8899

Боевой железнодорожный комплекс с ракетами «Ярс»

Бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты для боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) прошли успешно, сообщили в минобороны.

Такие испытания — необходимый этап перед началом более серьезных и затратных работ по созданию всего комплекса. Они должны подтвердить, что выбранный тип ракеты без проблем выходит из пусковой установки, расположенной на железнодорожной платформе.

Сообщалось, что в качестве такой ракеты выбран «Ярс». Но стреляли не «Ярсом», а его массогабаритной моделью.

Для чего России нужны БЖРК?

Создание таких комплексов в СССР было вынужденной мерой. В США основой ракетно-ядерной триады стали подводные ракетоносцы. По ним оказалось невозможно нанести упреждающий удар, т.к. субмарины были неуловимы в океанских просторах. Сами же они могли приближаться к нашей береговой линии почти вплотную, держа под прицелом практически всю страну.

Паритетно ответить СССР не мог. Запад успел покрыть Мировой океан сетью гидроакустических станций и отслеживал все перемещения наших субмарин. Конечно, советские подводники шли на разные ухищрения, и порой наши АПЛ с ядерными ракетами неожиданно появлялись там, где их не ждали. Но проблемы глобальной скрытности это не решало.

Основой советских РВСН были шахтные пусковые установки. Понятно, что они стали первоочередной целью для стратегических ракет стран НАТО.

Между тем именно самая протяженная в мире сеть железных дорог позволила СССР создать реально скрытные мобильные ракетно-ядерные комплексы. Внешне, особенно сверху, БЖРК не отличались от вагонов-рефрижераторов (правда, тянули такой состав два тепловоза — так ведь многие поезда тянут два локомотива…).

Идентифицировать их средствами космической разведки оказалось очень трудно. Они легко терялись на необъятных просторах, могли уходить на запасные пути где-нибудь в тайге и маскироваться там от наблюдений из космоса. Или прятаться в неиспользуемых или специально построенных туннелях. В случае необходимости поезд был готов к стрельбе за несколько минут. Если сигнал тревоги застигал в пути, он останавливался, у вагонов выдвигались опоры, провода контактной сети раздвигались и производился залп.

У железнодорожников БЖРК получили литеру «поезд номер ноль». Ракетные поезда «Молодец», каждый из которых имел в своем составе три межконтинентальных баллистических ракеты, были приняты на вооружение в 1987 году. Каждая ракета несла по 10 боеголовок. Они обладали уникальной точностью попадания в цель, за что и получили на Западе имя Scalpel.

К 1991 году было развернуто 3 ракетных дивизии, по 4 железнодорожных состава в каждой. Дислоцировались они в Костромской области, Красноярском и Пермском краях.

В соответствии с Договором СНВ-2 Россия к 2007 году все БЖРК, кроме двух, ставших музейными экспонатами, утилизировала. Хотя многие эксперты утверждали, что СНВ-2 этого вовсе не требовал. Конечно, уничтожение не имевших аналогов в мире комплексов не вызвало восторга среди военных. Но подтвердилась мудрость: нет худа без добра.

Ракеты проектировались и выпускались на Украине, в Днепропетровске. Так что, если бы под давлением США Россия не ликвидировала свои БЖРК, их техобслуживание и продление ресурса в нынешних условиях стали бы невозможными.

«Баргузин» — тот еще «Молодец»

Работы над новым поколением БЖРК, получившим название «Баргузин», в России начались в 2012 году, когда стало окончательно ясно, что Запад продолжает рассматривать нашу страну в качестве главного противника. НАТО двинулось на Восток, в Европе стали разворачивать системы ПРО. Увы, был и еще один негативный момент.

Ракеты «Булава» для стратегических подводных лодок нового поколения не оправдывали надежд. При залповом пуске в цель попадала лишь первая, остальные либо самоликвидировались, либо летели в «молоко». Специалисты разобрались, в чем дело, и сейчас проблема решается. Но в 2012 году все еще было неясно.

В прошлом году Главком РВСН Сергей Каракаев сообщил, что эскизное проектирование БЖРК завершено. С его же слов, в 2017 году Верховному главнокомандующему должен быть представлен доклад о перспективах развертывания БЖРК нового поколения. Теперь ясно — создание комплекса идет в полном соответствии с графиком. По словам Каракаева, «Баргузин» будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам, что позволит ему находиться в составе РВСН минимум до 2040 года.

Разработку нового БЖРК ведет Московский институт теплотехники, где создавались «Тополь», «Ярс» и «Булава».

Надо думать, что выводы из неудач в создании ракеты морского базирования там сделали. Главное — ракеты, обладающие лучшими характеристиками, будут легче. Это позволит убрать все демаскирующие признаки: усиленные колесные пары и два тянущих тепловоза. То есть стратегический «поезд N0» станет действительно невидим для средств технической разведки. Возможно, увеличится число ракет. По сути, БЖРК — сухопутная стратегическая лодка, поставленная на рельсы и без ядерной энергетики. Поезд может быть полностью автономен в течение месяца. Все вагоны герметичны, защищены от стрелкового оружия и поражающих факторов атомного взрыва.

353

 

Как ранее сообщалось, железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин» будет оснащен МБР РС-24 «Ярс», создавать другие ракеты для него не планируется. Кроме того, названы сроки принятия комплекса на вооружение.

«У нас есть современная ракета РС-24 «Ярс», достаточно малогабаритная, чтобы разместить ее в обычном вагоне литерного поезда, и вместе с тем имеющая мощное боевое оснащение. Поэтому пока создавать для «Баргузина» другие ракеты не планируется»,

— приводит слова источника ТАСС. Он отметил, что главное сейчас — за три-четыре года создать на новой технологической основе сам железнодорожный комплекс и успешно испытать его с «Ярсом». По данным источника, «Баргузин» может быть создан в 2018 году. После этого примерно два года будут идти летно-конструкторские испытания.

«Если все будет идти штатно, по графику, то при должном финансировании «Баргузин» может быть принят на вооружение на рубеже 2019-2020 годов», — добавил источник. Ранее другой источник сообщил, что один состав боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» сможет нести шесть межконтинентальных баллистических ракет и будет приравниваться к полку.

Главком РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев рассказал о различных аспектах работы и развития своего рода войск, а также затронул тему перспективных проектов. По его словам, в соответствии с поручениями президента планируется создание нового БЖРК, призванного дополнить существующие ракетные системы.

Проект получил условное обозначение «Баргузин». Разработка этого комплекса ведется исключительно российскими предприятиями. БЖРК «Баргузин» должен объединить в себе самые передовые достижения отечественной науки и техники. С. Каракаев отметил, что комплекс «Баргузин» воплотит в себе положительный опыт разработки и эксплуатации предыдущей системы этого класса – БЖРК 15П961 «Молодец».

Создание нового железнодорожного ракетного комплекса позволит в полном объеме восстановить состав ударной группировки ракетных войск стратегического назначения. Таким образом, в состав последней будут входить шахтные, грунтовые и железнодорожные ракетные комплексы.

Разработку проекта «Баргузин» ведет Московский институт теплотехники (МИТ). За последние десятилетия эта организация создала несколько типов ракетных комплексов различного назначения. Так, РВСН эксплуатируют разработанные в МИТ ракеты «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс», а новейшие подлодки проекта 955 «Борей» несут ракеты «Булава».

Вскоре список комплексов, созданных специалистами МИТ, должен пополниться еще одной записью. С. Каракаев рассказал, что Московский институт теплотехники завершил эскизное проектирование БЖРК «Баргузин». Сейчас сотрудники МИТ приступили к подготовке конструкторской документации. Таким образом, создание нового ракетного комплекса вступило в основную фазу. Комплекс «Баргузин» по своим характеристикам должен превосходить систему «Молодец». Расчетные характеристики позволят ему оставаться в строю, как минимум, до 2040 года.

Конструкция изделия претерпит некоторые изменения, однако будет иметь большое сходство с базовой. Следует отметить, информация о строительстве нового железнодорожного комплекса на основе наработок по проекту «Ярс» появилась еще в конце прошлого года. Год назад, накануне Дня РВСН, генерал-полковник С. Каракаев рассказал о методах создания новой ракетной техники.

Тогда же главком РВСН отметил, что стартовый вес новой ракеты не должен превышать 47 тонн, а габариты должны соответствовать размерам стандартных железнодорожных вагонов. Сравнительно малый вес ракеты является важной особенностью нового БЖРК, отличающей его от «Молодца» и дающей преимущество перед ним.

Ракеты 15Ж62 весили более 100 тонн, из-за чего вагон с пусковой установкой оснащался специальным оборудованием для распределения нагрузки на соседние вагоны.

Такая конструкция агрегатов комплекса позволяла довести нагрузку на пути до приемлемых значений. Использование значительно более легкой ракеты позволит обойтись без сложных систем, соединяющих вагоны и перераспределяющих нагрузку. В прошлом году С. Каракаев также рассказал, что новый проект БЖРК будет завершен к концу текущего десятилетия. Таким образом, ракетные войска стратегического назначения получат новую технику к 2020 году.

С момента появления первых сообщений о начале разработки нового боевого железнодорожного ракетного комплекса появились несколько вариантов возможного облика перспективной системы вооружения. Вероятнее всего, по общей архитектуре и внешнему виду новый БЖРК «Баргузин» будет весьма похож на комплекс «Молодец». Ввиду необходимости маскировки ракетный комплекс должен выглядеть, как обычный железнодорожный состав с пассажирскими и грузовыми вагонами, внутри которых будет размещаться все необходимое оборудование.

Ракетный комплекс «Баргузин» должен включать несколько локомотивов, несколько вагонов для размещения экипажа и специального оборудования, а также специальные вагоны с пусковыми установками ракет.

Пусковые установки БЖРК «Молодец» были замаскированы под вагоны-рефрижераторы. Вероятно, «Баргузин» получит схожие агрегаты.

По имеющимся данным, основной элемент комплекса – ракета – разрабатывается на базе изделия «Ярс», благодаря чему по своим возможностям железнодорожный комплекс будет примерно равен грунтовому «Ярсу». Известные характеристики ракеты РС-24 «Ярс» позволяют примерно представить, какой будет ракета БЖРК «Баргузин».

Изделие «Ярс» имеет три ступени, общая длина – около 23 м. Стартовый вес оценивается в 45-49 т. Максимальная дальность пуска достигает 11 тыс км.

Подробная информация о боевом оснащении отсутствует. Согласно различным источникам, ракета РС-24 несет разделяющуюся головную часть с 3-4 боевыми блоками индивидуального наведения. Ракета «Ярс» может использоваться как с шахтными, так и с мобильными пусковыми установками. Как и существующие подвижные грунтовые ракетные комплексы, железнодорожные системы имеют высокую мобильность. Однако использование существующей железнодорожной сети обеспечивает БДРК гораздо большую стратегическую мобильность, поскольку состав с ракетами при необходимости может быть переброшен в необходимый район.

С учетом размеров страны такая возможность увеличивает и без того немалый радиус действия ракет. Согласно оглашенной информации, новый БЖРК «Баргузин» будет готов к концу текущего десятилетия. К этому же времени должна начаться подготовка инфраструктуры для новых ракетных комплексов. Предполагаемые характеристики комплекса позволят эксплуатировать его в течение двух с лишним десятилетий.

Alex ZarubinЗащита Отечестваармия,вооруженные силыБоевой железнодорожный комплекс с ракетами 'Ярс'Бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты для боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) прошли успешно, сообщили в минобороны.Такие испытания - необходимый этап перед началом более серьезных и затратных работ по созданию всего комплекса. Они должны подтвердить, что выбранный тип ракеты без проблем выходит из пусковой установки,...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл