1-0201 Сочинская улица (Большая Усольская) - Уфа от А до Я История и краеведение Уфа от А до Я

Большая Усольская улица в нижней ее части. Фото 1910-х гг.

Сочинская улица (Большая Усольская) — Уфа от А до Я

Сочинская улица, в усольской (засутолоцкой) части Старой Уфы. Возникла как дорога от Сутолочного моста на восток. Историки полагают, что дома первопоселенцев, стоявшие вдоль этой дороги и образовали эту улицу (см. Усольская гора).

Первоначальное название, относящееся к XVIII в., – Успенская улица – связано с тем, что самыми восточными воротами Уфимского кремля являлись Успенские ворота, названные так по находившемуся неподалеку на горе Успенскому мужскому монастырю; впоследствии на этом месте был образован Благовещенский женский монастырь (в XVII и первой половине XVIII в. городские улицы еще не имели собственных названий, для их обозначения, как свидетельствуют документы, пользовались длинными описаниями и ориентирами, в данном случае им был монастырь).

Во время Крестьянской войны 1773–1775 гг. улица стала одним из главным направлений, по которому двигались пугачевские отряды. Бой на Усольской улице длился около 8 часов. Нападавшие отступили, потеряв 80 человек и оба орудия.

В начале XIX в. улица обозначалась как Усольская, с середины XIX в. – как Большая Усольская. С конца 1920-х гг. улица получила имя Максима Горького (соседняя немагистральная Малая Усольская стала просто Усольской). Затем улицу, без особых оснований, переименовали в Сочинскую в честь знаменитого южного курорта.

Четную сторону улицы, склон в сторону реки, занимают заросли кустарника и невысоких деревьев. Здесь встречаются старые фундаменты, но зданий нет ни одного. Нечетную сторону квартала открывает двухэтажный дощатый дом-коробка с каменным низом и каменным гаражным пристроем, возведенный в 1940-х гг., который в недавнее время занимало ремонтно-строительное управление (д. 3).

За ним стоит одноэтажный дощатый дом мещанки А. Коровиной постройки второй половины XIX в. Привлекают внимание наличники окон с накладными резными деталями (д. 5а).

1-0207-d.-5 Сочинская улица (Большая Усольская) - Уфа от А до Я История и краеведение Уфа от А до Я

Следующий дом с мезонином и террасой, с каменным низом и цокольным этажом с маленькими окошками принадлежал женскому монастырю (д. 5). Возведен во второй половине XIX в., выделяется декором – пилястрами, четырехгранными полуколоннами, выступающими из стены, и оконными наличниками с накладными резными деталями. Высокое крыльцо, большой открытый балкон обращены в сторону спуска к Сутолоцкому оврагу.

1-0222-10.1 Сочинская улица (Большая Усольская) - Уфа от А до Я История и краеведение Уфа от А до Я

Соседний дом постройки конца XIX в. на каменном фундаменте с мезонином, в котором есть изолированный вход, также принадлежал женскому монастырю (д. 7). Окна украшены наличниками с накладными деталями.

К женскому монастырю относились и соседние дома – по-казарменному строгий, без декора, деревянный дощатый дом на каменном фундаменте постройки конца XIX – начала XX в. (д. 11); деревянный дом постройки 1880-х гг., перестроенный в советское время под магазин – были прорезаны окна. Большинство из жилых домов по нечетной стороне первого квартала ул. Сочинской были возведены во второй половине XIX – начале XX в. и принадлежали Благовещенскому женскому монастырю.

1-0204 Сочинская улица (Большая Усольская) - Уфа от А до Я История и краеведение Уфа от А до Я

Улица Сочинская, вид со стороны проспекта Салавата Юлаева. Фото Сергея Синенко

Широкое распространение получили большие окна, изменено устройство помещений (д. 13/1). По типу доходного дома с высокими окнами во второй половине XIX в. выстроен большой двухэтажный деревянный с каменным цоколем дом (д. 13).

Перейдем на нечетную улицу. Заросли деревьев заканчиваются около куска старой кирпичной стены. Здесь раньше начинались монастырские владения. Некоторые из оставшихся строений в настоящее время возвращены Уфимской епархии Русской Православной Церкви. В течение веков на Усольской горе существовали сначала мужской, а затем женский монастыри.

Успенский мужской монастырь, преемник первого уфимского Сергиева монастыря, был основан здесь иноками Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря в 1587–1588 гг. (по другим данным, в 1598).

Монастырь походил на небольшую крепость со рвом, валами и бревенчатым частоколом, способным на время остановить натиск, но в одну из осад Уфы, первым приняв нападение многочисленных ордынцев, монастырь был разорен, а первый его игумен Авраамий, по преданию, пал, пронзенный стрелой, прямо в церкви.

В середине XVII в. при настоятеле Иакове пригородные участки закрепленных за Успенским монастырем пустошей понадобились городу для расширения посада и были изъяты из монастырского владения. Взамен монастырю был передан новый и более обширный участок земли вниз по Белой реке «в Березовом Яру и на Дуванейской степи». Впоследствии здесь возникло второе монастырское село Монастырские Дуванеи, которое позже слилось с государственным селом Калинники, став частью села под названием Монастырщина.

За Успенским монастырем числилось более ста крестьянских дворов. Богатые сенокосы позволяли держать большие стада. Монастырь владел значительным числом озер, на окрестных речках устроены были плотины и мельницы. Монастырские леса богаты были грибами, ягодами и орехом. На высоких деревьях монахи устраивали борти.

Вплоть до реформы 1764 г., когда монастыри были переведены на государствен ный кошт, монахи, черное духовенство края жило за счет собственного монастырского хозяйства. Иноки скудно ели, мало спали, весь день проводили в работах и в молитве, все необходимое для жизни делали своими руками – рубили лес, косили траву, пахали и засевали землю, ловили рыбу.

Принято было, чтобы каждый из определившихся в монастырь делал небольшой, по своим возможностям, взнос, который потом уже не возвращался. Отдельной, только для себя пищи никто в монастыре не имел права держать. Без разрешения игумена не разрешалось выходить за монастырские стены, виновный строго наказывался, для чего в подвале были устроены особые темные кельи, где виновных держали на хлебе и воде.

Царем Михаилом Федоровичем монастырю были пожалованы около трехсот крестьян, которые поселились на монастырских землях, где в 1650-х гг. образовались села Монастырские Дуванеи и Чесноковка (Вознесенское). Об успенских монахах, послушниках и настоятелях известно не так уж и много, – утеря в годы Гражданской войны почти всего монастырского архива не позволяет воссоздать развернутую картину жизни этого монастыря в веках.

В 1764 г. монастырь за малочисленностью братии был закрыт. Восстановлен он был лишь с открытием Оренбургской и Уфимской епархий в другой части Усольских холмов неподалеку от Каменной переправы (более подробно об этом в прогулке по восточным окрестностям Уфы).

В XIX в. это место на улице Усольской вновь возрождается как монастырское. Из общины послушниц в Уфе возник знаменитый Благовещенский женский монастырь.

Началось с того, что в 1825 г. в селе Бетьки Мензелинского уезда в келье при местной церкви поселилось несколько девушек-послушниц во главе с будущей игуменьей Варварой Бычковой. Через два года община была официально разрешена уфимским владыкой Амвросием II, а вскоре им была назначена новая начальница общины, младшая сестра прежней, Стефанида Бычкова.

В 1833 г. – к этому времени община келейниц размещалась уже в Уфе – последовал указ Синода с предложением подробно изложить устройство и способы существования предполагаемого монастыря.

Наконец, 18 марта 1838 г. община указом Синода была преобразована в полноправный трехклассный женский общежительный монастырь. Монастырь получал от казны мельницу на peке Бирь невдалеке от города Бирска и небольшое ежегодное пособие в несколько сотен рублей. Губернской администрацией ему была отведена луговая земля за рекой Уфой.

Еще больше земли близ деревни Глумилино монастырь получил в дар от дворянина Якова Павловича Барсова.В 1852 г. была построена первая монастырская церковь во имя Святого князя Александра Невского. Ранее, в 1850 г. на средства горожан была построена деревянная летняя церковь в честь Благовещения Богородицы.

Попытка устроить в ней временное отопление закончилась неудачно, деревянный купол обвалился. Реставрация затянулась на семнадцать лет, и лишь в 1867 г. церковь была освящена. Несмотря на то, что здание оставалось неотапливаемым, в монастырском комплексе церковь являлась главной. В 1897 г. была освящена небольшая монастырская церковь в честь чудотворной иконы Иверской Божьей Матери.

На территории обители находились каменные и деревянные жилые и служебные корпуса. Двухэтажные монастырские здания были обнесены по периметру второго этажа крытыми галереями. Большая часть монахинь и послушниц проживала в главном корпусе, в начале XX в. здесь жили 600 сестер.

Кроме многочисленных зданий на улице Усольской, монастырю принадлежали восемь домов на улице Александровской, где останавливались монастырские паломники и гости тогда женские общины, члены которых находились на положении послушниц и лишь их руководительницы имели монашеский постриг (а в некоторых новообразованных общинах иногда никто не имел пострига).

В 1868 г. при монастыре было открыто училище для неимущих женщин духовного звания, находившихся на полном монастырском содержании. В 1892 г. для бедных и пожилых женщин Старой Уфы и Золотухинской слободы была организована бесплатная столовая.

На территории монастыря располагались каменные и деревянные жилые и служебные корпуса. Двухэтажные здания монастыря были обнесены по периметру второго этажа крытыми галереями. Большая часть монахинь и послушниц проживала в здании главного корпуса.

Имелись здесь свой свечной завод, золотошвейная и иконописная мастерские, помещения для изготовления и ремонта карет, для плетения ковров, просвирня, погреба, амбары, баня и прачечная. К северо-западной стене монастыря примыкал яблоневый сад, отдельно размещались скотный двор, состоявший из конюшни и коровника. Монастырю принадлежали также восемь домов на Александровской (ныне К. Маркса) улице, где останавливались монастырские паломники и гости.

В начале XX в. и до ликвидации монастыря здесь жили до 600 сестер. Монастырь был окружен каменной стеной с четырьмя башнями. Отштукатуренные, выбеленные и покрытые тесом, они достигали в высоту 4,5 аршина над стенами. Главные, северные, ворота располагались со стороны улицы Усольской; восточные были под каменной аркой; южные, деревянные, выходили на р. Белую.

1-0230-B-Blag-mon Сочинская улица (Большая Усольская) - Уфа от А до Я История и краеведение Уфа от А до Я

Благовещенский монастырь, вид со стороны улицы Большой Усольской. Открытка издания Н. К. Блохина, конец XIX в.

Каменный двухэтажный жилой корпус Благовещенского женского монастыря постройки второй половины XIX в. в советское время был надстроен дощатым третьим этажом.

В первые же годы советской власти Благовещенский женский монастырь был закрыт, из 240 монашенок Уфимский губисполком в 1919 г. организовал «воспитательную сельхозартель». В начале 1920-х гг. наиболее ценное имущество монастыря было конфисковано городскими властями. В 1929 г. по постановлению БашЦИКа, несмотря на просьбы и протесты верующих, Иверская и Александро-Невская церкви были закрыты.

В 1930 г. пятиглавый Благовещенский храм был взорван, а развалины разобраны на кирпичи. В последние годы одно из зданий монастыря занимала городская поликлиника № 46, в другом находится городская баня, в бывших монастырских зданиях – аптечные склады.

В настоящее время здания реставрируются, часть из них вновь принадлежит Уфимской епархии. К бывшим монастырским относится здание Иверской и Александровской церквей 1850–1897 гг., в котором расположены Уфимские иконописные мастерские «Мерная икона», автосервис, магазин автоэмалей и другие арендаторы (ул. Сочинская, 8).

Далее по кварталу, во дворе, стоят монастырская пекарня и каменный двухэтажный жилой корпус постройки второй половины XIX в. с надстроенным в советское время дощатым третьим этажом (д. 10/1). Здание монастырской школы, возведенное в начале XX в. (д. 12), полностью реконструируется, на момент написания книги строительные работы продолжались.

На нечетной стороне обратим внимание на одноэтажный мещанского типа дом чиновника И. Станко постройки второй половины XIX в. в три окна на улицу с массивными оконными наличниками с накладными резными деталями, а также двухэтажный дом жены военного Т. Васильевой постройки начала XX в. с каменным низом и дощатым верхом, украшенный пропильной резьбой на карнизе и накладной на наличниках (ул. Сочинская, 25 и 27).

Соседняя усадьба с большим двухэтажным с большой мансардой домом, сторожкой и хозяйственными помещениями с послевоенного времени, после восстановления Уфимской епархии, является резиденцией архиерея и местом размещения канцелярии епархиального управления (д. 29).

Соседний дом А. Кулагиной постройки начала ХХ в. с каменным низом под частью дома имеет цокольный этаж с маленькими окошками, закругленными сверху. Явно немещанский тип строения выдают и многочисленные детали – крыльцо с расстекловкой «под модерн», центральная часть главного фасада выделена фронтоном, наличники с накладной резьбой (д. 33). За этим домом начинается длинный забор – идет снос старых зданий, расселение частного сектора.

Fond-Soc-s322 Сочинская улица (Большая Усольская) - Уфа от А до Я История и краеведение Уфа от А до Я

Здание пенсионного фонда и высотный жилой дом на улице Сочинскoй. Фото Сергея Синенко

В двухэтажном здании постройки конца XIX в. с каменным низом и деревянным верхом в самом конце улицы в настоящее время размещается Уфимская городская библиотека № 2 (д. 43/1).

Интересно, что возникновение этой библиотеки и формирование ее фонда началось в 1912 г. и прямо связано с благотворительной деятельностью купцов Блохиных, отца и сыновей, меценатов и благотворителей, которыми открыта первая в Уфе большая частная библиотека, первый крупный книжный магазин, первая частная типография, первый общественный летний сад с летним театром. Блохины выпускали собственную газету, организовывали подписку российских газет и журналов для всей Уфимской губернии.

Обратимся к газете «Уфимский вестник» за 1913 г., № 36; где под рубрикой «Местная хроника» помещен материал «Пожертвование библиотеки городу». В нем подробно рассказывается о поступке знаменитого горожанина. «Н.К. Блохиным пожертвованы городскому самоуправлению книги и периодические журналы (свыше 5000 экземпляров), оставшиеся у него от его бывшей библиотеки с условием, чтобы была открыта городская библиотека в Старой Уфе.

Управа возбуждает ходатайство о разрешении библиотеки, которую предполагается поместить в старом училищном здании, назвав ее «2-я Уфимская городская общественная библиотека, основанная Н. К. Блохиным». Плата за право чтения, согласно желанию жертвователя, будет установлена невысокая».

Почему Николай Кондратьевич Блохин решил устроить библиотеку на Усольской горе, вдали от центра? В этом была своя логика, ведь следующая улица, ныне Кавказская, называлась раньше Блохинской, в честь знаменитого купца и благотворителя.

Заканчивается улица Сочинская у мечети «Ихлас», бывшего кинотеатра «Луч» (это последнее здание улицы). По словам старожилов, на этом перекрестке в 1920–1930-х гг. стоял полуподвальный дом, в котором размещалась синагога (не исключено, что речь идет об общине иеговистов, активность которых фиксировалась именно в Старой Уфе).

Типовое здание кинотеатра «Луч» с колоннами было возведено здесь в 1956 г.

В постперестроечное время был момент, когда в страну хлынула западная кинопродукция на видеокассетах и народ в кинотеатры ходить почти перестал. Здание пришло в запустение, несколько лет стояло с разрушенной крышей.

Организация мусульман «Ихлас» была образована в 1997 г. и, когда ее представители обратились в городскую мэрию с просьбой предоставить помещение кинотеатра под мечеть, первоначально предложили здание снести (под фундаментом обнаружили карст) и построить новое, но после внимательного осмотра приняли решение его отреставрировать.

В 1998 г. здание кинотеатра было передано общине «Ихлас». Провели ремонт, восстановили крышу, расширили комнаты, заменили окна, за счет балкона расширили зал – теперь в мечети могли одновременно молиться 150 женщин и 250 мужчин.

Название мечети трактуют по-разному. Известный исламовед Валерия Порохова переводит «ихлас» как «очищение», Юлиан Крачковский – как «спасение», в народе же говорят просто – «от души, от чистого сердца».

36357422-1 Сочинская улица (Большая Усольская) - Уфа от А до Я История и краеведение Уфа от А до Я

Кинотеатр «Луч» постройки 1956 г.

1-026022-1 Сочинская улица (Большая Усольская) - Уфа от А до Я История и краеведение Уфа от А до Я

Мечеть «Ихлас» на перекрестке улиц Сочинской, Кавказской и Софьи Перовской открыта в 1998 г. в бывшем здании кинотеатра «Луч» постройки 1956 г. Фото Сергея Синенко

Мечеть стоит на перекрестке. Продолжение улицы Сочинской за небольшим изгибом раньше звалось Средне-Усольской улицей, которая являлась частью Большой Усольской улицы (ныне Сочинской).

В 1920-е гг. улица была переименована в честь революционерки-народницы Софьи Львовны Перовской (1853–1881), члена кружка «чайковцев», участницы «хождения в народ», члена общества «Земля и воля», исполкома «Народной воли», организатора и участницы покушения на Александра II, казненной через повешение в Петербурге.

printfriendly-pdf-email-button-notext Сочинская улица (Большая Усольская) - Уфа от А до Я История и краеведение Уфа от А до Я
Уфа от А до Я Городская энциклопедияИстория и краеведениеУфа от А до Яженский монастырь,история,краеведение,мечеть,улица,церковьБольшая Усольская улица в нижней ее части. Фото 1910-х гг.Сочинская улица (Большая Усольская) - Уфа от А до Я Сочинская улица, в усольской (засутолоцкой) части Старой Уфы. Возникла как дорога от Сутолочного моста на восток. Историки полагают, что дома первопоселенцев, стоявшие вдоль этой дороги и образовали эту улицу (см. Усольская гора).Первоначальное название,...cropped-skrin-1-jpg Сочинская улица (Большая Усольская) - Уфа от А до Я История и краеведение Уфа от А до Я