Центральное духовное управление мусульман в 1920-е гг.

435425 Центральное духовное управление мусульман в 1920-е гг. БАШКИРИЯ Ислам Люди, факты, мнения

Современная историография предлагает вниманию читателя большой перечень российских и зарубежных работ, так или иначе затрагивающих тему «религиозного нэпа».

Активизация религиозной жизни не только мусульман, но и представителей иных конфессий в 1920-е гг. рассматривается, как правило, в применении к внутрироссийским реалиям и связывается с динамичной позицией, которую демонстрировало Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России по этому вопросу. 

При анализе литературы, изданной в довоенный период, обращают на себя внимание фразы, подобные словам известного советского исламоведа Н. А. Смирнова: «И в настоящее время в СССР продолжают существовать старые духовные управления, причем, находящееся в Уфе, претендует на роль центрального духовного управления мусульман всего Союза».

Исследуя реалии жизни российских исламских лидеров в 1923-1928 гг., мы приходим к выводу, что за этой фразой историка стояло знание отдельных фактов, которые не становились достоянием широкой общественности. Что имел в виду А. Н. Смирнов? Если подобные стремления имели место, то что лежало в их основе?

Известно, что в 1920-е гг. (особенно после II-го Всероссийского съезда мусульманских деятелей 1923 г. и с развертыванием нэпа) деятельность ЦДУМ по отношению к подотчетным ей областям стала носить систематический и организованный характер.

В соответствии с уставом ЦДУМ 1923 г. в регионах начала формироваться система мухтасибатных округов, отличавшаяся централизацией и ориентацией на Уфу3. Муфтият завоевал доверие широких слоев мусульманского населения РСФСР. Создавалась ситуация, когда именно в адрес религиозных лидеров направлялись ходатайства и просьбы мулл и прихожан, которые все больше и больше видели в муфтиате защитника своих интересов.

Как отмечалось в одном из партийных документов, ЦДУМ «вел большую объединительную работу»4. Она заключалась в расширении сферы влияния в районах, подотчетных ЦДУМ, а также на территориях, которые находились вне его юрисдикции — Северный Кавказ, Средняя Азия, земли будущей Киргизии, Туркмении и Синцзяна.

Напомним, что согласно уставу ЦДУМ 1923 г., в его ведение входили Татарская, БашкирскаяI, Киргизская (Казахская) II, Украинская республики, Чувашская, Калмыцкая, Вотская автономные области, внутренние районы Поволжья и СибириIII.

Аналитики Восточного отдела ОГПУ отмечали исключительную важность для ЦДУ работы в Казахстане: «Необходимость сохранения этого района за ЦДУ исходила из желания, с одной стороны, не терять известной мощности, а с другой, укрепить свою экономическую базу, т[ак] к[ак] Казакстан являлся одним из самых богатых источников денежных средств, сумма которых занимала видное место в общем бюджете ЦДУ».

В этом отношении очень активно проявили себя кази МагкуловIV и Байгильдин, которые выезжали в населенные пункты и «рассылали директивные письма мухтасибам о поддержке ЦДУ экономически и нежелательности сепаратизма»6. Важность и значимость именно этого сюжета подтверждается тем, что в составе ЦДУМ имелся специальный «казахский» отдел.

Одним из проявлений движения «вширь» была деятельность по установлению контроля и формированию лояльных ЦДУМ духовных управлений в регионах, формально не включенных в его юрисдикцию. В 1924-1925 гг. Духовное управление предприняло достаточно успешные шаги по организации муфтиятов в городах КиргизииV. Как и в случае с Казахстаном, материальным основанием было наличие экономических и культурных связей между местным и волго-уральским духовенством.

Читайте также:  Уфимский епископ Симон Шлеев

img_07 Центральное духовное управление мусульман в 1920-е гг. БАШКИРИЯ Ислам Люди, факты, мнения

Ризаитдин Фахретдинов, востоковед, ученый-энциклопедист, писатель, драматург, просветитель, муфтий Центрального Духовного управления мусульман с 1923 по 1936 г.

На всем протяжении 1920-х гг. наблюдался огромный интерес со стороны уфимских лидеров и самой уммы к событиям, имевшим место в Средней Азии, к движению басмачества и существовавшим там религиозным институтам. В 1921-1923 гг. группа консервативно настроенных религиозных лидеров ТуркестанVI, входившая в совет улемов «Шурои уламо» (Совет духовенства), пыталась стать самостоятельным, независимым от властей духовным управлением, учредить Всетуркестанский институт «Шейх-уль-ислам», но все эти попытки были пресечены усилиями властей.

В 1923 г. НКВД разрешило зарегистрировать только одно, полностью подконтрольное, Духовное управление «Назарат-и-диния».

Создание подконтрольного управления и назначение муфтием Зухретдина Агляма без учета мнения религиозной элиты вызвало серьезное отторжение общественности, имевшее серьезные последствия в 1925-1926 гг. По свидетельству ряда религиозных лиц, авторитет муфтия был невысоким: «Захретдину не было веры как религиозной власти из-за его нежелательных действий, поскольку он был таким плохим администратором, что все “ужасающе приходило в упадок”».

Исторически сильные экономические, образовательные, религиозные связи Поволжья и Средней Азии в период басмаческого движения не прерывались. На II-й Всероссийский съезд мусульманского духовенства в Уфе (10-25 июня 1923 г.) были приглашены представители Кокандского духовного собрания (председатель — Саит Ногман Саит Магсум, член — Мухаметзян Кодратулла), ташкентский муфтий Мухаммед Ходжа, крымский муфтий Ибрагим Тараби.

На приглашение не откликнулись духовные наставники с Северного Кавказа.

На III-м Всероссийском съезде 25 октября — 4 ноября 1926 г. присутствовала делегация Узбекистана: муфтий Захретдин Аглям, председатель Ташкентского Духовного управления Габдул Хафия, представитель Самаркандского Духовного управления Габдулла Хужа, член Кокандского Духовного управления Мьянкудратулла.

Позицию в отношении туркестанских единоверцев характеризует заявление муфтия Р. Фахретдина, который в 1921 г. выступил с инициативой создания единого Духовного управления Средней Азии, так как в это время в Туркестане (в Намангане, Андижане, Ташкенте, Самарканде) функционировали разрозненные духовные управления.

Сближению духовенства регионов послужил процесс передачи Корана Османа в конце 1923 г. В том же ключе была использована поездка представителей-делегатов от узбекского духовенства в составе делегации ЦДУМ на Мекканский конгресс (1926).

По мнению Восточного отдела ОГПУ, после поездки в Мекку и встречи там с З. Валидовым Р. Фахретдин говорил не о подчинении, как было ранее, а о необходимости создания единого Духовного управления в Средней Азии с использованием опыта ЦДУМ.

Однако, по всей видимости, муфтият не оставлял надежды на распространение не только неформального, но и юридического влияния на среднеазиатских верующих и духовенство. Организационная комиссия съезда мусульманского духовенства 1926 г. подготовила и передала в государственные органы «инструкцию к основному уставу ЦДУ, утвержденному НКВД 30/XI-23 года».

Этот уникальный документ, помимо прочего, обозначал интересы муфтията в Средней АзииVII, фактически пытаясь поставить под контроль Уфы местные духовные управления. Говоря юридическим языком, было допущено «расширительное толкование устава».

Читайте также:  Русские мусульмане больше привержены радикальному исламу

Попытки распространения влияния были предприняты в отношении единоверцев-туркмен. В Туркмению совершали регулярные поездки муллы из Волго-Уральского региона.

ЦДУМ это всячески поощряло, в конце 1926 г. туда был направлен один из его представителей. Селим-ишану (Ташаузский округ) был выдан мандат на организацию мухтасибатов. «Благоприятная почва» для усиления позиций Уфы, по мнению чекистов, имелась в Ташаузском и Чарджуйском округах17.

Еще один сюжет — попытки муфтията включить в сферу своего влияния «китайских» единоверцев — мусульман тогдашнего Восточного Туркестана. На съезде 1926 г. прозвучало заявление К. Тарджеманова «о желании китайских мусульман численностью около одного миллиона человек присоединиться к ЦДУ».

Этот призыв был восторженно встречен делегатами съезда. Тогда же заместитель муфтия адресовал в Народный комиссариат иностранных дел и другие государственные структуры соответствующее ходатайство19.

Каковы были конкретные формы помощи и взаимодействия с указанными регионами?

Практиковался широкий обмен организационным опытом: на съездах, посредством рассылки циркуляров, журнала «Ислам» и путем установления личных контактов. В ряде случаев имело место создание мухтасибатских управлений, назначение имамов из Волго-Уральского региона и взращивание кадров в среде местного населения.

В этом вопросе, равно как и в умении налаживать диалог с властями, уфимское духовенство выгодно отличалось, к примеру, от части среднеазиатскихVIII и северокавказских коллег.

Каким образом ЦДУМ обосновывало подобные шаги?

На съезде 1923 г. оно выступало за объединение «мусульманского духовенства всех наций», неоднократно призывало в своих инструкциях и петициях верующих к единению. При этом муфтият, в отличие от своих среднеазиатских коллег или деятелей Башкирского Духовного управления, никогда публично не предлагал ввести пост «шейх-уль-ислама».

Однако это не означало, что идея не обсуждалась и не имела сторонников. Последовательно доказывал необходимость максимальной централизации управления такой известный деятель российского мусульманства, как Муса Бигиев.

Какую цель преследовали высшие мусульманские круги Волго-Уральского региона, предпринимая подобные усилия?

В основании этого стремления лежала стратегическая задача сохранения и укрепления своих общественных позиций — дальнейшего утверждения себя в роли посредника между верующими и правительством. К середине 1920-х гг. ЦДУМ было однозначным лидером на «мусульманском пространстве» РСФСР и примером для подражания для религиозных лидеров прилегающих территорий.

Превращение ЦДУМ в разветвленную влиятельную структуру было бы невозможно без притока средств из состоятельных районов Средней Азии, Казахстана и Восточного Туркестана.

Татария и Башкирия, а также внутренние районы, разоренные Гражданской войной и голодом начала 1920-х гг., навряд ли могли сыграть подобную роль.

Выход ЦДУМ за пределы РСФСР был продиктован и реалистичным взглядом на последствия секуляризационных процессов, происходивших в Татарии, Башкирии и прилегающих областях.

Все возрастающая конкуренция со стороны светской школы, отказ мулл от сана и прочие негативные процессы побуждали муфтият обращать свой взор на те регионы, где отношение общества к религии и духовенству было по ряду причин более консервативным.

Обращаясь к источникам 1927-1928 гг., следует констатировать, что разнообразные усилия ЦДУМ по укреплению собственных позиций, общественного статуса ислама и мусульманского духовенства за пределами РСФСР не увенчались успехом. Вот как оценивал ситуацию Восточный отдел ОГПУ: «Вместе с тем было изолировано всякое влияние ЦДУ и вообще м/д (мусульманского духовенства. — Ю. Г.) в Средней Азии».

Читайте также:  Кому в Татарстане выгоден скандал с хиджабами?

«Большая часть районов Казакстана уже оформила выход из состава ЦДУ».

«На Северном Кавказе попытки ЦДУ окончились неудачей. На очереди стоит вопрос об официальном оформлении самостоятельности Северного Кавказа от ЦДУ в уставе ЦДУ. Крымское духовенство, ранее поддерживавшее связи с ЦДУ и с его Ученым советом, ныне почти совершенно эти связи прекратило.

Среднеазиатское духовенство категорически отказалось от слияния с ЦДУ; киргизское духовенство отделяется от ЦДУ; автономистские тенденции растут в Казакстане, в Кара-Калпакии; башкирское духовенство (БДУ) на последнем своем съезде окончательно размежевалось от ЦДУ».

В результате, «ЦДУ, привлекавшее взоры духовенства своей довольно стройной, централизованной системой организации, к концу истекшего периода (1927 г.) рядом фактов поставлено в состояние относительной бездеятельности, обнаружив зачатки разложения и тем самым породив известный пессимизм в рядах духовенства…

Все это указывает на то, что идея объединения м/д (мусульманского духовенства. — Ю. Г.) Союза под руководством ЦДУ или путем создания крупных духовных центров, что проектировалось ЦДУ, потерпела полное крушение»26.

Какие внутренние и внешние обстоятельства привели к подобному исходу?

К первым могут быть отнесены противоречия по национальному вопросу (как это было в случае с Башкирией), по вопросам финансирования (в сюжете с КазахстаномIX).

По нашему мнению, основной причиной была разнонаправленность интересов, отсутствие базовых идеологических, исторических, материальных и иных оснований для объединения мусульманской элиты Средней Азии, Северного Кавказа и Волго-Уральского региона. Свою роль сыграла и амбициозность отдельных деятелей 27.

Весомый вклад в дело размежевания управлений и региональных религиозных элит внесла Советская власть в лице партийных органов и органов внутренней разведки. Думается, что не требуют пояснений «генеральные установки» в отношении всех религий и ислама в частности.

При этом необходимо понять, какие стратегия и тактика были избраны Восточным отделом ОГПУ в этом вопросе. Базовая идея — не допускать объединения мусульман на религиозной почве, усиливать сепаратистское движение, не позволяя местным религиозным организациям широко распространять свое влияние. В плане идеологии и пропаганды объединительная деятельность ЦДУМ оценивалась как руководство национально-религиозным движением в рамках СССР. Любые усилия по поддержанию религиозности расценивались как «антисоветские».

Усугубляло положение то, что основой объединения должен был выступить ислам, что автоматически реанимировало угрозу «панисламизма».

Ограничительные меры, применявшиеся с целью нейтрализации деятельности Уфы, были довольно разнообразными. Использовались, например, юридические нормы: «Киргизия формально, согласно устава ЦДУ, не входила в сферу деятельности последнего и это облегчило отрыв указанного района». Имело место искусственно раздуваемое соперничество. (Как, например, в случае с Башкирским Духовным управлением и Средней Азией). Фактом было непосредственное и опосредованное влияние на заявления и поступки авторитетов российского исламского мира.

Юлия Гусева, кандидат исторических наук (г. Самара). Публикуется на posredi.ru в сокращении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 − два =

Next Post

Секты «свидетелей СССР» в современной России

Пт Мар 12 , 2021
Резонанс вызвало утверждение судьи Конституционного суда Арановского, что СССР «незаконное государство» и Россия, мол, не должна считаться правопреемником «репрессивно-террористической» советской власти. Неожиданно такое слышать от человека, […]
Секты «свидетелей СССР» в современной России