В материале «Кунгуряки» я упомянул о Воскресенском единоверческом мужском монастыре. Сегодня о нем подробнее. Официально монастырь был открыт в Уфимской епархии в 1849 году при епископе Иоанникии, находился близ Кусинского завода, но основан он был, фактически, в 1840 году иноком Иоанном Гордеевым, перешедшим из раскола в единоверие.
Об основателе Воскресенского монастыря следует рассказать особо. С легкой руки уральского писателя Николая Глебова пошла гулять версия, будто монастырь возник во времена большой смуты 1773-1775 годов, когда в этих краях побывал Емельян Пугачев. Это не так, основанием своим монастырь обязан человеку, вышедшему из крестьян села Ярославки Дуванской волости Уфимской губернии, в миру – Василию Федоровичу Гордееву, в монашестве — игумену Иоанну.
Случилось так, что семье Гордеевых нужны были рабочие руки и отец женил Василия Гордеева, когда тому исполнилось всего четырнадцать лет, на девятнадцатилетней Акулине Верзаковой из староверской семьи. Несмотря на разницу в возрасте брак оказался счастливым. Супруга оказалась верной помощницей мужу во всех его духовных исканиях. В возрасте тридцати семи лет Василий Федорович пришел к мысли «любви ради Божией оставить супружеское сожитие и вести жизнь уединенную». К этому склонил и супругу.
Гордеев принял иночество и наречен был Власием, а позднее перешел из старообрядчества беглопоповского толка в единоверие. В 1838 году инок Власий построил на реке Юрюзань два скита: женский для своей супруги, которую постриг с именем Александра, и мужской, где поселился сам. Вскоре инок направил епископу Уфимскому и Оренбургскому Иоанникию предложение учредить в епархии единоверческий монастырь. Уфимская консистория подтвердила духовное звание Гордеева и при подтверждении пострига инок Власий принял новое имя – Иоанн.
Епископ Симон (Шлеев) возглавлял Уфимскую кафедру в 1920-1921 гг. ( см. отдельный очерк о нем)
Поиски места под монастырь уфимская консистория вела продолжительное время: сначала монашествующим предложили поселиться в селе Ельдяк Бирского уезда (там уже имелась большая церковь): затем было предложено занять опустевший монастырь в сибирских краях за озером Байкал. Отец Иоанн специально ездил в Забайкалье, но от предложения отказался — не одобрил холодного климата.
В конце концов, место было выбрано неподалеку, на берегу речки Иструть, неподалеку от излучины реки Ай, у подножия горы Вишневой и хребта Чулкового. В 1849 году Указом Священного Синода здесь был учрежден единоверческий монастырь, Иоанн был посвящен в иеромонахи и определен его настоятелем. Монастырь, ставший оплотом единоверия, получил название Воскресенского единоверческого мужского православно-старообрядческого, ему была пожалована земля площадью в квадратную версту(1,138062 кв. км).
Как рассказывает монастырская история, прибыв на место, монастырская братия из десяти человек увидела гору с поляной наверху, на которой стояли лишь три колышка, да росли семь сосенок. Монахи привязали к колышкам лошадей и принялись рубить сосенки…. Стараниями братии был возведен первый небольшой деревянный храм. Крохотными были и первые монашеские кельи.
Воскресенский единоверческий монастырь. Фото 1913 г.
На первых порах монастырь отличался бедностью. На строительство нужны были средства. Летом следующего года Иоанн, взяв с собой ученика, отправился на пароходе для сбора милостыни в Казань. Бедность проявлялась уже в том, что денег на билет в третьем классе от Перми до Казани хватило только для настоятеля, а сопровождавший его послушник нанялся бурлаком на барку и добрался до Казани пешим порядком. Из Казани отправились в Нижний Новгород, затем в Москву. Позже вспоминали, как во время сбора пожертвований приходилось принимать и оскорбления, и даже побои…
Постепенно обитель обстраивалась, народ влекла к себе церковь, единственная в округе, привлекало и монашеское подвижничество – монастырский храм славился долгими изнуряющими богослужениями. Рассказывают, что однажды сюда из любопытства и для молитвы пришел сельский священник. Попал он на «всенощную» под большой праздник. Братия пела и читала катавасию и антифоны. Когда наступила полночь, утомленный гость задал вопрос: «Когда кончится служба?» «Всенощное бдение прекращается в полдень следующего дня», – отвечали ему. Тогда священник, сняв с себя пояс и сделав из него петлю, зацепил ее на крюк на стене и у себя под мышки и таким способом удерживал себя до окончания службы в полудремотном положении, как бы молящимся…
Единоверческий епископ Вениамин (Троицкий) служил в Уфимской епархии. Александр Васильевич Троицкий в 1922 году тайно хиротонисан в Уфе во епископа Байкинского архиепископом Андреем (Ухтомским) и епископом Николаем (Ипатовым). После ареста епископа Аввакума (Боровкова) служил в Уфе, принимал участие в уфимском Предсоборе. В 1930 году был арестован по делу Уфимского филиала Истинно Православной Церкви, находился в лагерях. В 1937 году расстрелян (по другой версии, умер в лагерях Магаданской области в 1940 году)
В популярном географическом сборнике «Европейская Россия» (Санкт-Петербург, 1906) о монастыре рассказывалось так: «3латоустовский Воскресенский единоверческий (православно-старообрядческий) мужской монастырь расположен на горах Среднего Урала в живописной местности, превосходящей по целебности климата южный берег Крыма. Местность возвышена около версты над уровнем моря. Кроме того, ещё горы поднимаются на огромную высоту. В монастыре соблюдается истовое служение по древнему чину, как ни в одном староверческом монастыре России. Монастырь расположен на берегу реки Ай (по-русски «Святой»), по чистоте своей не уступающей горным ключевым водам. В шести верстах от монастыря — особая монастырская платформа Единовер на Самаро-Златоустовской железной дороге (между станциями Бердяуш и Сулея), ближайшее почтовое отделение Айлино Уфимской губернии».
Монастырь имел мельницу на своей территории, а также мельницы в селах Сикияз, Озерское и Леуза. К началу XX штат монастыря состоял из 34 человек: настоятель, казначей, пять иеромонахов, два иеродиакона, 25 монахов. В 1924 году монастырь был закрыт. В 1935 году в монастырских стенах открыт Саткинский дом инвалидов, позднее преобразованный в подсобное хозяйство Саткинского психоневрологического интерната. В 1993-м остатки Воскресенского монастыря переданы Челябинскому епархиальному управлению. Большинство монастырских строений сохранились.
Ниже — список служебных книг Воскресенского единоверческого мужского монастыря: