4525

Деревня Карамас-Пельга в Удмуртии

Деревне Карамас-Пельга, расположенной недалеко от Киясово, более 300 лет.Сегодня она известна как оазис аутентичной удмуртской культуры, которую жители деревни сумели пронести через века. Пожалуй, именно здесь лучше всего сохранилось удмуртское язычество, которое и привлекает туристов со всей республики и других регионов России.

Религия предков

Юноша Карамас родом из-под Агрыза батрачил в богатой удмуртской семье и влюбился в хозяйскую дочь Пельгу. Родители невесты были против этого союза: разные религии, разные сословия. Но любовь Карамаса и Пельги оказалась настолько крепкой, что они решили сбежать. Бежали через дремучий лес и там, среди вековых деревьев, нашли полноводный родник, который назвали Сарали. Жить у воды не смогли — там водились змеи, поэтому возлюбленные построили дом на горе. Так начался их татарско-удмуртский род — Карамас-Пельга.

Деревня своим названием обязана именно этому роду, а вот существованием — еще одному: Уддяди-Салья.

Трое братьев, которые вышли в лес на охоту, настолько поразились красотой этих мест, что решили перевезти сюда свои семьи. Первое упоминание о «двух деревеньках с 3 дворами» относится к 1710 году. Две родовые группы действительно жили разрозненно: удмурты Уддяди-Салья были крещеными язычниками, Карамас-Пельга — некрещеными. У них были свои отдельные кладбища и священные рощи, где они поклонялись природе и приносили в жертву животных, при этом два семейства между собой никогда не враждовали.

Так продолжалось примерно до начала XX века.

Потом границы между Карамас-Пельга и Уддяди-Салья постепенно начали стираться, что, однако, не помешало жителям деревни сохранить уникальность этих мест и продолжать считать себя язычниками — последними язычниками Удмуртии.

Местные жители, хоть и почти все крещеные, в церковь ходят редко: религия предков в них сильнее. Здесь по-прежнему проводят обряды, давно утерянные в других деревнях. Как и раньше, молятся Инмару — высшему языческому божеству удмуртов.

Фото: Григорий Фомин
К роднику Катанчи приходят за водой не только туристы, но и местные жители. Фото: Григорий Фомин ©

При этом жители Карамас-Пельги считают своим долгом поделиться знаниями с окружающими, сделать так, чтобы как можно больше людей имели представление о старинных обычаях удмуртской деревни. Сюда приезжают этнографы, работники культуры, обыкновенные школьники. А в последнее время зачастили туристы из других регионов — это стало возможным благодаря Центру удмуртской культуры, который работает в деревне чуть больше 5 лет.

Особенный род

В центре деревни стоит небольшой деревянный дом. Он старинный, создан еще в 1870-е годы. Его построил Актан — незаконнорожденный сын женщины, которая вышла замуж и уехала из Карамас-Пельги, бросив ребенка на произвол судьбы. Мальчик вырос на подаяния. А когда, будучи уже взрослым, захотел свой дом, ему дали землю, которую никто не брал. Там находилась Быдзым куала (место для молений) рода Уддяди-Салья, и все деревенские боялись этого места.

Выбора у Актана не было. Он построил небольшой домик, женился на вдове с двумя сыновьями и дал им свою фамилию — Артановы. Умелые и трудолюбивые Артановы расширили дом, на первом этаже обустроили магазин, на втором жили сами. Вскоре Артановы оказались раскулаченными советской властью, колхоз забрал все добротное хозяйство и золото, нажитое большим трудом…

«Дом у них отобрали, устроили там контору. Моя бабушка Евдокия с детьми переселилась в маленький домик, а после того, как построили новую контору, бабушке вернули дом. Она убрала некоторые бревна, и он дошел до нас вот в таком состоянии», — рассказывает Елена Петровна Белослудцева, в девичестве Артанова.

Фото: Григорий Фомин
Центр удмуртской культуры в деревне Карамас-Пельга. Фото: Григорий Фомин ©

Она — праправнучка Актана и директор Центра удмуртской культуры.

«Бабушка умерла в 1993 году, ей было за 90 лет.

Это священное место с молельным домом она оберегала до самой своей смерти — была жрицей рода.

Именно сюда приходили освящать ритуальную кашу, сюда заходили все те, кто собирался жениться или выходить замуж, уходить в армию… Здесь бабушка по ночам молилась за своего сына — моего отца, которого в Великую Отечественную войну 17-летним юношей отправили на передовую», — вспоминает Елена Петровна.

В середине прошлого века молельный дом разобрали по приказу председателя колхоза. Ни у одного из местных мужчин сделать это не поднялась рука, поэтому пришлось вызвать бригаду из Киясово.А дом и другие надворные постройки бабушка Евдокия завещала своей дочери. Но все ее дети уехали из Карамас-Пельги, и хозяйство стало разрушаться. Инициаторами возрождения Быдзым куала, как и восстановления забытых обрядов, были местные старожилы из общества удмуртской культуры. В 2004 году усадьбу выкупило районное управление культуры, и 6 лет она функционировала как дом ремесел. А в 2010 году в Киясово приняли целевую программу развития въездного туризма, и с тех пор здесь — Центр удмуртской культуры.

Кстати, молельный дом восстановили в первую очередь. Теперь это снова сакральное место, входить в которое можно только по особым случаям — например, в Ильин день, 2 августа.

Три свадебных напева

Что собой представляет Центр удмуртской культуры сегодня?

Это, во-первых, объект этнотуризма.

Здесь 2 гостевых дома, бани — обычная и по-черному и экскурсии по достопримечательностям, например, к облагороженному роднику Сарали, тому самому, который привлек молодую пару.

Во-вторых, Карамас-Пельга — площадка для событийного туризма.

Здесь проводят семинары, творческие встречи, а главное — сюда целенаправленно приезжают жители региона и России. Уже 3 года сарапульская турфирма возит в деревню жителей Самары и Саратова, которые прибывают в Удмуртию на теплоходе. В 2015 году Карамас-Пельгу посетили 7 тыс. человек.

Фото: Григорий Фомин

«А этим летом мы впервые сотрудничали с компанией «ВолгаWolga», которая придумала мощную рекламу экскурсии в деревню язычников.

Теплоход останавливается в Елабуге, оттуда туристы приезжают в Карамас-Пельгу, затем в Бураново и Сарапул.

Маршрут по Удмуртии занимает 6–7 часов, из них полтора часа принимаем мы», — говорит Елена Белослудцева.

За этот короткий период гостям показывают программу «Три свадебных напева». У удмуртов 3 свадьбы — сюана. Сюан с жизнью (рождение), сюан с человеком (свадьба, брак) и, наконец, сюан со смертью. Если первые два обряда карамас-пельгинцы показывают максимально достоверно и с размахом, то о последнем чаще всего лишь рассказывают. Потому что проводят его в строго отведенное время: с 7 по 19 января, начиная с Рождества и заканчивая Крещением.

Фото: Григорий Фомин
Бадзым Куала Фото: Григорий Фомин © ИА «Удмуртия»

«Йырпыд сётон („жертвоприношение“ — прим.ред.) — это последнее мероприятие для умершего человека. Если перед обычной свадьбой невесте и жениху готовят приданое родители (обычно это коровы или лошади), то на третью свадьбу дети возвращают это приданое своим предкам. Для обряда покупаются голова и конечности лошади, если умер мужчина, и коровы, если умерла женщина. Чтобы мясо отделилось от костей, их варили в большом котле, затем на этом бульоне готовили ритуальную кашу. Останки животных подвешивали на деревья в священной роще», — говорит Елена Петровна.

После обряда его участники шли домой с песнями и шутками, чтобы умершему весело жилось на том свете. В короткий промежуток с 7 по 19 января бывает 2–3 таких мероприятия. Необычное и мистической действо особенно привлекательно — в январе в Карамас-Пельгу приедут группы из Екатеринбурга, которые забронировали тур еще в октябре.

Фото: Григорий Фомин

Познавательную часть досуга, которая ждет туристов в Карамас-Пельге, в скором времени дополнят отдыхом на природе. На роднике Сарали почти доделали купель, в планах — оборудовать пруд для рыбалки и купания и построить еще несколько гостевых домиков, чтобы принимать еще большие толпы туристов и рассказывать им о настоящей, непридуманной удмуртской жизни.

Неисчезнувшие язычники Удмуртии: чем привлекательна для туристов деревня Карамас-Пельга
Аня ХардикайненПосреди РоссииУдмуртиядеревня,Удмуртия,удмурты,этнография,язычествоДеревня Карамас-Пельга в Удмуртии Деревне Карамас-Пельга, расположенной недалеко от Киясово, более 300 лет.Сегодня она известна как оазис аутентичной удмуртской культуры, которую жители деревни сумели пронести через века. Пожалуй, именно здесь лучше всего сохранилось удмуртское язычество, которое и привлекает туристов со всей республики и других регионов России.Религия предковЮноша Карамас родом из-под Агрыза батрачил в богатой...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл