населения. Политбюро ЦК ВКП(б) уже в самые первые дни войны определило порядок и организацию эвакуации. По его решению...cropped-skrin-1-jpg Эвакуация в Башкирию в годы Великой Отечественной войны Башкирия История и краеведение