35252555677 Как разделилась Оренбургская епархия Блог писателя Сергея Синенко История и краеведение Православие

Как разделилась Оренбургская епархия

Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь

В новую Оренбургскую епархию из состава прежней Оренбургско-Уфимской были отчислены церкви Оренбургского уезда, а также Оренбургского и Уральского казачьих войск, церкви в Зауральской степи и храмы по Сыр-Дарьинской линии, а также «все миссионерские действия между инородцами Башкирского войска». Но вопрос не был урегулирован окончательно.

Все «неказачьи» приходы уездов Оренбургской епархии первоначально были отнесены к Уфимской епархии.

Однако принцип сословности не был соблюден до конца. Так, в Челябинском и Троицком уездах оказались села государственных и помещичьих крестьян, живущих в казачьих станицах, и наоборот, казачьи деревни при приходских церквах в селениях государственных крестьян – приблизительно, до девяти тысяч казаков – оказались в ведомстве Уфимской епархии.

Получилось, что в Челябинском, Троицком и Верхнеуральском уездах одни поселения принадлежали Оренбургской епархии, другие – Уфимской.

Немало оказалось сел, жители которых, проживающие на одной улице, относились к различным епархиям!

В то же время «инородцы» Башкирского войска (под ними подразумевались, главным образом, тептяри), миссионерские действия среди которых должны были вести миссионеры Оренбургской епархии, оказались, в большинстве своем, в границах Уфимской епархии, в глубине территории, где разграничить сферы влияния между двумя епархиями было в принципе невозможно…

451451_1860 Как разделилась Оренбургская епархия Блог писателя Сергея Синенко История и краеведение Православие

Карта Оренбургской губернии 1860 г. до разделения губерний

Из-за возникшей неразберихи в том же 1859 году возник вопрос о перекройке границ двух епархий.

Этим первоначально занимался назначенный на Уфимскую кафедру сразу же после разделения епархии преосвященный Порфирий (Соколовский).

Бывший преподаватель и инспектор Уфимской семинарии, перед назначением на должность уфимского архиерея он состоял викарным епископом Дмитровским. В Уфе он служил всего полтора года, на происходящие события значительного влияния не оказывал. Из Уфы был перемещен в Томск, где вскоре был уволен на покой.

Биографическая справка

Порфирий (Соколовский), 21 марта 1859 – 13 сентября 1860.

1811 Рождение Порфирия (Павла Ивановича Соколовского) в Нижегородской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Нижегородской семинарии.

1832 Поступление в Московскую духовную академию.

1835, 14 сентября Пострижен в монашество, 26 сентября рукоположен во иеродиакона, 8 июля 1836 г. – во иеромонаха.

1836, 15 августа По окончании курса Московской духовной академии со степенью магистра определен инспектором Уфимской духовной семинарии.

1837 Назначен членом Уфимской консистории.

1845, 22 мая Возведен в сан архимандрита.

1846, 10 октября Назначен инспектором Симбирской духовной семинарии.

1849, 16 апреля Перемещен инспектором Тамбовской духовной семинарии.

1851, 13 июля Назначен ректором Тобольской духовной семинарии и настоятелем Тобольского Знаменского монастыря.

1854, 4 мая Перемещен ректором Костромской семинарии и настоятелем Богородицкого Игрицкого монастыря.

1858, 21 ноября Хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии.

1859, 21 марта Назначен епископом Уфимским и Мензелинским.

1860, 13 сентября Переведен епископом Томским и Енисейским.

1864, 14 ноября Уволен на покой.

1865, 3 июня Скончался от апоплексии.

Преемником архиерея Порфирия на Уфимской кафедре стал епископ Филарет (Малишевский), являвшийся ранее ректором Литовской духовной семинарии, настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря, членом Литовской духовной консистории, благочинным монастырей Виленской и Ковенской губерний, епископом Ковенским, викарием Литовской епархии.

Главным действующим лицом в корректировке границ между двумя епархиями по-прежнему выступал генерал-губернатор Катенин.

Ставка его находилась в Оренбурге и исходя, отчасти, из своих интересов (желая упростить управление), он предложил изъять приходы Верхнеуральского, Троицкого и Челябинского уездов из ведения Уфимской епархии и передать их в Оренбургскую епархию. На имя обер-прокурора Синода А.П. Толстого им был представлен соответствующий проект.

Синод, в свою очередь, обратился к Уфимскому и Оренбургскому архиереям с предложением дать заключение с обоснованием своих взглядов на этот вопрос. Составить общее представление в Синод немедленно вызвался епископ Оренбургский Антоний II, который обратился к епископу Уфимскому Филарету с просьбой первым высказать свое мнение (как увидим дальше, в этом был свой замысел, в некоторой степени коварный).

Ответ епископа Филарета был получен в марте 1860 года вместе с приложенным к нему обоснованием, сделанным Уфимской консисторией.

Как преосвященный Филарет, так и Уфимская духовная консистория отнеслись к проекту генерал-губернатора Катенина об отчислении от Уфимской епархии трех уездов отрицательно. Прежде всего, что приходов, которые бы состояли под ведомством сразу двух епархии, не было ни одного.

Все приходы, несмотря на различие сословий, относились к епархии, которой была подведомственна церковь. Поэтому опасения о том, что могут возникнуть столкновения интересов между двумя епархиальными начальствами в таких приходах Уфимская консистория посчитала напрасными.

Признавая, что распределение церквей между епархиями по сословиям заключает неудобства из-за возникшей чересполосности, Уфимская консистория, тем не менее, не соглашалась с проектом генерал-губернатора Катенина об отчислении зауральских уездов в Оренбургскую епархию, так как чересполосность границ при таком подходе не устранялась.

Прежде всего потому, что тептярского и башкирского населения в Уфимском, Белебеевском, Бирском и Мензелинском уездах Уфимской епархии было гораздо больше, чем в Троицком и Челябинском.

Значит, заключала Уфимская консистория, при отчислении зауральских уездов нужно будет «в случае подчинения миссионерских действий у башкирцев одному епархиальному ведомству… проезжать Оренбургским епархиальным властям по всем уездам Уфимской епархии».

Значительные неудобства в этом случае, по мнению членов Уфимской консистории, возникали из-за географического положения зауральских уездов.

Так, при проезде в Оренбург из православных приходов, находящихся в западных частях Троицкого и Верхнеуральского уездов нужно было описать неправильную круговую линию – ехать сначала на восток, чтобы пересечь уральский хребет, затем на юг и потом на запад, пересекая вновь южные оконечности горного хребта.

a-193_Malyshevsky-469x640 Как разделилась Оренбургская епархия Блог писателя Сергея Синенко История и краеведение Православие

Преосвященный Филарет (Малишевский), епископ Уфимский и Оренбургский в 1860-1869 гг.

«Одно это обстоятельство дает повод к заключению о неестественности причисления означенных уездов к составу Оренбургской епархии, но неудобство cиe еще более очевидным представляется, если взять во внимание расстояние их от Оренбурга сравнительно с расстоянием от Уфы: до Челябинска от Оренбурга 828, а от Уфы по нынешнему почтовому тракту 548 верст.

Самые отдаленные селения этого уезда отдалены от Оренбурга на 1000-1100 верст, а от Уфы только одно на расстоянии около 800 верст, а все прочие не более чем на 740 верст.

Из церквей Челябинского, Троицкого и Верхнеуральского уездов только девятая часть церквей ближе к Оренбургу, чем к Уфе…».

Обосновав свою точку зрения, Уфимская консистория предложила свой проект, находя более естественным распределить церкви между Уфимской и Оренбургской епархиями следующим образом.

Церкви Верхнеуральска и все находящиеся в этом уезде казачьи поселения, как ближние к Оренбургу, причислить к Оренбургской епархии, горные же заводы этого уезда и уезды Троицкий и Челябинский, не исключая церквей и в казачьих поселениях, оставить в составе Уфимской епархии.

Правда, при этом распределении Оренбургское казачье войско окажется снова и в той в другой епархиях, но это обстоятельство, как совершенно безразличное для существа дела, не может сопровождаться какими-либо невыгодами ни для войска, ни для духовенства. Несомненная же выгода для того и другого принадлежать к Уфимской епархии будет заключаться именно в их близости к своему епархиальному центру».

Что касается программы работы миссии и самих миссионеров, то Уфимская консистория, во-первых, полагала, что их назначение, как видно из дела об учреждении в Оренбургской губернии особой миссии, относится не к магометанам и раскольникам, а к язычникам, которых в Челябинском и Троицком уездах вовсе нет, и которые преимущественно находятся в Бирском, Мензелинском и Белебеевском уездах в количестве около шестидесяти тысяч человек.

Понятно, что миссионерам, которые будут назначены для действий в этих уездах, удобнее и естественнее находится в ведении Уфимского епархиального начальства.

Во-вторых, в деле обращения раскольников, как показывал опыт, успешнее всего действовали приходские священники и специально подготовленные миссионеры, для обучения которых при Уфимской духовной семинарии уже действовало особое отделение изучения и обличения раскола. По этим соображениям перечислять уезды Челябинский и Троицкий из Уфимской в Оренбургскую епархии в надежде, что оренбургские миссионеры будут успешнее уфимских, свободно разъезжая по уездам, принадлежащим теперь не Оренбургской епархии, а Уфимской, нет достаточных оснований!

Преосвященный Уфимский Филарет, разделяя эти соображения, в своем отношении к архиерею Антонию добавил следующее весьма чувствительное замечание.

«При обозрении церквей Челябинска и Троицкого уездов в январе сего года, (которое я нарочно предпринял по получении первого Вашего отношения) я лично имел случай увериться в основательности соображений Уфимской консистории, препровождаемых к Вам. Духовенство и миряне сих уездов… с великою горестью встретили весть об отчислении их к Оренбургской епархии, но и уже отчисленные по сословному распределению церквей к Оренбургской епархии с охотою желали бы быть возвращенными в ведомство епархиальное Уфимское, по значительной близости к ним города Уфы сравнительно с Оренбургом».

Биографическая справка

Филарет (Малишевский), 13 сентября 1860 – 28 февраля 1869.

1807 Рождение Филарета (Фомы Федоровича Малишевского, другое написание – Малышевского) в с. Рогино Рогачевского уезда Могилевской губернии в семье священника-униата. Первоначально обучался в Полоцкой семинарии, а затем в семинарии при Виленском университете.

1830, 1 июня Окончил курс семинарии со степенью магистра богословия. 1 сентября того же года определен учителем Полоцкой семинарии, а 8 ноября рукоположен во священника (целибат).

1831 Командирован в Санкт-Петербург для изучения словесных наук в университете.

1833, 14 февраля Назначен преподавателем Полоцкой семинарии, а 14 июня перемещен учителем в Литовскую семинарию.

1836 Состоял членом Литовской духовной консистории.

1837, 15 июля Возведен в сан протоиерея. 15 сентября вторично назначен в Полоцкую семинарию на должность инспектора и профессора библейской и церковной истории и нравственного богословия.

1839, 6 марта Принят в общение Русской Православной Церковью вместе с другими униатами.

1840, 13 февраля Назначен ректором Полоцкой семинарии и председательствующим Белорусской духовной консистории. 10 августа того же года принял монашество, возведен в сан архимандрита.

1843 Назначен благочинным монастырей Полоцкой епархии, по должности ректора ревизовал духовные учебные заведения.

1849, 15 апреля Назначен ректором Литовской семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря.

1851, 28 мая Хиротонисан во епископа Ковенского.

1860, 13 сентября Назначен епископом Уфимским и Мензелинским.

1864, 1865 Находясь на Уфимской кафедре, неоднократно вызывался для присутствия в Святейшем Синоде.

1869, 28 февраля Переведен епископом Нижегородским и Арзамасским.

1870, 12 апреля Награжден орденом Александра Невского.

1873, 7 февраля Скончался.

Оренбургская духовная консистория и преосвященный Антоний II, ознакомившись с мнением Уфимской консистории, взглянули на дело совершенно иначе.

Предположение генерал-губернатора об отчислении трех уездов к Оренбургской епархии они нашли совершенно правильными, а соображения Уфимской консистории назвали «несообразительными».

Повторив еще раз на примерах происшедшее смешение сословий и приходов в трех уездах при разделении их между епархиями, Оренбургская консистория пыталась опровергнуть доводы Уфимской консистории следующим образом.

Если в числе препятствий Уфимская консистория указала на то, что при объезде зауральских уездов Оренбургский епископ должен будет ездить вкруговую, то Оренбургская консистория заключала, что именно такое расположение упомянутых трех уездов «для обозрения Оренбургского епископа есть самое счастливое», так как епископ, совершая такой круговой путь «захватит на пути и обозреет все церкви, прилегающие к тракту».

Отправляясь из Оренбурга чрез Орскую крепость, преосвященный «делает параболу», а проезжая на Верхнеуральск и Челябинск, «касается самого угла Оренбургской епархии, далее, обозрев Троицк и сплошное население сего уезда, возвращается чрез Орскую крепость – и уже не прежним путем, а новым, а отсюда вновь открытым трактом в Оренбург».

При этом путешествии ни одна церковь «не останется необозренной», а потому соображения Уфимской консистории на этот счет «только более замысловаты и туманны, чем справедливы и истинны до ясности». Что касается вопроса о миссионерских действиях, то «этот вопрос внезапный», его Уфимская консистория ставит «по одному затаенному чувству, а не по разумному соображению».

orenburg659 Как разделилась Оренбургская епархия Блог писателя Сергея Синенко История и краеведение Православие

Территория Оренбургской губернии и, соответственно, Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX вв.

Чтобы избежать «всяких по миссии пререканий и отстранить опасение Уфимского епархиального начальства, что оренбургские миссионеры будут свободно разъезжать по епархии Уфимской», Оренбургская консистория предложила на рассмотрение Синода следующие радикальные меры.

Во-первых, немедленно открыть в Оренбурге духовную семинарию, а при ней учредить миссионерское отделение.
Во-вторых, Уфу обратить в викариатство Оренбургской епархии!

«Этой мерой, – заключала Оренбургская консистория, – окончательно уничтожалась бы чересполосность епархиальная, отстранилась бы разрозненность во взглядах и действиях, медленность в сообщениях и делопроизводстве и водворились бы единство, сила и последовательность при направлении средств к одной достожелаемой цели.

Управление краем, как военное, так и гражданское, сосредоточенное в лице одного начальника края генерал-губернатора, которому губернатор гражданский есть как бы помощник, указывает также не только на возможность, но и на необходимость этой меры, а, следовательно, вместе с сим и на необходимость возведения Оренбургской епархии во 2-й класс».

Все эти соображения Оренбургской консистории представлены были от лица архиерея Антония в Святейший Синод в рапорте от 29 апреля 1860 года.

По поводу заключения Оренбургской консистории о превращении Уфимской епархии в викариатство при Оренбургском епископате, в рапорте было замечено, что, высказывая это мнение, он, преосвященный «решительно отстраняет от себя всякую мысль» о «покушении на лишнюю ступень в иерархическом шествии… и с величайшею радостью готов уступить свое место достойнейшему заслуженному архипастырю».

В конце рапорта, согласно требованиям Святейшего Синода, приведены были цифры православного населения в той и другой епархиях, а также количество церквей.

В Оренбургской епархии на тот момент числилось 150 церквей, а население составляло 304382 православных обоего пола, в составе Уфимской епархии находилось 207 церквей и население до 643436 православных.

В Святейшем Синоде, ввиду полученных противоречивых заключений, признали необходимым запросить отзыв генерал-губернатора.

Оренбургский генерал-губернатор В. Безак (при нем позже состоялось гражданское разделение Оренбургской губернии) уведомил, что разделяет мнение своего предшественника А.А. Катенина о присоединении трех северо-восточных уездов к Оренбургской епархии. Что жe касается миссионерских действий в башкирском крае, он считал правильным предоставить их тем из епископов, в чьей епархии они находятся.

Между тем, пока происходила эта переписка, на отчете генерал-губернатора Безака по управлению Оренбургским краем с объяснением, что миссионерские действия в крае прекращены впредь до окончательного разграничения Оренбургской и Уфимской епархий, рукой императора были сделаны две отметки – «Когда разграничение будет окончено?». И еще: «Не вижу причины, чтобы оно служило препятствием для действий миссионеров».

Об этом 16 апреля 1862 года доведено было через синодального обер-прокурора до Святейшего Синода. Это обстоятельство ускорило разрешению вопроса.

Уже через неделю определением Синода было постановлено «в видах сосредоточения действий епархиальных начальств Оренбургского края, отчислить из состава Уфимской епархии в ведение Оренбургской, подобно уезду Оренбургскому, уезды – Троицкий, Верхнеуральский и Челябинский со всем их населением».

В то же время, учитывая, что перевести все миссионерские действия в ведение оренбургского духовенства неудобно из-за того, что значительная часть идолопоклонников находится в Уфимской епархии, миссионерство на территории башкирского края было предоставлено тому из епископов, в пределах епархии которого оно бы производилось. Доклад Священного Синода по этому поводу был утвержден императором Александром II и, таким образом, проект, первоначально разработанный генерал-губернатором А.А. Катениным, вошел в силу.

a-981_22 Как разделилась Оренбургская епархия Блог писателя Сергея Синенко История и краеведение Православие

Территория Уфимской губернии и, соответственно, Уфимской епархии во второй половине XIX – начале XX вв.

С присоединением зауральских уездов к Оренбургской епархии, от Уфимской епархии отошли 72 церкви, в том числи 52 церкви по Челябинскому уезду (из них 4 единоверческих), 5 по Верхнеуральскому и 15 по Троицкому (с прежним Златоустовским, на который приходилось 10 церквей). Всего же в границах Оренбургской епархии оказалось на тот момент около 225 церквей.

Но на этом перекройка границ между двумя соседними епархиями не закончилась. Новые изменения произошли в 1865 году в связи с гражданским разделением Оренбургской губернии на две – Оренбургскую и Уфимскую.

При разграничении губерний часть Троицкого уезда, находившаяся в ведении Оренбургской епархии, должна была образовать новый уезд, Златоустовский, который отходил к Уфимской губернии. Ввиду этого, для урегулирования епархиальных границ с губернскими, Синодом было указано перечислить в Уфимскую епархию церкви и духовенство Оренбургской епархии, которое окажется в пределах Уфимской губернии при разграничении ее с Оренбургской.

По этому указу уже в начале 1866 года, когда проложена была пограничная черта между губерниями, от Оренбургской к Уфимской епархии отошло сначала десять церквей Златоустовского уезда (в самом Златоусте – Свято-Троицкий собор и единоверческая Свято-Троицкая церковь, церкви в заводах – Кусинском и Саткинском, селах Ногуши, Елгаши, Усть-Икимск, Леузы и Белокатай, а также Златоустовский Воскресенский единоверческий мужской монастырь, находящийся близ Кусинского завода).

Позже, в 1868 году, из Оренбургской губернии в Стерлитамакский уезд Уфимской губернии было передано село Бугульчан, перечисленное в начале 1869 года в ведомство Уфимской епархии. В то же время в ведение Оренбургского духовенства от Уфимской епархии был передан Авзяно-Петровский завод, который из Стерлитамакского уезда перевели в Верхнеуральский.

По книге: Сергей Синенко УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ. художественно-документальное повествование. Уфа, 2009.

См. началоРазделение Оренбургско-Уфимской епархии

 

Смотрите также подборку публикаций о православии в Башкирии и на Южном Урале

printfriendly-pdf-email-button-notext Как разделилась Оренбургская епархия Блог писателя Сергея Синенко История и краеведение Православие
Сергей СиненкоБлог писателя Сергея СиненкоИстория и краеведениеПравославиеепархия,история,краеведение,Оренбургская губерния,Уфимская губерния,Уфимская епархияКак разделилась Оренбургская епархия Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырьВ новую Оренбургскую епархию из состава прежней Оренбургско-Уфимской были отчислены церкви Оренбургского уезда, а также Оренбургского и Уральского казачьих войск, церкви в Зауральской степи и храмы по Сыр-Дарьинской линии, а также «все миссионерские действия между инородцами Башкирского войска». Но вопрос не был урегулирован окончательно.Все...cropped-skrin-1-jpg Как разделилась Оренбургская епархия Блог писателя Сергея Синенко История и краеведение Православие