Месяц март на улице Революционной (Богородской). Фото Сергея Синенко
Революционная улица (Богородская) — Уфа от А до Я
Революционная улица в исторической части города от ул. Аксакова до проспекта Салавата Юлаева. Первоначальное название – Богородская. По плану 1819 г. – односторонняя улица, замыкала северную границу города. И во время второй городской переписи 1879 г. северная граница города в основном проходила по правой стороне ул. Богородской.
По левой стороне жилой застройки не было, там стояла лишь освященная в 1845 г. Иоанно-Предтеченская церковь на Старо-Ивановском кладбище.
В створе улицы Малой Вавиловской (Зенцова) находился пороховой погреб, а напротив Дровяной площади, на месте которой позднее находилось троллейбусное депо №1, стояли кузницы. Севернее улицы до самой реки местность была покрыта лесом, кустарником и частично занята под городской выгон.
Там, где сегодня находится Центральный рынок, размещалась уфимская заводская конюшня Главного управления государственного конезавода, в просторечии называемая «царскими конюшнями», а нынешняя площадь перед Центральным рынком называлась площадью Царских конюшен.
Застройка севернее улицы Богородской началась лишь после основания на р. Белой Сафроновской пристани, открытия железнодорожного сообщения и строительства железнодорожных мастерских. Но вплоть до начала XX в. дома на южной стороне улицы считались городскими, а дома на северной стороне – загородными или слободскими (см. Северная слобода) и относились к Богородской волости, которая и дала название улице.
В конце 1936 г. по улице были проложены рельсы и 1 февраля 1937 г. по ним прошел первый трамвай, в остальном же облик улицы еще четверть века оставался прежним.
Масштабная реконструкция улицы началась в середине 1960-х гг. – большинство бревенчатых домов дореволюционной постройки были снесены, на их месте были построены пяти- и девятиэтажными дома с магазинами, рестораном, выставочным залом и первым в городе салоном красоты.
Улица значительно расширилась, особенно в кварталах между улиц Цюрупы и К. Маркса. Появление по соседству с ней Центрального рынка и рыночной площади в корне изменило ее функции.
В 2005 гг., в результате строительства проспекта Салавата Юлаева, улица от перекрестка с ул. Владивостокской была продолжена, и с помощью автодорожного моста соединилась с улицей Сагита Агиша, образовав, таким образом, новую транспортную магистраль, объединяющую западную часть города с восточной.
Сергей Синенко Уфа от А до Я (Интернет-вариант книги «Уфа старая и новая»)