«Уфа» железнодорожный вокзал — Уфа от А до Я
Вокзальная гора и железнодорожный вокзал «Уфа». Фото Сергея Синенко
Комплекс из нескольких зданий на ул. Вокзальной. За долгую историю вокзал сменил несколько зданий на одном и том же месте. Первый временный деревянный вокзал станции «Уфа» открылся в 1886 г., вскоре после окончания строительства Самаро-Уфимской железной дороги. Каменное здание вокзала в стиле эклектики по проекту архитектора Ф. Эссена было построено в 1888 г. (снесено в 1970-е гг.).
Первое каменное здание железнодорожного вокзала «Уфа» было построено в 1888 г.
Само строительство железной дороги имело долгую и трудную историю, которая сегодня почти забыта. Железнодорожное сообщение для развития города было необходимо, этого особенно настойчиво требовали от городских властей уфимские промышленники и купцы. Но по первоначальному плану железнодорожная ветка должна была протянуться значительно севернее Уфы, и тогда город мог оказаться на торговой и экономической периферии. Городские власти и горожане добивались проведения железной дороги через Уфу больше десяти лет.
Железнодорожный мост через р. Белую. Фото конца XIX в.
Одним из главных инициаторов строительства стал уфимский городской глава Дмитрий Волков, опубликовавший в Санкт-Петербурге специально посвященное этому сочинение – «Погибающий город и изуродованная магистральная линия.
По поводу проектирования обхода г. Уфы Самаро-Уфимской дорогой». Волков возглавлял городскую администрацию с 1874 по 1887 г., за это время он удвоил городские доходы, благоустроил центральные городские улицы и основал два банка (общественного и взаимного кредита).
Благодаря инициативе Волкова и других уфимцев в 1885 г. правительство наконец утвердило проект дороги Самара–Уфа–Златоуст–Челябинск–Екатеринбург. В том же году начались работы на участке Уфа–Самара. 26 апреля 1886 г. рядом с Сафроновской пристанью, на месте будущего вокзала, состоялись торжественные молебны и закладка здания железнодорожного вокзала «Уфа».
Строительство железной дороги через Уфу значительно повлияло на экономическое положение и общий облик города. Были построены железнодорожные мастерские, вспомогательные депо, которые вместе с судоремонтным, чугунно-меднолитейным и механическим заводами стали первыми предприятиями металлообрабатывающей промышленности города. После строительства вокзала и мастерских на северо-западной окраине Уфы возник новый район – вокзальный, где рядом с депо селились семьи железнодорожных рабочих, грузчиков, работников многочисленных привокзальных и припортовых лабазов.
В конце 1960-х гг. старый вокзал дореволюционной постройки был снесен, хотя ломать здание не было необходимости, а на его месте в 1970 г. открыт типовой вокзал в духе своего времени – из серого бетона, с большими окнами, более вместительный, чем старый, оснащенный тоннелем для выхода на платформы, автоматической камерой хранения, справочными устройствами. Сегодня железнодорожный вокзал «Уфа» является одним из самых крупных транспортных узлов в Поволжье и на Урале. Ежедневно через вокзал проходят более 70 пассажирских поездов, и более 100 грузовых поездов, следующих по всем направлениям.
В 2005–2006 гг. началась реконструкция здания вокзала и прилегающих к нему территорий. Часть Вокзальной горы была срыта с тем, чтобы расширить привокзальную площадь и отодвинуть вглубь трамвайную линию. Здание пригородных касс было снесено, на их месте началось строительства новых вокзальных корпусов, рассчитанных на 6200 человек. На Вокзальной горе возникла новая площадка для транспорта с автостоянкой и надземным переходом в вокзальный корпус. Здание вокзала на момент подготовки этой статьи (март 2012) так и не было достроено (нет правого крыла).