ДОМ МАРЬЯМ СУЛТАНОВОЙ

124134235253463 ДОМ МАРЬЯМ СУЛТАНОВОЙ БАШКИРИЯ Ислам История и краеведение Свой дом

ДОМ МАРЬЯМ СУЛТАНОВОЙ

Этот изящный кирпичный дом (Тукаевская, 33) является едва ли не самой последней дореволюционной постройкой на бывшей Воскресенской улице. Принадлежал он невестке Мухамедьяра Султанова, в 1886-1915 гг. – муфтия Оренбургского магометанского Духовного собрания

В алфавитном списке должностных лиц и общественных деятелей г. Уфы, помещённом в справочной книге на 1908 год, указаны две Султановы: Марьям Исламовна и Марьям Тимербулатовна. Первая была женой муфтия и проживала в доме Духовного собрания по адресу Воскресенская, 50. Вторая была замужем за сыном муфтия. Её имя в наши дни носит медресе на улице Социалистической. Именно Марьям Тимербулатовне принадлежала усадьба на углу нынешних улиц Тукаева и Новомостовой (прежние названия – Воскресенская или Фроловская и Спасская).

В декабрьском номере газеты «Уфимские губернские ведомости» за 1896 год читаем: «Главный склад сукон в Уфимской губернии Высочайше утверждённого торгово-промышленного товарищества Тимербулата Акчурина, находится на Фроловской улице, против каменной мечети, в доме Султановой. Продажа с 8 часов утра до 4 часов дня. Кроме праздников». Из чего следует, что усадьба на углу принадлежала Марьям Тимербулатовне. Она получила её в качестве приданого от отца – Потомственного почётного гражданина города Уфы Тимербулата Акчурина.

Акчурины – известные купцы и фабриканты Симбирской губернии и Поволжья во второй половине XIX – начале XX веков. Акчурины строили и содержали мектебы, медресе, финансировали учебу талантливой молодежи в Симбирске, Троицке, Уфе, Казани, Москве, Санкт-Петербурге, в Крыму и за границей. Акчурины построили немало прекрасных мечетей в Симбирской, Самарской губерниях. Вместе с другими состоятельными людьми они финансировали сооружение мечетей в Санкт-Петербурге, Киеве, Нижнем Новгороде.

Считается, что Акчурины – потомки князя Адаша (XV в.). Родоначальник купеческой династии Сафа Акчурин, крестьянин по происхождению, занимался скупкой шерсти и поставкой ее на суконные мануфактуры. Его сын Абдулла занимался уже торговлей шерстью и галантерейными товарами, а внуки – Курамша, Сулейман, Ильяс и Яхъя расширили географические рамки торговли до Заволжья и Приуралья. В 1839 году Курамша Акчурин заплатил 8 тыс. 200 рублей и вошёл со своим семейством в симбирское мещанство, а в середине века он становится симбирским купцом первой гильдии.

Тимербулат Акчурин (1835-1906) избирался гласным Симбирской думы, был присяжным заседателем по г. Симбирску и Симбирскому уезду. Во время голода в январе 1881 года он открыл бесплатную столовую для малоимущих в д. Старое Тимошкино. Ежедневно в ней питались от 150 до 320 человек, на эти цели тратилось около 10 пудов хлеба, до 3 пудов конины и баранины, 30 фунтов пшена, 5 фунтов соли. За благотворительную деятельность Т. Акчурин в 1895 году был награждён золотой медалью «За усердие».

Читайте также:  Ферина улица - Уфа от А до Я

В годы русско-японской войны при Гурьевской фабрике Т. Акчурин открыл больницу для лечения больных и раненых. А в 1905 году он оказал значительную материальную и финансовую помощь жителям д. Старое Тимошкино после пожара, уничтожившего 240 домов. Тимай бай (так его называли в народе) лично руководил работами по оказанию помощи. Он обеспечил около 1000 человек погорельцев едой, одеждой, дровами, семенами, помог деньгами.

Одним из образованнейших людей тюркского и исламского мира России был другой сын Курамши – Ибрагим. В годы I русской революции потомственный почетный гражданин И.К. Акчурин был избран главой «Симбирского общества фабрикантов сукна». А осенью 1913 года Ибрагима Акчурина избирают гласным Симбирской городской думы. И. Акчурин владел несколькими иностранными языками. Он часто бывал за границей, особенно в Германии, где обучался его сын. Интересен круг людей, с которыми общался И. Акчурин: Ш. Марджани, И. Гаспринский, С. Джантюрин. Заки Валиди отзывался об И.Акчурине как об одном из самых близких ему людей. О высоком авторитете Ибрагима Акчурина в мусульманском мире Российской Империи говорит и тот факт, что в июне 1915 года (после смерти Мухамедьяра Султанова) его имя называлась в числе кандидатур на должность муфтия России.

Приобретенная Курамшой Акчуриным в 1862 году суконная фабрика в Гурьевке Симбирской губернии першла по наследству старшему сыну Тимербулату. На фабрике было 40 станков и 350 рабочих, продукция – сукно, трико, бобрик, байка, попонное сукно, войлок и одеало. Шинельное сукно гурьевской фабрики поставлялось для российского военного ведомства, а также в турецкую и болгарскую армии. Вторая фабрика Т. Акчурина – Самайкинская – выпускала почти полмиллиона аршин сукна в год. 15 июля 1894 года эти две фабрики были объединены в «Торгово-промышленное товарищество Тимербулата Акчурина».

olympus-digital-camera ДОМ МАРЬЯМ СУЛТАНОВОЙ БАШКИРИЯ Ислам История и краеведение Свой дом

Марьям Султанова с воспитанницами

Значительные доходы давала и мануфактурная торговля Тимербулата Курамшевича. Акчурин являлся владельцем нескольких домов в Уфе. А вот его дочь, выпускница Казанской гимназии, ещё до замужества мечтала, как и многие другие девушки из богатых и образованных семей России того времени, посвятить свою жизнь воспитанию и просвещению детей.

В 1860-е годы, когда улица Воскресенская называлась Фроловской, это место ещё не было застроено. Позже верхняя часть улицы была переименована в честь Воскресенского собора (стоял на месте драмтеатра), нижняя до революции носила прежнее название. В конце 1870-х гг. угол Спасской и Фроловской принадлежал ахуну Хаджи Тархан-Шарафетдину Сулейманову, бывшему в 1844-1885 гг. имам-хатыбом Соборной мечети.

Читайте также:  Руф Игнатьев о Спасской церкви в Уфе

В 1886 году, когда Марьям выдали замуж за Арслана-Али Мухамедьяровича Султанова, супруги поселились в доме на углу – прямо напротив входа в мечеть. На фотографии самых первых годов ХХ века за одноэтажным деревянным домом, стоящем на этом углу (где и жили Султановы), видны многочисленные хозяйственные постройки: возможно, Акчурин приобрёл земельный участок с уже выстроенным домом. Причём, границы участка доходили почти до улицы Ильинской (ныне Фрунзе). На этом снимке, сделанном с минарета мечети, хорошо заметна характерная особенность дома – его фасады повторяют линии улиц, пересекающихся не под прямым углом. К сожалению, несколько лет назад этот красивое здание было фактически снесено – на его месте сейчас стоит какое-то непонятное строение.

В принадлежавшем Султановым же доме на Спасской, 10 (напротив Видинеевского сада – ныне сад Аксакова, супруги открыли школу для девочек из мусульманских семей. Значительные суммы супруги отдали на строительство медресе «Галия», помогали в его обустройстве. Как гласный городской думы Арслан-Али Султанов предложил учредить стипендии для показывающих отличные успехи в учёбе гимназистов из малообеспеченных семей. Он же явился одним из учредителей и, конечно, благотворителем Уфимского попечительства о бедных мусульманах.

Не отставала в делах благотворительности от мужа и Марьям Тимербулатовна. С 1906 года она – председатель дамского мусульманского комитета, созданного для оказания помощи мусульманским учебным заведениям губернии, учащимся гимназий, а также студентам-мусульманам. Приют для мальчиков-мусульман и престарелых также поддерживался возглавляемым Султановой комитетом.

После смерти мужа Марьям Султанова решила отдать дом-подарок отца под приют для девочек-сирот. К этому времени рядом на усадьбе уже стоял новый двухэтажный кирпичный дом с узорными буквами М и С над входом. Точную дату его постройки пока установить не удалось, но на открытке, выполненной по фотографии О.Ф. Германа (т.е. в первые годы ХХ века), хорошо виден угловой дом Султановых, а также дом с антресолями (1,5-этажный) на соседней усадьбе и несколько деревьев между ними. Но он хорошо заметен уже на зимнем снимке, сделанном с той же самой точки примерно в 1910 году (судя по подросшим деревьям, посаженным в 1900 г.

Читайте также:  Гей-парад в Уфе

Из другой фотографии становится ясно, что первый этаж дома со стороны главного фасада был занят магазином. Тем не менее, в справочнике 1911 года торговых заведений по адресу Воскресенская, 29 не значится. Нет сведений о магазине по этому адресу и в справочнике 1914 и 1915 годов (рекламное объявление из «Адрес-календаря Уфимской губернии на 1915 год: «Торгово-промышленное товарищество Тимирбулата Акчурина. Торговля сукнами и бобриками собственной фабрики. Уфа, Торговая площадь, Гостин. двор №22. Телеф. №234»). Визуальный осмотр дома показывает, что обкладка фигурным кирпичом четвёртого окна нижнего этажа слева (там, где был вход в магазин) является поздней вставкой, выполненной, видимо, уже в 1920-е или даже 1930-е годы.

По некоторым сведениям, приют Марьям Султановой существовал до начала 1920-х годов. В уфимском справочнике 1925 года адрес Тукаевская, 29 упоминается лишь как адрес квартиры одного из совработников. В это время Марьям Тимербулатовне было около 70 лет. Умерла она в 1928-м в Москве.

Кирпичный дом Султановой с устройством асфальтированного покрытия и выравниванием улиц стал значительно ниже, это хорошо прослеживается по высокому крыльцу с несколькими ступенями на фотографии: сейчас для него места нет совсем. Дом построен в так называемом «кирпичном стиле», распространённом в России в конце XIX – начале XX века. Он является одним из лучших среди сохранившихся в Уфе образцов этого стиля. Отделка фасада устойчивым к атмосферным осадкам облицовочным кирпичом позволила дому и в наши дни выглядеть почти так, каким он был сто лет назад.

Центральная ось фасада по-прежнему подчёркнута хорошо сохранившимся венчающим фронтоном с люкарной (круглым чердачным окном). Практически не нарушены и чугунные решётки на крыше. Несколько пострадали лишь навершия въездной кирпичной арки, выстроенной хозяйкой между домами усадьбы, а также произошло нарушение цельности (расслоение) кирпичной кладки второго этажа после неквалифицированной замены рам.

До середины 1990-х сохранялись и деревянные ворота, позже двор сделали проходным. Кроме того, исчезла кирпичная стенка с левой стороны главного фасада дома. Сохранился лишь её фундамент. Не имеет особых потерь и одноэтажный пристрой со стороны двора, выполненный с использованием упрощённых элементов кирпичного стиля.

В советское время произведена перенумерация домов улицы: два дома на одной усадьбе, имевшие до того единый номер, получили либо новый номер, либо стали числиться с дробью. Двухэтажный дом получил номер 33-й, угловой – №35 или №1 по Новомостовой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 + 20 =

Next Post

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, АКВАРЕЛЬ АЛЕВТИНЫ МУЛЮКОВОЙ

Пт Окт 17 , 2014
Художник Алевтина Мулюкова. Покровская церковь. Уфа. Читайте также:  Гей-парад в Уфе