7889 ПОСМОТРЕТЬ В ГЛАЗА СТРЕКОЗЕ Блог писателя Сергея Синенко Люди, факты, мнения

Сергей Синенко

ПОСМОТРЕТЬ В ГЛАЗА СТРЕКОЗЕ

Как-то, после длительных размышлений о том, чем утеплить стену на даче, я выбрал книги по литературоведению советской эпохи. Действительно, хороший утеплитель, особенно, если использовать их в развернутом виде, стыки прикрыть «толстыми журналами» перестроечной эпохи, а все это прижать фанерой на 1,5 см.

Главное — нет чувства потери, наоборот, как-то отчетливее видишь, что литературные тексты — сами по себе, а большинство мудреных «книг о книгах» только заслоняют живое восприятие.

Нет, основы литературы знать надо знать, конечно, обязательно. Не только для гуманитариев. В свое время каждый выпускник кадетского корпуса умел не только вальсировать, но и писать стихи — учили стихотворным размерам, типам рифмы и вообще прививали вкус к хорошей поэзии. Именно бывшие кадеты и создали, к примеру, репертуар Жанны Бичевской («белогвардейские романсы», циклы песен о России 1920-х гг. и др.). Такое обучение практическим основам литературы сегодня неплохо было бы распространить… Хотя бы основы того, что такое жанры, композиция и сюжет, ну и знакомить, естественно, с самими литературными текстами.

Но что это я все время получаю? Почему бы не набросать небольшой курс литературы «как я ее понимаю», т.е. в личном осмыслении. Чтоб не мудрить, чтоб без особой терминологии (только необходимый минимум), исходя из того, что на русском языке можно сказать о чем угодно сложном (ведь «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание» написаны на простом русском языке, всего лишь…). А почему бы и нет?

Итак, попробую. Без особых деклараций и постановки глобальных задач. Почему бы не назвать все это «Литературный сопромат»? Да, пусть будет именно так — Литературный сопромат. Под этой рубрикой объединю все публикации на этом блоге, связанный с литературой, литературным процессом и т.п.

Раз так, сегодня сначала поговорим о Хемингуэе (учитывая особенности аудитории этого блога, как это понимает Яндекс Метрика и Гугл Аналитика) плюс чего-нибудь из поэзии, а потом поглядим, куда вынесет — пусть все идет естественным путем…

 

Хемингуэй и около

На днях смотрел фильм «Полночь в Париже». О чем кино? Писатель из Америки, крепко напившись, бродит по Елисейским полям, «проваливается» во времени и оказывается в Париже эпохи Хемингуэя, Скотта Фицжеральда, Гертруды Стайн и Сальвадора Дали. Так вот, Хемингуэй в фильме – совершеннейший клоун, он только и делает, что произносит высокопарные монологи, болтает без умолку про войну, любовь, дружбу. Хемингуэй-тараторка? Авторы фильма вообще ничего в нем не поняли, даже досадно, — не понят  стиль Хемингуэя, его манера жить, а это-то и есть для нас в нем самое главное.

Именно, стиль, правильное отношение к жизни. В его прозе болтовни меньше всего. У него герои много пьют, едят, воюют, охотятся, ловят рыбу, занимаются любовью, убивают быков, но говорят всегда скупо, а ученые рассуждения и книжное знание к Хемингуэю вообще никакого отношения не имеет.  В повести «Старик и море» у него почти нет диалогов. И слава Богу. Просто настоящий старик и настоящее море. Но этого вполне хватает.

Именно стиль жизни настоящих людей, как его понимал Хемингуэй, и стал для советских читателей главным открытием. Для целого поколения, причем, чем севернее, тем хемингуэестее… И подтекст, принцип его прозы, стал принципом подхода к жизни – главные ценности (любовь, дружбу) нельзя выставлять напоказ, они должны быть только в подтексте.

Портреты Хемингуэя, хемингуэевские бородки… Оглянуться, навскидку, человек пять сходу знаю, которые живут «по-Хемингую».  Например, мой старый друг Ф.Ш., журналюга, натуральная реинкарнация Хемингуя на местной почве — охота, рыбалка и пр. Перечитывал Олега Куваева -тем же страродавним, знакомым пахнуло, хотя в наши дни это уже архаика…

Но и про антивоспитательное значение Хемингуэя надо сказать — поэтизировал пьянку, а нашему человеку только чего-нибудь поэтизируй, немедленно туда устремится. (Подумал сейчас, а мода на коктейли у нас не с Хемингуэя ли началась? — не уверен, может это было общее такое было западное поветрие). И последнее. Перечитывать Хемингуэя не хочется. Уже не волнует.

 

Посмотреть в глаза стрекозе

Предыдущий абзац заставил меня слегка свернуть в сторону (дальше поймете). О чем говорит литература? Не обязательно о глобальном, эпохальном, масштабном. Принцип подхода может быть абсолютно иной – сосредоточиться на малом, например, посмотреть в глаза стрекозе. Приведу удивительное стихотворение Александра Кушнера, повод для которого совсем ничтожен – речка рядом с дачей.

Однажды на вырицкой даче, в компании шумной,

Я был поражен приоткрывшимся видом на реку,

С какой-то неслыханной грацией полубезумной

Лежавшей внизу и смотревшей в глаза человеку,

Как будто хозяин держал у себя под обрывом

Туманную пленницу в тайне от всех, за кустами,

Турчанку, быть может, и прятал глаза, и счастливым

Был, и познакомить никак не хотел ее с нами.

Поэтому в дом пригласил и показывал комнат

Своих череду затененных, с кирпичным камином:

«Легко нагревается и хорошо экономит

Дрова», и вниманье привлечь к полутемным картинам

Хотел, и на люстре дрожали густые подвески,

И плотными шторками окна завешены были,

Вином угощал нас, чтоб мы позабыли о блеске,

Мерцанье в саду – и его ни о чем не спросили.

Вроде бы, все просто. Гости осматривают дачу, хозяин показывает. Но… не всё. Непонятно  волнует.  Ведь разговор-то, на самом деле, совсем о другом — о том, что нельзя привлекать стрелы враждебных светил, о том, что счастье нужно таить, иначе оно может засветиться, как фотобумага (аналогично хемингуэевскому подходу). В общем, строки настраивают на большой масштаб, хотя повод, в сущности, ничтожен – всего лишь «мерцанье в саду».

Продолжение следует.

 

 

Комментарии

  1. Reply
  2. lenta6707-12 2012 at 12:54
  3. посмотреть в глаза стрекозе
  4. почти со всем согласна (Хэм), но с книгами по литературоведению, по моему, перехлест — есть и очень хорошие. Надо бы что- нибудь свое опубликовать. Вы ведь тоже писали статьи о литературе, в  давние времена читали лекции. Так было бы справедливо.
  1. Reply
  2. Сергей Синенко07-12 2012 at 20:06
  3. посмотреть в глаза стрекозе
  4. Все так, замечание принимаю, размещу. Есть кое-что, но докомпьютерной эпохи (неоцифровано), качество печати низкое, поэтому сначала придется повозиться. Сейчас другое. Умер Василий Белов. «Лад» Белова мной затрепан до неприличия. Хорошо бы мыслями собраться, но не получается. Невосполнимые потери последних лет – Леонид Леонов, Александр Солженицын. Теперь Белов. Кто из русских писателей остался? Валентин Распутин. Кто еще? Мелочь не беру в расчет, есть неплохие второстепенные, третьестепенные. В общем, сначала надо о Белове написать. Пусть и прочитают это три человека.
printfriendly-pdf-email-button-notext ПОСМОТРЕТЬ В ГЛАЗА СТРЕКОЗЕ Блог писателя Сергея Синенко Люди, факты, мнения
Сергей СиненкоБлог писателя Сергея СиненкоЛюди, факты, мнениялитература,мифологияСергей Синенко ПОСМОТРЕТЬ В ГЛАЗА СТРЕКОЗЕ Как-то, после длительных размышлений о том, чем утеплить стену на даче, я выбрал книги по литературоведению советской эпохи. Действительно, хороший утеплитель, особенно, если использовать их в развернутом виде, стыки прикрыть 'толстыми журналами' перестроечной эпохи, а все это прижать фанерой на 1,5 см. Главное - нет чувства...cropped-skrin-1-jpg ПОСМОТРЕТЬ В ГЛАЗА СТРЕКОЗЕ Блог писателя Сергея Синенко Люди, факты, мнения