3536547474

Чего хочет Татарстан? Малоизвестные документы

Татарский общественный центр (ТОЦ) преследуют «вполне определенную цель — образование полностью независимого государства Татарстан» по типу Штата Идель-Урал

Времена романтизма давно закончились, настала эпоха классицизма. Военный марш заглушил мелодично-сиротское «А мой сурок со мною…» Произошла смена эпох и стилей. Однако же… Мы вступили в 2017 год, имея в самом центре России, как бы сказать, некую региональную неопределенность в виде республики, которая настаивает на том, чтобы иметь особый статус — выше, чем у всех других соседних и дальних областей и республик России. Мало того, что выше других, даже российским регионом называться не желают (в казанском Кремле неприятие вызывает сама формулировка «Татарстан – многонациональный российский регион»).

Ну, никак не хочется расставаться с атрибутами исключительности. С тем, что особенные, не такие, как все. И, конечно же, с именованием руководителя «президентом» не хочет расстаться, нарушая тем самым федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных / представительных / и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», что справедливо вызывает недоумение многих россиян, формируется недоверие к региону и его руководителям… Как подобная ситуация, в принципе могла возникнуть? Не просто мутная, но в нынешней политической почти угрожающая?

Обратимся к истории. Господам из Казани удалось воспользоваться ситуацией развала экономики и кризиса политической системы начала 1990-х. Распад СССР… ГКЧП… А вслед за этим — референдум о статусе Татарстана… Размещаю на posredi.ru документы недавнего прошлого (особо объемные даны в сокращении). Они демонстрируют, в каких обстоятельствах автономная республика ТАССР получила особые права и полномочия. В трудных для России обстоятельствах. Это-то и тревожит — сегодня чужие танки стоят на наших границах.

* * *

Итак, документы. Известно, что после распада СССР Татарстан (преобразованный из Татарской автономной социалистической республики — ТАССР), отказался принять участие в подписании федеративного договора. Большинство публикуемых документов связаны с подготовкой договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан».

Президент Татарстана М.Ш. Шаймиев считал, что после распада Советского Союза Татарстан может стать равноправным членом Союза Независимых Государств — СНГ. Об этом — его письмо к президенту России.

В нем речь о том, что Верховный Совет Татарской ССР, рассмотрев вопрос о формировании СНГ, «высказался в поддержку документов, принятых в гг. Минске и Алма-Ате», распустивших СССР и учредивших СНГ, и выразил желание, чтобы Татарстан вошел в Содружество Независимых Государств «самостоятельно и непосредственно». Отношение российского руководства к этому очевидно. В публикуемом письме заместителя председателя Госкомнаца РФ В.Е. Серякова вице-премьеру С.М. Шахраю речь идет о невозможности подобной постановки вопроса, В.Е. Серяков пишет, что необходимо провести в Татарстане референдум.

В.А. Тишков сообщает, что Татарский общественный центр (ТОЦ) преследуют «вполне определенную цель — образование полностью независимого государства Татарстан» по типу Штата Идель-Урал.

 

767858698

 

Письмо Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину о позиции Татарстана по вопросу вступления в Содружество Независимых Государств

30 декабря 1991 г.
г. Казань. № 01-127

Глубокоуважаемый Борис Николаевич!

Верховный Совет Татарской ССР рассмотрел вопрос о формировании политического объединения республик бывшего Союза ССР в Содружество Независимых Государств и высказался в поддержку документов, принятых в гг. Минске и Алма-Ате.

Исходя из конституционно-закрепленного статуса суверенного государства и стремясь внести свой вклад в укрепление межреспубликанских связей, традиций дружбы и сотрудничества, Республика Татарстан заявила о своем праве и готовности войти в содружество самостоятельно и непосредственно.

Мы глубоко убеждены в том, что это решение соответствует целям и принципам содружества, которые нами признаются и будут выполняться.

Просим Вас рассматривать это обращение как изложение официальной позиции Республики Татарстан.

Президент Республики Татарстан М. Шаймиев (подпись).

 

53464578

 

Письмо заместителя Председателя Государственного комитета РФ по национальной политике В.Е. Серякова заместителю Председателя Правительства РФ С.М. Шахраю о письме Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева

10 февраля 1992 г.
г. Москва.
№ 01-67

При рассмотрении письма президента Татарстана М. Шаймиева о готовности республики самостоятельно и непосредственно войти в Содружество Независимых Государств Госкомнац Российской Федерации считает необходимым высказать следующие соображения:

1. Проблемы членства бывших автономных республик Российской Федерации в составе СНГ следовало бы решать строго на конституционной основе. Тем более, что подобная постановка вопроса исходит не только от республики Татарстан. Представляется, что сначала необходимо разграничить полномочия между органами власти различных уровней. В данном случае это важно еще и потому, что речь идет о республике, расположенной в центре России.

В связи с этим окончательное решение данного вопроса, по нашему мнению, возможно после принятия Верховным Советом Российской Федерации «Соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик, краев, областей, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации», закрепления основ федеративного устройства России в новой Конституции Российской Федерации.

Сегодня не определен окончательно и вопрос о государственном статусе Республики Татарстан, который в соответствии с постановлением Верховного Совета республики должен быть решен на основе всенародного голосования (референдума).

2. В то же время обстановка в Республике Татарстан сложная. Некоторые национальные движения делают попытку сформировать параллельные Верховному Совету властные структуры.

В таком положении силы, стоящие на позициях сохранения единой и неделимой России, нуждаются в поддержке. Ее можно было бы оказать путем взаимодействия и переговоров на различных уровнях, в том числе по линии комиссий Верховного Совета, различных политических партий и общественных организаций. Положительную роль могли бы сыграть и посещения Республики Татарстан рядом руководящих работников министерств и ведомств Российской Федерации, их встречи и беседы с лидерами национальных движений.

Заместитель председателя комитета В. Серяков (подпись).

 

Письмо Председателя Государственного комитета РФ по национальной политике В.А. Тишкова Президенту РФ Б.Н. Ельцину о положении в Республике Татарстан

8 мая 1992 г. г. Москва.
№ 01-271

Глубокоуважаемый Борис Николаевич!

Общественно-политическая обстановка в Республике Татарстан в настоящий момент отмечена напряженным поиском формулы отношений республики — с Россией или в России. В этой одной букве «в» или «с» Россией сегодня заключен главный смысл противоборства как с федеральным центром, так и между основными силами в самом Татарстане.

Нынешнее руководство пытается лавировать на грани возможного в своей линии на утверждение максимальной хозяйственной самостоятельности и политического суверенитета. Вместе с тем оно понимает невозможность полного разрыва и ответственность за дестабилизацию мирной в целом ситуации, возможность утери относительного благоприятного экономического положения.

Оппозиционные силы татарского национализма, которые представлены как в руководящих структурах, так и главным образом Татарским общественным центром (ТОЦ), имеют вполне определенную цель — образование полностью независимого государства Татарстан с перспективой более широкой тюркской коалиции или единого образования по типу Штата Идель-Урал, провозглашавшегося тюрко-татарами в ноябре 1917 г. Нетатарское население в целом выступает за расширение самостоятельности республики в составе России, но политически оно слабо организовано.

Анализ содержания бесед с представителями высшего руководства республики, а также с лидерами национальных, общественно-политических объединений дает основание сделать вывод о том, что центральными для обыденного сознания народов Татарстана, в первую очередь татар, являются вопросы национального престижа. Прямо или косвенно эти меры направлены на восстановление национального достоинства татар, восстановление своей национальной государственности, утерянной в 16 веке.

Однако главное, что показывает пример Татарстана — это то, что стабилизация экономики и насыщение рынка товарами первой необходимости, что во многом и наблюдается в республике, является необходимым, но недостаточным условием снятия напряженности в сфере национальных отношений.

Ситуация в Татарстане принципиально отлична от положения дел в целом ряде других регионов России, например, таких как Дагестан или Якутия, для народов которых сегодня характерны борьба за этнические ресурсы — материальные и социальные условия воспроизводства и развития этносов, а вопросы национального престижа имеют не первостепенное значение.

На 18 мая намечено открытие сессии Верховного Совета Республики Татарстан, на которую Президент М. [Ш.] Шаймиев внес проект новой Конституции, вокруг которого развернется острая политическая борьба. Учитывая расстановку сил в парламенте, ее возможный исход остается неясным…

Председатель комитета — Министр Российской Федерации В. Тишков (подпись).

4456

Различные варианты создания в Урало-Поволжье государства Идель-Урал (планы сепаратистов разных эпох, но привязка к территории общая)

75647646

Предложения специалиста-эксперта Службы государственного советника Президента РФ по политическим вопросам И. А. Харичева по тактике переговоров с Татарстаном при подготовке к подписанию двухстороннего договора

3 августа 1992 г.
г. Москва.

Учитывая, что проведенное недавно усилиями социологической службы Казанского университета изучение общественного мнения показало, что за сохранение целостности Российской Федерации выступает свыше 60 % опрошенных, а также то, что экономическая ситуация в Татарстане ухудшилась, и в настоящее время уровень цен приблизился к среднероссийскому при более низком уровне денежных доходов в Татарстане, представляется целесообразным применять по крайней мере до начала сентября тактику проволочек, не уступая в проекте текста договора тех формулировок, которые подтверждают пребывание Татарстана в составе Российской Федерации.

По тактическим соображениям представляется пока что несвоевременным предложение, высказанное С. Станкевичем в ходе работы над проектом договора: в ближайшее время жестко поставить перед руководством Татарстана вопрос о том, является ли Татарстан субъектом Российской Федерации или независимым государством со всеми вытекающими из этого последствиями, то есть с необходимостью заключения иного, международного договора.

Вероятно, использовать предложение Станкевича следует не ранее сентября и одновременно с другим шагом — интервью по телевидению руководителя делегации России, в котором он объяснит причину затяжки переговоров тем, что Татарстан неуклонно отстаивает линию на фактический выход из России, что не может быть признано руководством последней.

Специалист-эксперт Службы Советника Президента Российской Федерации по политическим вопросам И. Харичев (подпись).

 

6768756898

 

Записка Татарского отделения Демократической партии России об общественно-политической ситуации в Республике Татарстан

31 июля 1992 г.
г. Казань.
Строго конфиденциально.

О положении в Татарстане

После референдума 21 марта в Республике Татарстан наметилась тенденция к снижению напряженности в межэтнических отношениях и к определенной стабилизации социально-политической обстановки. Сейчас вероятность открытого конфликта меньше, чем когда-либо за истекший календарный год.

Большая часть населения республики связывает эти благоприятные тенденции с политикой нынешнего руководства РТ, рейтинг которого за последние месяцы повысился. Это сочетается с уменьшением общественной поддержки политических партий и движений. Наиболее заметно снизился рейтинг татарских националистических организаций, которые ранее выступали в едином блоке.

В конце 1991 года националистический блок (ТОЦ, «Иттифак» и т. п.) в целом по республике имел приблизительно такую же поддержку, как и блок российских демократов во главе с ДПР — каждый из этих блоков получил предпочтение 20 % опрошенных граждан. Причем около 60 % всех сторонников националистического блока выразили поддержку радикальному крылу националистов.

В настоящее время националистический блок, по видимости, раскололся. По данным последнего социологического исследования, к началу лета ТОЦ имел поддержку 2 % населения республики (падение популярности в 10 раз), а радикальные националисты («Иттифак» и т. п.) — 1 %.

Рейтинг ДПР понизился до 4,3 % (или в 4,5 раза), одновременно значительная часть опрошенных отдала предпочтения политическим движениям, в деятельности которых участвует ДПР («Согласие» и ДДРТXXIV), так что суммарный рейтинг общественных организаций российских демократов остался почти на прежнем уровне.

Более внимательное изучение общественного мнения по конкретным политическим проблемам позволяет сделать вывод, что предполагаемые российскими демократами преобразования пользуются поддержкой 40-50 % граждан Татарстана, а за сохранение целостности Российской Федерации по-прежнему выступают свыше 60 % опрошенных — абсолютное большинство русских и относительное большинство татар.

Затруднения российского демократического движения в Татарстане в большой мере связаны с однозначно негативным освещением экономического положения в России в средствах массовой информации и с пропагандистской демагогией вокруг мнимого «процветания» Татарстана. Это оказывает поддержку политики Шаймиева как в татарской, так и в русской этнической общинах.

Одновременно в обществе постепенно усиливается понимание бесперспективности экономической политики М.Ш. Шаймиева. Люди по своему практическому опыту убеждаются в том, что цены в Татарстане уже приблизились к среднероссийскому уровню (и стали выше, чем в некоторых сопредельных республиках и областях), а уровень денежных доходов граждан РТ — ниже, чем в России.

Все более очевидными становятся негативные последствия сепаратизма для многих трудовых коллективов и предпринимательских структур Татарстана. Большая часть граждан осознает, что экономическая политика [М. Ш.] Шаймиева может привести к резкому обострению кризиса и создать условия для опасных социальных и этнических конфликтов.

В сложившихся условиях существенно меняется стратегия (или, по крайней мере, тактика) политических сил РТ.

Националистические организации объявили о своем переходе в оппозицию правящему режиму М. [Ш.] Шаймиева. Это можно считать положительным фактором, т[ак] к[ак] национал-коммунистическая номенклатура и т[ак] н[азываемые] «национал-демократы» опираются на одни и те же социальные группы, и разобщенность между ними отвечает интересам гражданского демократического движения.

Однако надо иметь ввиду, что до последнего времени действия всех националистических группировок явно режиссировались правящим режимом, и нынешний «кофликт» между ними может быть лишь имитацией «раскола», нацеленной на получение большей свободы политических маневров.

Радикальное крыло националистов («Иттифак» и т. п.) заявило о своем намерении развернуть борьбу против «капитулянтского» режима [М. Ш.] Шаймиева, опираясь на т[ак] н[азываемый] «Милли меджлис», провозглашаемый единственным органом власти «татарского народа».

В то же время ТОЦ в последнее время предпринимает настойчивые попытки к демонстративному сближению с партиями и организациями российского демократического движения в Татарстане. Крайне активное содействие [в] этом оказывают некоторые предпринимательские структуры, прежде всего, президент ассоциации «Тан» С. П. Шашурин.

Практической целью этих действий является подписание совместного заявления ТОЦ и демократических партий и движений. Причем явно заметно стремление максимально ускорить этот процесс и привлечь к нему внимание средств массовой информации — даже вопреки категорическому требованию ДПР и других демократических партий и движений о соблюдении конфиденциальности переговоров.

Со своей стороны, мы не намерены участвовать ни в имитации «всенародной поддержки» политики [М. Ш.] Шаймиева, ни в беспринципных интригах против [М. Ш.] Шаймиева, способствующих усилению влияния националистических группировок. Однако Татарское отделение ДПР считает целесообразным политический диалог с умеренными националистами, если это будет в той или иной мере способствовать уменьшению межэтнической напряженности. Поэтому мы не считаем себя вправе уклониться от обсуждения возможности какого-либо соглашения.

Обращаем внимание на необходимость твердой позиции Российской Федерации в переговорах с Татарстаном и на недопустимость любых уступок, ставящих под вопрос действенность решения Конституционного суда Российской Федерации.

Рекомендуем проявлять осторожность в любых контактах с ассоциацией «Тан», лидер которой г[осподи]н [С. П.] Шашурин одновременно называет себя «личным другом А. В. Руцкого», «единомышленником ДПР и НПСР», «сторонником экономического фашизма» и заявляет о безусловной необходимости отгородить Татарстан от Российской Федерации.

Предлагаем изучить деятельность эмиссаров Татарстана в государствах Средней Азии, где проживает около 600 000 татар. Не исключено, что у сепаратистского руководства РТ имеются планы дестабилизации положения в Средней Азии с тем, чтобы вызвать волну миграции татарского населения в Татарстан и тем самым радикально изменить демографическое соотношение этнических групп населения нашей республики.

Татарское отделение ДПР

Alex ZarubinИстория и краеведениеТатарстангосударство,Казань,конфликт,национальное движение,сепаратизм,ТатарстанЧего хочет Татарстан? Малоизвестные документы Татарский общественный центр (ТОЦ) преследуют «вполне определенную цель — образование полностью независимого государства Татарстан» по типу Штата Идель-Урал Времена романтизма давно закончились, настала эпоха классицизма. Военный марш заглушил мелодично-сиротское 'А мой сурок со мною...' Произошла смена эпох и стилей. Однако же... Мы вступили в 2017 год, имея в...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл