3573242526_22

Успенский мужской монастырь

Праздник в Успенском мужском монастыре. Почтовая карточка начала XX в.

Успенский мужской монастырь, занимает особое место в истории Уфы. Он пережил три этапа своей жизни в разных веках, на трех разных местах, на трех уфимских окраинах. Монастырь был основан еще в конце XVI в. Первые сведения о святой обители относятся к 1598 г., началу правления царя Бориса Годунова, писавшего об Уфимском Успенском монастыре в одной из царских грамот.

В то время монастырь находился в районе нынешней улицы Сочинской, близ того места, где в настоящее расположено Уфимское епархиальное управление. Успенскому монастырю принадлежали крестьянские дворы соседних с Уфой сел и обширные земли вблизи города.

Монастырь просуществовал почти два века и в 1764 г., в годы правления Екатерины II, был закрыт. Для осуществления планов преобразования России царица начала реквизировать у некоторых монастырей имущество, в том числе дарованные им ранее земли. В число таких монастырей попал и уфимский Успенский.

Вновь он был восстановлен уже после образования Уфимско-Оренбургской епархии. Поскольку часть прежней территории на спуске к р. Белой к этому времени занимали частные дома, монастырю отвели новое место – в трех верстах от города на одной из самых больших высотных отметок Уфимского полуострова (200 м) при слиянии рек Белой и Уфы.

В монастырское владение были переданы до 200 десятин земли, приписаны до 300 крестьянских дворов, в том числе известные уфимцам села Чесноковка и Дуваней, а также богатые рыбные ловли по р. Белой и озеру Долгому, находившемуся в 6 верстах от Уфы.

Монастырь процветал во многом благодаря первому его настоятелю архимандриту Лаврентию, известному своими замечательными организаторскими способностями. Впоследствии монастырь стал беднеть, лишился своего былого влияния. Старые здания и постройки ветшали, число монахов сокращалось, утрачивались и принадлежавшие монастырю земельные угодья.

Территорию монастыря окружала каменная стена, его ансамбль состоял из двух каменных церквей в стиле классицизма: Успенской Божьей Матери (1810 г.), Митрофана Воронежского (1852 г.), четырех жилых корпусов, сараев и служб. Здания монастырских церквей не были видны из города, но хорошо просматривались с левого берега р. Белой при подъезде к городу.

В 1879–1880-е гг. настоятелем Уфимского Успенского монастыря являлся игумен Кирилл (в миру П.Н. Щеглов), оставивший уфимцам уникальную комбинацию лечебных трав, так называемый «кирилловский набор». Травами этого набора уфимцы лечились от гриппа и простудных заболеваний в течение двух-трех дней без вмешательства врача.

4-3282Здание церкви Успенской Божьей Матери, восстановленное на территории Высшего юридического института МВД России. Современное фото

В конце XIX в. при игумене Иоиле, архитекторе, иконописце и очень хозяйственном человеке, монастырь вновь стал возрождаться. За годы настоятельства Иоилы, с 1897 по 1901 гг., поднялись новые здания, восстановлены были каменные стены, из Москвы привезен и установлен колокол весом в триста пудов. Труды Иоилы на благо монастыря были оценены, его возвели в сан архимандрита. После революции Успенский монастырь разделил участь множества других монастырей, церквей, мечетей и медресе: в 1918 г. решением губисполкома его закрыли, монахов прогнали, а вся территория была передана губернской коллегии по земледелию.

С начала 1990-х гг. предпринимается попытка возродить Успенский мужской монастырь; некоторое время он находился в зданиях комплекса Богородской церкви в районе ИНОРС.

 

В качестве дополнения приведу отрывок  из «ОПИСАНИЯ УФЫ» Михаила Сомова, опубликованного в «Оренбургских губернских ведомостях» в 1864.

 

Мужеский монастырь

Версты за 2½ к востоку от города, не в дальнем расстоянии от реки Уфы, на живописной местности, находится мужеский Успенский монастырь. Он обнесён также, как и женский, каменною оградою, внутри которой заключаются две каменные церкви – Успения Богоматери, с двумя приделами и Св. Митрофания Воронежского; два каменные двух-этажные небольшие корпуса и флигель, не считая ещё других деревянных строений. Кроме того здесь же помещено кладбище, на котором хоронят и мирян; в числе последних тут погребён один из губернаторов Нелидов, который был человек очень богатый и отличался благотворительностию; ему поставлен здесь мраморный памятник. Монастырь этот основан одновременно с учреждением семинарии в 1800 году, при первом Епископе Амвросие. Первым настоятелем монастыря был Лаврентий, человек неучёный, а потому и незанимавший должности ректора, но строгой жизни и усердный к пользам обители. По отведении места для монастыря, архимандрит Лаврентий огородил его деревянным забором; построил внутри его настоятельский дом с монашескими кельями, а вместе с этим, по разрешению епископа, перенёс тёплую во имя Иоанна Предтечи церковь, находившуюся при прежнем Христорождественском монастыре; потом 15 Августа, в день Успения Богородицы, обитель была освящена. На другой год заложили ныне существующую каменную; деревянную же, пришедшую в ветхость, сломали. По переводе архимандрита Лаврентия в Белевский монастырь, на место его поступил иеромонах и эконом архиерейского дома и бывший учитель епископа Амвросия, Тихон, который, по посвящении его в сан архимандрита, сделался и ректором семинарии. С тех пор монастырь постоянно находится под ведением ректоров, которые есть также и игумены его. Тихону наследовал в настоятельстве в 1804 году ректор Филарет; сделавшийся в последствии Митрополитом Киевским; при нём освящена была новопостроенная церковь Успения Богородицы. При архимандрите Апполинарие старые монастырские кельи сломаны и построен новый каменный двух-этажный корпус; при настоятеле Никодиме выстроена каменная ограда около монастыря и два флигеля. В 1852 году освящена была другая маленькая церковь Свят. Митрофания Воронежского, воздвигнутая на месте прежней деревянной Св. Иоанна Предтечи. В притворе этой церкви, при входе на право, погребён бывший Оренбургский епископ Михаил, проведший последние годы своей жизни в монастыре на покое. 15 Августа, в день Успения Богородицы бывает из собора в монастырь крестный ход и торжественная служба.

В церкви Успения находится несколько старинных икон, крестов и прочей церковной утвари, перешедших сюда из древнего мужес. монастыря.

См. также еще более ранний материал — статью, опубликованную в газете «Оренбургские губернские ведомости»  3 мая 1852. Она принадлежит перу редактора неофициальной части газеты И.П. Сосфенова.

 

О учреждении в городе Уфе мужского монастыря

По соизволению Государя Михаила Феодоровича построен в городе Уфе Успенский мужеской монастырь деревянным строением. От Рождества Христова 1564 года[1] на высоком месте подле Белой реки.

К которому пожаловано от того Государя крестьян, находящихся в сёлах Честноковке и Дуванеях, со всеми находящимися при оных угодьями, а при том для общей трапезы отведено рыбных ловель, отстоящее от города в 6 верстах озеро, называемое Долгое.

В оном церковь Успения Божия Матере с пределами Иоанна Богослова и преподобного Михаила Малеина, деревянная, весьма толстого лесу.

В том монастыре были настоятели, коих имена только по описям нашлось[2].

  1. Игумен Арсений.
  2. Игумен Глеб.
  3. Игумен Силвестр.

При котором построена была маленькая церковь в проименование преподобного Сергия, с двумя келиями, от города в 3-х верстах, подле дороги, следующей от города к дворянскому селению, называемому Сосновое озеро. Сей монастырёк построен был для того более, что около его занималась монастырская пашня, и из братии два монаха, живущие в том, руководствовали присмотром и божественною службою, к семуж не подалёку от сего по Белой реке рыбные ловли и перевоз состоял к монастырю, от чего и доныне тот перевоз именуется Сергевым. За всем тем в 50 саженях имеется круглое озеро, называемое по старинному Коркина Яма, и в сим для братской монастырской трапезы хранилась на и всегда посаженная живая рыба, ибо сие озеро и доныне ни в какое время не высыхает, в коем водится и до сего времени рыба – караси. Но поелику временами сей монастырь по ветхости и по перемене тогдашних обстоятельств уничтожен, а вместо онаго при градской Рождество Богородицкой церкве в тож проименование пристроен был придел, а по ветхости к сей церкве особо построенная тёплая церковь, которая и до ныне существует[3].

  1. Игумен Азарий.
  2. Архимандрит Самсон.

При сём состоялось повеление, чтоб отставные в службы и престарелые люди, неимеющие родственников, имели пропитание из сего монастыря от общей братской трапезы, коих был составляющий комплект пятнадцать человек.

  1. Игумен Генадий.
  2. И последний Игумен Парфений,

который был для монастыря печного и ветхости монастыря всё устроя, а за тем посилием вотчины монастырской заготовя для строения во оном каменной церкви материалы, но не успев вступить в содействие сего здания, как в 1762 году от всех монастырей вотчины взяты под ведомство Коллегии Экономии, коих по всему государству было по ревизии 910 866 душ[4], а после того в 1764 году по епархиям и монастырям учреждены штаты, коих помещено в России нижеследующее количество: Епархияв 26, Архиереяв 26, Викарных 2.

Монастырей 159; в них Архимандритов 58, Игумнов 99-ть, при архиерейских домах и в монастырях монашествующих 2657.

Монастырей девичьих 67, Игуменей 67, монахинь 1299. В соборах, кои в штатах Архиерейских також и в девичьих монастырях священно и церковно служителей 1535.

При архиерейских домах и Консисториях служителей 336, сторожей и приставов 248, при архиерейских домах и монастырях слуг 3833, а всего в штате положенных 10 160 человек.

А по сему положению во означенном 1764 году сей Успенской монастырь оказался заштатным, а потому и уничтожен, настоятель с монахами переведены по разным монастырям, а церковь повёрстана приходскою; строениеж монастырское продано со [а]укционного торгу.

1799 года Сентября 27 дня, по соизволению Государя Императора Павла Первого, для возобновления означенного Успенского монастыря, переведён по уничтожению заштатный Коломенский Спасский монастырь с его всем имуществом.

В который 1800 год Марта 9 числа прибыл первоначальный Игумен Лаврентий, из великороссиян, родом из Симбирского дворянства, который произведён тогож года Марта 14 дня в здешнем кафедральном соборе Архимандритом, ибо по данной сему монастырю превеллегии и по знатности сего города надлежательно сего монастыря настоятелям быть наивсегда Архимандритам.

1800 года Марта 7 дня, для построения нового монастыря, место по близости Уфы реки, а от города в 3 верстах, по усмотрению настоятеля нашлось удобным, на котором строить монастырь и епархиальным Преосвященным Амвросием благословлено, а от гражданской стороны на все монастырские владения земли 60 десятин отведено.

Тогож года Августа 15 числа, в день Успения Божия Матере, означенной монастырь с подобающею церемониею и в присутствии Преосвященного, основание получил.

  1. Ноября были первая деревянная и переведённая от Христорождественского прихода тёплой церкве, с великолепною процессиею при множественном собрании гражданства, Преосвященным соборне освящена. 1803 года Мая 25 дня, во оном монастыре, в проименование Успения Божия Матере, заложена каменная церковь и того ж года Июня 30 Архимандрит Лаврентий, по указу Св. Синода, переведён Тульской епархии в Белевский монастырь.
  2. Архимандрит Тихон, родом из малороссиян, который 1803 года Июля 22, по указу Св. Синода, из экономов Архиерейского дома, произведён Преосвященным Амвросием в Кафедральном соборе во Архимандрита, и по вступлении управлением монастыря, продолжавшись в болезни, и 1804 года августа 19 дня на 67 году жития своего помер, и погребён Преосвященным Амвросием соборне, в новостроющейся каменной церкве и при оном дальнейшего успеха в строении той церкве не было.
  3. Архимандрит Филарет, из великороссиян, священнический сын, произведён в сей чин Орловским Преосвященным, и по указу Св. Синода определён в сей Успенский монастырь настоятелем, и в Семинарии Ректором и Богословия учителем.

Который прибыл 1804 года Декабря 28 дня, и по попечению его означенная каменная церковь 1806 года Августа 11 дня приведена во окончание, а в 1808 и 1809 году со внешности и внутренности оштукатурена и железная крыша покрыта зелёною на масле краскою; в 1809 году приложено во оной монастырь от Губернского Секретаря Дынькова три колокола в 550 руб. 1810 года Августа 28 и 29 числ было освящение в монастыре двум новым приделам, которые освящал Преосвященный Августин.

Ноября 6, по указу Св. Синода, Архимандрит Филарет переведён во второклассный Тобольский Знаменский монастырь, который от 4 Декабря отбыл, и был жития честного и любим обществом[5].

Из летоп. г. Уфы.

_______________________

  1. Архимандрит Афонасий (с 1813 года Февраля 17 дня по 18 Августа 1818 года), при нём вместо прежде бывших заборов вокруг всего монастыря построена деревянная ограда из брёвен. Он выбыл в Пермскую Семинарию Ректором.
  2. Архимандрит Вениамин (с 19 Августа 1818 по 10 Марта 1826 года). Выбыл ректором в Астраханскую Семинарию.
  3. Настоятель монастыря, соборный Иеромонах Платон (с 10 Марта 1826 года, по 8 Декабря 1827 года). При нём на место прежде бывшей братской комнаты с кухнею поставлена вновь на каменном фундаменте трапезная ж с кухнею деревянною; устроен каменный подвал и построена на каменном фундаменте деревянная баня. Платон переведён Ректором в Минскую Семинарию.
  4. Архимандрит Аполинарий (с 8 Декабря 1827 года по Октярь 1828 года)[6]. При нём на место бывших настоятельских и братских келий построен двух этажный полукаменный корпус, на каменном фундаменте одноэтажный флигель для келий братских. Он переведён в Рязанскую Семинарию Ректором.
  5. Архимандрит Феодотий[7], с Октября 1828 по 6-е Ноября 1831 года, выбыл в Рязанскую Семинарию Ректором.
  6. Архимандрит Палладий (с 23 Марта 1832 по 27 Мая 1836 года). При нём, по завещанию Г. Долженковой пожертвовано монастырю 61 дес. сенных лугов. Переведён в Душловецкий монастырь Минской Епархии.
  7. Архимандрит Никодим, (с 27 Мая 1836 по 10 Октября 1846 года). При нём построена каменная ограда из кирпича и колокольня с церковью; кухня с братскою трапезою, флигель, баня и каретник с конюшнею на каменном фундаменте. Сверх того за монастырём построены скотский двор с овином и гумном. Этот настоятель переведён Ректором и Профессором Богословия в Пермскую Семинарию.

11-й нынешний Архимандрит Пантелеймон, с 9 Ноября 1846 года, из Инспекторов Симбирской Семинарии. –

(Оренбургские губернские ведомости. 1852. 3 мая)

[1] Сие явствовало в монастырской грамоте, писанной золотыми литерами и стоящей в раме в церковном олтаре.

[2] Дела монастырской архивы начало прияли от Игумена Арсения.

[3] О сём значится в монастырской архиве по учётам каждогодным сего Сергиева монастыря в хлебопашестве и рыбных ловлях.

[4] Сие явствует из указа, состоявшего 1764 года Февраля 26 дня.

[5] Ныне Митрополит Киевский.

[6] Ныне Викарий Киевский.

[7] Ныне Епископ Симбирский.

Сергей СиненкоУфа от А до Ямужской монастырь,православие,Уфимская епархияУспенский мужской монастырь Праздник в Успенском мужском монастыре. Почтовая карточка начала XX в.Успенский мужской монастырь, занимает особое место в истории Уфы. Он пережил три этапа своей жизни в разных веках, на трех разных местах, на трех уфимских окраинах. Монастырь был основан еще в конце XVI в. Первые сведения о святой...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл