65748796_22 КРИШНАИТЫ В БАШКИРИИ Башкирия Народознание и этнография Посреди России

КРИШНАИТЫ В БАШКИРИИ

Несмотря на то, что «новые религий» современной России достаточно подробно описаны в религиоведческой литературе, выпущено множество различных справочников[1], отражающих суть их учения, в нашей повседневной жизни продолжают иметь место случаи неадекватного восприятия представителей нетрадиционных религиозных течений, а также публикации в СМИ, искажающие принципы и ценности их вероучения.

Так, в последние годы широкий резонанс в российском обществе вызвал вопрос строительства кришнаитского храма в центре Москвы. Неодназначную оценку получило и обращение Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона в правительство Москвы с просьбой запретить строительство данного храма. Это свидетельствует о том, что вопросы, связанные с существованием и деятельностью Общества сознания Кришны в России и Башкортостане являются актуальными и требуют объективного рассмотрения.

Самоназвание последователей Общества сознания Кришны – бенгальские вайшнавы.

В отличие от философско-религиозного учения вайшнавизма (или вишнуизма), главной чертой которого является почитание Вишну как Верховной Личности Бога, бенгальские вайшнавы признают Кришну верховной ипостасью Бога, а Вишну отводят второстепенную роль и считают одним из воплощений Кришны. Следует отметить, что вайшнавизм – одно из двух основных течений индуизма.

Основоположником бенгальского вайшнавизма был индийский религиозный проповедник и реформатор Шри Чайтанья (1486–1533 гг.), который провозглашал равенство всех людей перед Богом и считал, что универсальным духовным путем для всех людей, независимо от их вероисповедания, происхождения и национальности, является бхакти, путь любви и преданности Богу. Преемником движения Шри Чайтаньи является Общество (движение) сознания Кришны. В 60-ых гг. XX века в развитии движения наступает новый этап, во время которого оно выходит на мировую арену. Он связан с именем Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896–1977 гг.), основателя и духовного лидера Междунардного общества сознания Кришны, зарегистрированного в Нью-Йорке в 1966 г.[2]

Главные положения кришнаизма изложены в комментаторском произведении А. Ч. Бхактиведанты «Бхагавад-гита как она есть», а также в многотомном издании священных преданий (пуран) «Шримад Бхагаватам».

Священное Писание вайшнавов – «Бхагавад-гита» («Песнь Бога») построена в виде беседы-наставления, Кришны с Арджуной, одним из главных эпических героев. За скромной внешностью Кришны скрывается могучий бог Вишну, снизошедший на землю, чтобы восстановить пошатнувшуюся дхарму. Следует отметить, что «Бхагавад-гита» впервые была переведена и издана в России еще в 1788 г. известным русским просветителем Н. Н. Новиковым. К настоящему времени русскоязычный читатель располагает семью переводами этой поэмы[3].

Важнейшим моментом духовной жизни кришнаитов является принятие посвящения (инициации) у духовного учителя (гуру). Это существенно для восприятия и передачи духовного знания по линии преемственности гуру-парампары (от учителя к ученику). Духовный учитель даёт наставления в вопросах духовной жизни, понимания священных писаний, выполнения практического служения. Принятие посвящения у духовного учителя является добровольным процессом личного выбора ученика на основе понимания им священных писаний и практического духовного опыта.

Приверженцы кришнаизма соблюдают моральные и пищевые запреты на мясоедение, спиртное, азартные игры и на внебрачный секс. Особое внимание уделяется прасаду – вегетарианской пище, которая получает освящение.

Развитие движения сознания Кришны в России началось в 1971 г. нелегально. Попытка официально зарегистрироваться была предпринята в 1981 г., но безуспешно. Лишь в мае 1988 г., после начала «перестройки», обвинения и претензии к вайшнавам были сняты, их религиозное движение было реабилитировано и официально зарегистрировано Советом по делам религий при Совете Министров СССР. Следует отметить, что Общество сознания Кришны было первой «новой» конфессией, зарегистрированной в СССР. В 1992 г. была зарегистрирована централизованная организация – Центр обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР).

На 1 января 2003 г. в России зарегистрировано 97 религиозных общин ОСК. Крупные общины действуют в городах Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Пермь, Екатеринбург, Томск, Барнаул, Владивосток, Новосибирск, Краснодар, Самара, Нижний Новгород и др. Помимо этого существует около 250 небольших приходов, имеющих статус религиозных групп ОСК. Всего религиозные общины и группы ОСК существуют в 180 городах России[4].

Структура Российского ОСК традиционна для Общества сознания Кришны. В настоящее время роль головного центра исполняет храм, расположенный в Москве. Для принятия решений по тем вопросам, которые затрагивают интересы более чем одной общины, в каждом крупном регионе существует Региональный совет. Для удобства управления и координации общин ОСК на территории России выделены 9 основных регионов.

В региональных центрах, как правило, существуют храмы, монастыри (ашрамы), благотворительные и миссионерские центры, учебные заведения. Помимо этого, во многих городах существует система небольших приходов на уровне религиозных групп (численностью 10–20 человек), которые еженедельно собираются на квартирах, проводят богослужения, изучают и обсуждают священные писания вайшнавов, отмечают религиозные праздники, осуществляют проповеднические программы и пр. Такого рода группы духовного общения называются нама-хатты (в переводе с бенгали «места, где раздают Святое имя Бога»).

Кришнаиты уделяют повышенное внимание благотворительной деятельности и социальному служению. Главная благотворительная программа движения ОСК – «Харе Кришна – Пища Жизни», действующая практически во всех странах мира и в большинстве городов России и СНГ. Цель программы – обеспечивать полноценной горячей пищей всех нуждающихся, а также оказывать духовно-психологическую помощь обездоленным, особенно в местах военных конфликтов и стихийных бедствий. В рамках другой благотворительной программы «Дайте этим людям шанс» кришнаиты оказывают духовную помощь осуждённым в местах лишения свободы. Благотворительная программа «Возвращение к жизни» направлена на социальную реабилитацию наркологических больных.

Издаётся газета «Харе Кришна сегодня» и имеется духовно-музыкальная радиостанция «Кришналока». В рамках ЦОСКР в г. Москве создан Вайшнавский Университет, ведущий подготовку и повышение квалификации кадров для общин вайшнавов в России. Действуют две Ведические гимназии (гурукулы), три воскресных школы. В ряде городов силами общин ОСК открыты вегетарианские кафе и рестораны. Существует пять сельскохозяйственных общин[5].

Необходимо отметить, что для индуизма в целом и для вайшнавизма в частности характерна высокая степень терпимости и концептуального плюрализма в отношении других религиозных традиций (христианства, ислама, буддизма и др.). «Единство в многообразии» – уникальный универсальный тезис, присущий индуизму и закладывающий основу для уважения и сотрудничества последователей разных религий. Вайшнавы не отвергают другие вероучения и не занимаются прозелитизмом[6].

Общество Сознания Кришны в Башкортостане

В Башкортостане кришнаиты появились в 1990 году. Официально община зарегистрировалась в 1992 г. численностью 50–60 человек. С 1998 г. интерес к этому религиозному течению начал падать, в следующем г. количество адептов значительно сократилось, и в 2000 г. головная организация объявила о прекращении своей деятельности[7].

В настоящее время в республике продолжают действовать незарегистрированные малочисленные группы кришнаитов в городах Уфа, Кумертау, Салават, Белорецк и др. В г. Кумертау кришнаиты открыли ООО ПКП «Гауранга», которое производит торты с экзотическими названиями «Нарада», «Вриндаван» и другие.

Таким образом, Общество сознания Кришны в России – наиболее крупная индуистская религиозная организация, активно занимающаяся религиозной и благотворительной работой. Объединяя в своих рядах тысячи последователей по всей России, Общество сознания Кришны вносит позитивный вклад в решение социальных проблем современности и культурно-нравственное воспитание россиян. Оно также является одной из духовно-просветительских организаций, позволяющих удовлетворить растущий интерес россиян к религии и культуре Индии.

 

[1] Новые религиозные культы, движения и организации в России. М., 1998; Баркер А. Новые религиозные движения. Спб., 1997; Трофимчук Н. А. Нетрадиционные культы в России: особенности вероучений, социальная база и проблемы взаимодействия с государством // Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень. № 5. М., 1995. Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник М., 1996.

[2] Вайшнавизм: история, учение, практика

(официальный сайт Движения сознания Кришны в России)

[3] Серебряный С. Д. Бхагават-гита в России (к истории переводов и восприятия) // Индуизм и современность. Центр индийских исследований. М., 1994. С. 105.

[4] Индуистские религиозные и духовно-просветительские организации в России. М., 2003. С. 22.

[5] Индуистские религиозные и духовно-просветительские организации в России. М., 2003. С. 92.

[6] Иваненко С. И. Кришнаиты в России // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сб. докл. и мат-лов межрегион. науч.-практ. конф. 2002–2004 гг.

[7] Муратшин А. Н. В обстановке веротерпимости и согласия // Ватандаш. 2001. № 11. С. 184.

 

Автор: Р.М. Мухаметзянова

printfriendly-pdf-email-button-notext КРИШНАИТЫ В БАШКИРИИ Башкирия Народознание и этнография Посреди России
Аниса ТимиргазинаБашкирияНародознание и этнографияПосреди РоссииБашкортостан,религияКРИШНАИТЫ В БАШКИРИИ Несмотря на то, что «новые религий» современной России достаточно подробно описаны в религиоведческой литературе, выпущено множество различных справочников, отражающих суть их учения, в нашей повседневной жизни продолжают иметь место случаи неадекватного восприятия представителей нетрадиционных религиозных течений, а также публикации в СМИ, искажающие принципы и ценности их вероучения.Так,...cropped-skrin-1-jpg КРИШНАИТЫ В БАШКИРИИ Башкирия Народознание и этнография Посреди России