Музей им. М.В. Нестерова — Уфа от А до Я

3-2412 Музей им. М.В. Нестерова - Уфа от А до Я БАШКИРИЯ История и краеведение

Музей им. М.В. Нестерова — Уфа от А до Я

Особняк уфимского лесопромышленника и купца М. А. Лаптева построен в 1912–1913 гг. по проекту самарского архитектора А. Щербачева. В 1919 г. в нем разместился художественный музей. Уфа. Фото 1920-х гг.

Музей им. М.В. Нестерова по ул. Гоголя, 27. Основан 5 января 1919 г., открыт 5 января 1920 г. в особняке М. А. Лаптева, уфимского лесопромышленника и купца, владельца нескольких городских бань. Здание построено в 1912–1913 гг. по проекту самарского архитектора А. Щербачева. К особняку примыкал черный двор с одноэтажными службами, баня и сад с бассейном. Архитекторы относят стиль здания к модернизированному ренессансу. В 1917 г. в особняке находился штаб Красной гвардии под руководством М. С. Кадомцева.

В 1919 г. здесь открылся художественный музей. Он был основан по инициативе и при содействии выдающегося русского художника Михаила Васильевича Нестерова. Планы открыть художественный музей в Уфе Нестеров вынашивал долгие десятилетия. Мы уже говорили, что первоначально художник думал отдать под музей землю своей родовой усадьбы, находившейся рядом со зданием Дворянского собрания между нынешними улицами Ленина и Советской.

По совместному плану М. Нестерова и уфимского губернатора Александра Степановича Ключарева, музей первоначально предполагалось разместить в строящемся Аксаковском народном доме. Но помешали война и революция. Аксаковский дом был достроен не до конца. 5 января 1920 г. в особняке, ранее принадлежавшем М. А. Лаптеву, открылась первая экспозиция.

Первое название музея – Уфимский художественный пролетарский музей Октябрьской революции. Основой коллекции стало собрание картин Нестерова, преподнесенное в дар городу в 1913 г. – тридцать работ кисти Нестерова и картины русских художников – И. Левитана, А. Саврасова, И. Репина, И. Шишкина, К. Коровина, М. Врубеля, А. Головина и других, всего сто одно произведение. Собрание работ Нестерова пополнялось поступлениями от автора в 1927 и 1937 гг. от его семьи и родственников.

Читайте также:  ЛЮБОВНЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ КАЗАНСКОГО ЛАВОЧНИКА

Уфимский краевед А. А. Черданцев, работавший директором музея в начале 1920-х гг., рассказывал: «К этой основе были присоединены картины других художников, мебель, фарфор из музейных фондов Ленинграда и Москвы, а также из реквизиционных складов отдела Уфимского городского хозяйства, и получился настолько интересный музей, что посетители называют его в своих заметках «жемчужиной Уфы».

В музее шесть отделов, живопись русская и иностранная, скульптура русская и иностранная, гравюры и прикладное искусство. Для туриста интересна будет стена второго зала, отданная уфимским художникам (Блюменталь, Бурлюк, Девлеткильдеев, Лежнев, Петухов, Протопопов, Тюлькин, Черкашенинов и др.). В этой же второй зале мебель под голубым шелком в стиле ампир. В третьей зале – иностранного искусства – небольшая коллекция заграничного фарфора (сакс, севр, веджвут). Очень маленькие собрания картин французских, итальянских и голландских художников. В четвертой зале собрание русского фарфора, хрусталя, вышивок и старинной иконописи. При музее – библиотека по искусству, всего пять тысяч томов. Есть отделение русских рукописных книг».

В 1954 г. музею присвоено имя М. В. Нестерова. В коллекции музея – гравюры, в том числе Рембрандта, полотна западноевропейских художников произведения русского и советского изобразительного искусства XVI–XX вв., мелкая пластика, европейский и восточный фарфор. Наиболее ценные коллекции: древнерусские иконы, русский портрет XVIII века, произведения И. Айвазовского, И. Левитана, А. Саврасова, И. Репина, В. Перова, М. Врубеля, В. Серова, Н. Рериха, А. Бенуа и др. В собрании музея русский авангард представлен именами Н. Гончаровой, М. Ларионова. Музей обладает крупнейшей в России коллекцией работ (34 картины) «отца русского футуризма» Д. Бурлюка и одной из крупнейших в стране коллекций наследия М. Нестерова (свыше 90 произведений).

Читайте также:  Менделеева улица (Большая Сергиевская) - Уфа от А до Я

В зарубежном разделе музея — живопись А. Каналетто, Дж.-П. Паннини, Н. Ланкре, К.-Ж. Верне, Л. Бакхейзена, графика А. Дюрера, Дж.-Б. Пиранези, Ф. Бартолоцци, и др. Самобытность коллекции музея определяют предметы башкирского народного творчества, произведения первых живописцев Башкортостана — К. Девлеткильдеева, А. Лежнева, М. Елгаштиной, А. Тюлькина и мастеров, чья творческая биография начиналась в 1950-60 гг. — живописцев Р. Нурмухаметова, А. Лутфуллина, Б. Домашникова, А. Бурзянцева, А. Ситдиковой, скульптора и керамиста Т. Нечаевой, скульпторов З. Басырова, Б. Фузеева, А. Шутова, графиков Э. Саитова, А. Королевского. Музеем собраны произведения башкирских художников формации 1970-80 гг. — С. Краснова, Е. Винокурова, К. Губайдуллина, И. Фартукова, В. Лесина, З. Гаянова, В. Суздальцева, Н. Калинушкина, активно пополняется коллекция и работами молодых, чье творчество формировалось в 1980-90 гг.

В городах республики — Нефтекамске, Стерлитамаке, в с. Воскресенском существуют филиалы музея, в которых музей также экспонирует свою коллекцию. Музей неоднократно участвовал в зарубежных выставках (Германия, Голландия, Австрия), а в собственных залах принимал выставки художников из Германии, Китая, Италии.

Полотна Михаила Васильевича Нестерова связанные с жизнью и работой в Уфе

М.В. Нестеров родился в Уфе 19 мая 1862 года, здесь прошли его детские годы, были сделаны первые шаги в искусстве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.Г.Перова, А.К.Саврасова, И.М.Прянишникова, Е.С.Сорокина; в Санкт-Петербургской академии художеств у П.П.Чистякова, В.П.Верещагина, В.И.Якоби. Нестеров — вдохновенный певец родной природы, талантливый портретист и мастер  живописи на релишиозные сюжеты. Ранние работы художника написаны в духе передвижничества: «Тапер» (1885 г.), «Старый да малый» (1887 г.). Поиск новых путей в живописи отразился в портрете М.К.Заньковецкой (1884 г.), где впервые проявился интерес художника к внутреннему миру человека. Эти тенденции нашли наиболее полное выражение в картинах «Пустынник» (1888-89 г.), «Видение отроку Варфоломею» (1889-90 г.), созданных в Уфе.

Читайте также:  Георгий Перетяткович ИСТОРИЯ ПОВОЛЖЬЯ / Примечания

В 1877-1918 гг. Нестеров неоднократно приезжал в Уфу. Здесь написаны пронизанные тонкой поэтичностью пейзажи уральской природы: «Река Белая» (1909 г.), «На Урале», «На реке Белой», «Родина Аксакова» (1914 г.); портрет О.М.Нестеровой (1906 г.) и др.

В 1913 году Нестеров подарил родному городу собрание картин русской живописи из собственной коллекции. Этот дар стал основой открывшегося в 1919 году Уфимского пролетарского художественного музея. В 1954 году музею было присвоено имя художника. Нестеров содействовал дальнейшему формированию музейной коллекции, вел длительную переписку с его сотрудниками и уфимскими художниками (Ю.Ю.Блюменталем, В.П.Андреевым, Ф.Л.Эрнстом, В.О.Копцевым, В.С.Сыромятниковым и др.). Письма художника хранятся в архиве художественного музея им.В.М.Нестерова. Награжден Государственной премией СССР 1-й степени (1941 г.), орденом Трудового Красного Знамени (1942 г.).

Собрание работ Нестерова пополнялось поступлениями от автора в 1927, 1937 годах, позднее от его семьи и родственников и составило 103 экспоната. На 1996 год фонд художественного музея составляет свыше 8 тыс. единиц хранения.Музей имеет 6 филиалов. В его коллекции произведения русского и советского изобразительного искусства XVI-XX вв; уникальная коллекция картин Д.Д.Бурлюка; произведения гравюры, скульптуры, западно-европейской живописи, коллекция русского, европейского, восточного фарфора.

Художественный музей — центр собирательской, научно-исследовательской работы в области башкирского народного и изобразительного искусства. Раздел башкирского искусства составляет более половины всей коллекции и представлен работами художников разных поколений — К.Девлеткильдеева, А.Тюлькина, А.Лежнева, Т.Нечаевой, Р.Нурмухаметова, А.Ситдиковой, Б.Домашникова, А.Лутфуллина, А.Бурзянцева, Б.Фузеева, З.Басырова, Э.Саитова, С.Краснова, У.Мухаметшина, К.Губайдуллина, З.Гаянова, Н.Латфуллина, М.Давлетбаева, В.Кузнецовой и др., образцами декоративно-прикладного искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 − 8 =

Next Post

НЭП, новая экономическая политика - Уфа от А до Я

Чт Фев 13 , 2014
НЭП, новая экономическая политика — Уфа от А до Я НЭП, новая экономическая политика 1920-х гг. В Башкирии позже, чем в некоторых других регионах страны, началось […]
НЭП, новая экономическая политика - Уфа от А до Я