Краеведение— Уфа от А до Я

Краеведение уфимское, изучение истории, культуры, архитектуры, светского и религиозного быта, городского фольклора, особенностей языка и образного мышления жителей г. Уфы.

О первых краеведческих изысканиях можно говорить в связи с заметками и сочинениями Петра Ивановича Рычкова – историка, географа, натуралиста, прибывшего в край в 1734 г. в качестве бухгалтера Оренбургской экспедиции. Рычков был коллежским советником, первым членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии наук, им написано около 60 научных трудов. В основных своих сочинениях «История Оренбургская по учреждении Оренбургской губернии» (1759) и «Топография Оренбургской губернии» (1762) он делится многолетними наблюдениями над населением края.

Одиннадцатая глава второй части «Топографии…» под названием «О городе Уфе и о всей Уфимской провинции» рассказывает о возникновении города-крепости, хозяйственном и бытовом укладе горожан, о главных городских зданиях.

Хочу обратить внимание на факт, который долгое время умалчивался — краеведение, эта приземленная и практическая ветвь исторической науки, первоначально развивалась в церковных стенах, а самыми дотошнейшими из краеведов являлись сельские батюшки, монашествующие и семинарские учителя. Как это вышло? Судя по всему, этому способствовали и Синод, и местная консистория. Именно Синодом и Уфимской консисторией неоднократно делались указания и разрабатывались специальные программы изучения истории края, способствующие тому, чтобы приходское духовенство, как образованное сословие, взяло на себя труд краеведческих изысканий.

Активность в этом направлении возникала как-то наплывами с периодичностью в десять-одиннадцать лет. Именно с таким промежутком выходили распоряжения о поиске и охране древних памятников, адресованные священнослужителям.

Так, первый указ Уфимской консистории о поиске в церковных архивах древних летописей, адресованный духовенству, датирован 1816 годом. Через десятилетие консистория обращается уже ко всему епархиальному духовенству с указанием «О сборе сведений о наличии древних замков и крепостей и сохранности их на территории епархии».

Еще через десять лет выходит распоряжение о «сборе сведений о наличии при церквах старинных рукописей и грамот и отсылке оных в консисторию».

В целом же в первой половине XIX в. интерес к истории края невелик, а само краеведение носило любительский характер. Среди наиболее заметных фигур этой поры – В.М. Черемшанский, B.C. Юматов, П.С. Попов, П.М. Кудряшов.

Василий Макарович Черемшанский известен прежде всего как автор подробного монографического «Описания Оренбургской губернии» (1859). Василий Степанович Юматов служил судьей в Уфимском уездном суде, после отставки (1830) изучал историю и археологические памятники губернии, записывал легенды и обряды.

Краеведческая работа в Уфе оживилась во второй половине XIX в. после возникновения многочисленных организаций и обществ, среди которых к краеведению по тематике были наиболее близки Уфимский губернский краеведческий музей (1864), Статистический комитет губернского земства (1864), Оренбургское отделение Русского географического общества (1867), Оренбургская ученая архивная комиссия (1887) и Общество по изучению местного края (1908).

Последнее было создано группой интеллигенции из числа преподавателей, работников земства, врачей, интересовавшихся краеведением, народными обрядами и фольклором. Руководил им учитель губернской мужской гимназии В.И. Филоненко, которому принадлежат несколько исследований о быте, хозяйствовании и верованиях марийцев и удмуртов, отдельное исследование о быте башкир. Члены «Общества» публиковали свои наблюдения и научные труды по истории Уфы и населения края в научных и популярных журналах. До настоящего времени интерес представляет серия статей по истории Уфы, культуре и быту народов края, написанная преподавателем гимназии В.А. Ефремовым.

Наиболее авторитетные фигуры в губернском краеведении той поры – Р.Г. Игнатьев, Н.А. Гурвич, Ф.Д. Нефедов, И.Е. Златоверховников, М.В. Лоссиевский, Д.С. Волков, Н.В. Ремезов, В.И. Филоненко. Это яркие личности, большей частью из политических ссыльных, некоторые из них – блестяще образованные люди.

Первым «классическим» краеведом Уфимской губернии принято считать Руфа Гавриловича Игнатьева – историка, этнографа, собирателя фольклора. Он окончил Институт восточных языков, легко разбирался в старинных тюркских манускриптах, знал несколько европейских и восточных языков. Позднее он жил во Франции, учился в Парижской консерватории, совершенствуя исполнительское мастерство игры на фортепьяно, струнных и духовых инструментах. Работая библиотекарем в Уфимском губернском статистическом комитете, Игнатьев занимался изучением и описанием памятников древности, мавзолеев и курганов. Именно он впервые составил археологическую карту Уфимской и Оренбургской губерний. Эта работа была высоко оценена, провинциального ученого избрали членом-корреспондентом Московского археологического общества.

Для любителей уфимской старины и историков до сих пор представляют интерес его статьи «Осада города Уфы (эпизод из истории пугачевского бунта)», «Губернский город Уфа», «Взгляд на историю Оренбургского края», «Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор», «Суд над бригадиром Аксаковым», «Карасакал – лжехан Башкирии (эпизод из истории Оренбургского края XVIII в.)». Игнатьев изучал историю заводов, городов, отдельных учреждений, много работ посвятил Крестьянской войне 1773–1775 гг. (см. дополнение —«Уфимские адресаРуфа Игнатьева»).

Николай Александрович Гурвич – врач, историк, географ, имеющий множество званий и наград: действительный статский советник, действительный член Императорского Русского географического общества, корреспондент Главной физической обсерватории Санкт-Петербургской Академии наук. Окончил гимназию в Германии, медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге, с 1853 г. жил в Уфе, являлся секретарем Уфимского губернского статистического комитета, редактором неофициальной части газеты «Уфимские губернские ведомости», одним из инициаторов открытия в Уфе губернского краеведческого музея (1864), первой государственной библиотеки с бесплатной читальней, Губернского общества врачей (1882). Гурвичем написаны работы по статистике, истории и этнографии Уфы и Уфимской губернии.

Филипп Диомидович Нефедов – писатель, археолог и этнограф, пристально изучавший жизнь и быт горнозаводских рабочих, русских переселенцев, башкир, мари, мещеряков. Нефедов проводил под Уфой археологические раскопки на Караабызском близ Уфы и Чертовом (Уфимском) городищах, обследовал, описал и нанес на карту несколько сотен курганов, собирал сказки, легенды, эпические сказания.

Иван Егорович Златоверховников – историк и краевед, автор книги «Уфимская Епархия» (1899), содержащей помимо статистических и географических сведений много данных по истории монастырей, церквей и часовен города Уфы.

Уникальный материал о жизни, быте и культуре местного населения был собран в начале XX века ученым Сергеем Руденко во время экспедиций 1906, 1907 и 1912 годов в различных районах Башкирии.

В 1916 г. в Уфе было открыто Восточно-русское просветительское общество.

Его создал и возглавил знаменитый уфимский епископ Андрей (Ухтомский), миссионер, просветитель, общественный деятель российского масштаба (см. мой очерк о нем «Между отчаянием и надеждой»). Созданное им общество занималось чтением лекций для населения, созданием школ и училищ в сельских районах, организацией приютов, издавало журнал «Заволжский летописец». Активно развивалось в религиозном русле краеведение.

Историю православия в крае изучал Церковно-археологический комитет при Уфимской Духовной семинарии, занимавшийся описанием и систематизацией памятников письменности и истории. В период Гражданской войны происходило массовое разграбление и уничтожение библиотек, музеев, архивов.

Историки и краеведы дореволюционного периода опирались на многие источники, утраченные в военный период, например, такие ценные, как архив Уфимского Дворянского собрания, сожженный Красной армией в 1918 г., архивы Уфимской земской управы, Уфимской Городской думы, архивы и библиотеки городских гимназий, медресе «Галия» и других.

Послереволюционное краеведение первоначально развивалось в русле дооктябрьских традиций. В это время издавались журналы, альманахи «Башкирский край», «Хозяйство Башкирии», «Башкирский краеведческий сборник».

Так называемое «школьное краеведение», изучение истории старой Уфы, которое продолжала городская учительская интеллигенция, являлось крайне интересной стороной жизни школ 1920-х – начала 1930-х гг.

В результате того, что ученые 20-х годов продолжали традиции дореволюционного земского краеведения, в 30-е годы эта наука была объявлена «гробокопательством», многих известных российских краеведов обвинили в антисоветской деятельности, в извращении истории, в отходе от курса партии. За этим последовали увольнения и аресты.

Волна запретов из Москвы докатилась до дальних провинций. Официальными постановлениями городских властей краеведение «закрыли», не препятствуя только изучению флоры и фауны. Многие уфимские исследователи, избежавшие ареста и ссылки, вынуждены были замолчать на долгие годы, работая тайно или занимаясь «революционным краеведением», когда объектом изучения становились исключительно герои Октябрьской революции и Гражданской войны.

Усилиями энтузиастов Н.Н. Барсова, Г.Ф. и З.И. Гудковых, З. Латыпова, М.Г. Рахимкулова, В.А. Скачилова, В.В. Сидорова, Ю.А. Узикова и других краеведение в 1970–1980-е гг. вновь оживает.

В 1989 г. в Уфе создается республиканское Общество краеведов, которое проводит конференции, семинары, издает сборники краеведческих изысканий, хотя по размаху деятельности значительно уступает краеведческому движению дореволюционной поры.

Среди современных краеведов-историков нужно назвать И.М. Гвоздикову, М.А. Шакурова, В.Н. Макарову, Н.А. Шерстенникова, П.В. Егорова, Ф.Д. Ахмерова, А.А. Камалова, Е.В. Кучерова, О.В. Васильеву, В.В. Латыпову, Г.А. Бельскую и других.

Уфимские краеведы, супруги Георгий Федорович и Зинаида Ивановна Гудковы, архитекторы по образованию, стали одними из инициаторов создания в Уфе Аксаковского мемориального комплекса. Ими издан ряд краеведческих книг, создана картотека из нескольких сотен тысяч карточек по отдельным персоналиям, историческим событиям и происшествиям.

Огромная работа по созданию городского музея г. Уфы была проделана архитектором Светланой Семеновой (к сожалению, едва открывшись, музей был закрыт). Образцом работы с источниками, рассказывающими о жизни старой Уфы, являются исследования университетского историка Булата Азнабаева. Тонкими наблюдениями отмечены воспоминания Бориса Попова о жизни старой Уфы. С начала 2003 г. в качестве приложения к газете «Вечерняя Уфа» выходил ежеквартальный краеведческий альманах «Уфимская жизнь», который издавала журналист Тамара Нефедова.

Настоящим исследователем уфимских достопримечательностей, городского быта и уклада является журналист «Вечерней Уфы» Галина Григоренко. Много краеведческих материалов печатается в журналах «Бельские просторы» и «Уфа». Газеты «Истоки» и «Уфимские ведомости» стали постоянной трибуной для знатоков уфимской старины А. Чечухи, В. Буравцева и других.

 

Сергей Синенко Уфа от А до Я(Интернет-вариант книги «Уфа старая и новая»)

Уфа от А до Я Городская энциклопедияИстория и краеведениеУфа от А до Яистория,краеведение,музей,УфаКраеведение - Уфа от А до Я Краеведение уфимское, изучение истории, культуры, архитектуры, светского и религиозного быта, городского фольклора, особенностей языка и образного мышления жителей г. Уфы. О первых краеведческих изысканиях можно говорить в связи с заметками и сочинениями Петра Ивановича Рычкова – историка, географа, натуралиста, прибывшего в край в 1734 г....cropped-skrin-1-jpg Краеведение - Уфа от А до Я История и краеведение Уфа от А до Я