Уфа в начале XX века

5453422 Уфа в начале XX века БАШКИРИЯ История и краеведение

Уфа в начале XX века

Городская история в популярном изложении из книги Сергея Синенко «Неторопливые прогулки по Уфе». Уфа, 2010 

Сергей Синенко

Архитектурное развитие г. Уфы прошло несколько этапов. В XIX в. оно развивалось по законам классицизма – стиля, опирающегося на ясные и гармоничные образы и формы древнегреческой культуры. С этой точки зрения интересны и важны для нас Покровская, Спасская, Успенская, Ильинская, Иоанно-Предтеченская церкви, Воскресенский кафедральный собор, Первая и Четвертая соборные мечети. К уфимским памятникам в стиле классицизма относятся гостиный двор, губернаторский дом, Духовная семинария, Дворянское собрание и другие.

На рубеже XIX–XX вв. стилевая чистота классицизма исчезает, возникает так называемый «стиль модерн», усиливается стилизаторство и эклектика. Так, к романтическим образам на основе азиатских стилевых мотивов обращались строители Пятой соборной мечети Уфы. Яркими памятниками стиля модерн в Уфе являются дом П. И. Костерина и здание Крестьянского поземельного банка, по своему силуэту и пространственным решениям к модерну тяготеют уфимские особняки Е. А. Поносовой-Молло, М. А. Лаптева. Все они декорированы в духе эклектики с мотивами Ренессанса и других стилей.

Среди уфимских построек так называемого кирпичного стиля, в декоративном убранстве которых с помощью кирпичной кладки обыгрываются элементы различных стилей – классицизма, барокко, византийского и неорусского – можно назвать Аксаковский народный дом, дома Нагарева (в другом написании Ногарева), здания Учительского института, Коммерческого училища, дом Паршина (или Большая Сибирская гостиница, нынешний Дом офицеров), магазин братьев Каримовых и С. С. Шамгулова (ныне – Центральный универмаг), здания на Большой Успенской (ныне – Коммунистической) и Центральной (ныне Ленина) улицах.

Помимо каменных, в Уфе строились достаточно интересные деревянные здания. К ним относились летний Видинеевский театр, особняки на улице Бекетовской, Пушкинской, Большой Казанской, купеческие дачи на берегах рек Белой и Уфы. К началу XX в. На уфимских улицах стояло около 250 каменных зданий, интересных по своей архитектуре. Однако дореволюционная Уфа не успела сформировать архитектурный комплекс, присущий российским губернским столицам. Уфимская губерния не обладала в то время достаточным экономическим потенциалом.

52463742 Уфа в начале XX века БАШКИРИЯ История и краеведение

На улице Александровской (ныне Карла Маркса)

По городу уфимцы передвигались либо пешком, либо на лошадях. Состоятельные горожане имели личные экипажи; кроме этого, в городе было около четырехсот извозчиков. Первые автомобили в Уфе появились в самом начале XX века: по полицейским сводкам 1914 г., в личном владении горожан имелось 15 легковых автомобилей и 8 мотоциклов. Грузовых автомобилей в это время еще не было, лошади (их называли просто «ломовые») оставались единственным средством перевозки грузов по городу.

Средства связи в Уфе только начинали становиться предметом общего пользования. В 1904 г. в городе были установлены первые 19 почтовых ящиков. На городской телефонной станции в это время было менее 250 номеров. Но нужно заметить, что Уфа была телефонизирована в числе самых первых губернских центров России благодаря бельгийским владельцам южноуральских железоделательных заводов. В 1914 г. открылись 5 телефонных линий, связавших Уфу с селами Надеждино, Ново-Троицкое, Охлебинино, Семеновка и Топорнино.

Читайте также:  Мингажева улица (Большая Сибирская) - Уфа от А до Я

K-Kupech-Sham-Karim Уфа в начале XX века БАШКИРИЯ История и краеведение

Магазин братьев Каримовых и С.С. Шамгулова на углу улиц Александровской и Малой Казанской (ныне К. Маркса и Свердлова)

В начале XX века количество горожан стремительно растет. За первые 15 лет число уфимцев почти удвоилось: в 1901 г. их было 60 500, в 1916 г. – уже 112 500. Общая длина уфимских улиц к 1910 г. составила 122 км, из них было замощено 15 км. В это время в центральной части города появляются первые асфальтированные тротуары. В начале века в городе вводится нумерация домов. В постановлении городской думы говорилось: «Начало улицы считать от реки, по правой стороне четные номера, по левой нечетные. Все постройки на одной усадьбе должны иметь один номер». По результатам нумерации был издан «Список должностных лиц и адреса домовладельцев» (в своих очерках-прогулках по городу мы в значительной степени опираемся на него, а также на данные Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия, уточняющие этот список).

Со столицей и крупными российскими городами Уфу связывал телеграф. Первый киносеанс в Уфе прошел в 1901 г., были показаны «ленты» «Бой быков в Барселоне», «Морской берег ночью», «Пожар в Чикаго». Позднее киносеансы проходили на Базарной площади (1902) и в зале Дворянского собрания (1904, 1907). Постоянно кинотеатры начали работать в городе с 1908 г.

 FIL24822-1 Уфа в начале XX века БАШКИРИЯ История и краеведение

Доходный дом С. Ф. Савельева постройки 1912–1913 гг. на ул. Вавиловской (ныне ул. Зенцова, 77)

На рубеже столетий в Уфе существовали две гимназии, Губернская мужская и Мариинская женская. Позднее начали открываться частные учебные заведения. Мужская гимназия Н. В. Верниковской и А. Ф. Ница находилась на Центральной улице (теперь корпус Башгоспедуниверситета по ул. Ленина, 22), частная женская С. П. Хитровской – на улице Гоголевской (ныне ул. Гоголя, 34). Женская правительственная гимназия располагалась на Большой Успенской (ныне ул. Коммунистическая, 19, корпус факультета романо-германской филологии Башкирского государственного университета). В 1909 г. на улице Телеграфной (ныне ул. Цюрупы), в красном кирпичном здании открылся Учительский институт.

Хотя основным строительным материалом в Уфе по-прежнему оставалось дерево, в центре активно шло строительство зданий из камня. Почти вся центральная часть города была застроена капитальными каменными строениями в два-три этажа. Если в начале века в Уфе имелось 247 каменных зданий, то через 15 лет их стало уже больше полутора тысяч, из которых было около четырехсот двухэтажных и сорока трехэтажных. Верхнеторговую площадь теперь со всех сторон окружали кирпичные здания торговых домов, биржи и Сибирского торгового банка, государственных учреждений.

Читайте также:  Река Белая (из путеводителя 1956 года)

1-0625-W-Wokr-Kafedr22 Уфа в начале XX века БАШКИРИЯ История и краеведение

Воскресенчкий кафедральный собор на улице Ильинской (ныне ул. Заки Валиди, на месте храма — Башкирский театр драмы)

Среди каменных строений выделялись по своему архитектурному облику здания гостиниц – доходного дома Зайкова, Большой Сибирской гостиницы, располагавшихся по улице Александровской, Аксаковского народного дома, Коммерческого училища и торговой школы на улице Центральной, дома Чижова (бывшее здание Республиканского краеведческого музея на ул. Октябрьской революции) и др. В городе с незапамятных времен действовали постоялые дворы, дома для приезжих, специальные доходные дома для заезжих купцов.

Aleks_cerk Уфа в начале XX века БАШКИРИЯ История и краеведение

Александровская церковь на улице Приютской (ныне ул. Кирова, на месте храма — Дом Профсоюзов)

Купеческим центром являлась Верхнеторговая площадь, именно здесь с 1830-х гг. размещался гостиный двор, дома для приезжих располагались неподалеку. Большие гостиницы европейского типа появились на рубеже веков с возрастанием роли Уфы как губернского экономического и финансового центра. Рядом с торговыми рядами были открыты «Грандотель» с номерами и постоялым двором, а также Большая Сибирская гостиница. Неподалеку, на Александровской улице, в 1895 г. был построен доходный дом квартирного типа, более известный как владение С. П. Зайкова (будущая гостиница «Уфа»).

Дальше по улице Александровской в 1910 г. была возведена гостиница, известная уфимцам и приезжим как доходный дом купца С. С. Меклера. В квартале между улицами Центральной и Губернаторской (ныне ул. Советская) на рубеже веков были построены так называемые дома Нагарева, комплекс зданий, включающий в себя гостиницу, ресторан, поварскую школу и вспомогательные помещения. При строительстве здания Крестьянского поземельного банка на улице Губернаторской использовались современные для того времени материалы: бетон, керамическая облицовка, металл, стекло.

AleksNevsk_chasovnia Уфа в начале XX века БАШКИРИЯ История и краеведение

Александро-Невская часовня на Верхнеторговой площади. Ее строительство велось на взносы Уфимской городской думы, купцов Н. К. Газе, С. М. Ларионова и других. Перед величественной, строгой и светлой часовней часто проводили торжественные шествия, смотры, выступления военных оркестров, церковного и гимназического хоров

По проектам самарского архитектора Щербачева в начале XX в. в Уфе возводились очень выразительные по своей архитектуре здания – дом П. И. Костерина и С. А. Черникова на Александровской улице, а также каменный особняк, который уфимцы называли домом Лаптева, на Гоголевской улице и другие.

В самом начале века в Уфе постепенно формируется национальный театр. Первые попытки организовать театральные представления предпринимались в медресе. В 1908 г. в Уфе была открыта национальная типография «Шарык».

Читайте также:  ВДОЛЬ РУСЛА СУТОЛОКИ

В городе активно шло строительство церквей и мечетей. В 1902 г. была заложена деревянная церковь во имя святого Симеона Верхотурского, иначе Симеоновская (на современной улице Белякова).

Aksak_sad Уфа в начале XX века БАШКИРИЯ История и краеведение

Гулянья в Видинеевском саду (ныне сад им. С. Аксакова)

В 1909 г. была освящена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, иначе Рождество-Богородская. В 1909 г. заложена, а в 1918 г. освящена церковь во имя Вознесения Господня, иначе Вознесенская. Построено было несколько новых мечетей. В 1903 г. на пожертвования мусульман Нижегородки на улице Воздвиженской (ныне ул. Лесопильная) возводится здание с одним минаретом. В 1907–1908 гг. по улице Бекетовской (ныне ул. М. Карима, 11) построена Четвертая соборная мечеть, или Хакимовская. Наконец, в 1918 г., в самый разгар революционных событий, на Лагерной горе была возведена Шестая соборная мечеть.

События Первой мировой войны значительно изменили уфимскую жизнь – с началом военных действий были прекращены строительные работы, закрылись городские кирпичные заводы. Свертывание производства продолжалось и в последующие годы; его значительное расширение наблюдалось лишь на тех предприятиях, которые выполняли военные заказы.

373748 Уфа в начале XX века БАШКИРИЯ История и краеведение

Казармы Уфимского гарнизона. Уфа. Объявление о начале войны 19 июля 1914 г.

Цены на продукты питания стали повышаться с первых месяцев войны, к 1 июля 1916 г. они возросли по сравнению с январем 1914 г. более чем в три раза. В ноябре 1916 г. была введена карточная система на муку, сахар, соль и другие продукты.

Люди жили слухами, а журналисты эти слухи нередко обыгрывали. Так, в «Уфимском вестнике» за 1 августа 1914 г. автор материала «Три сенсации, читатель» суммирует домыслы, которыми живут горожане. «Вопервых, едут японские войска через Уфу, через станцию «Уфа», едут на запад, на границу. Сам я, положим, чтобы японцы ехали, не видал и даже пытался доказывать некоторым… что все это вздор, чепуха. Куда тебе! Мой скептицизм прямо даже оскорблял их. «Сам видал, сам», – ударяя себя в грудь, уверял меня один интеллигент. Другая сенсация – поймали около железнодорожного моста двух немцев с бомбами в руках. Очевидно, хотели, подлые, взорвать мост. Лично я и этого тоже не видал, но… «весь город это знает». Третью сенсацию открыл и исследовал уже я самолично. В прошлую ночь германский дирижабль остановился над Уфой, направил прожекторы на город и даже – о дерзкий! – спустился и сел на крышу одного домика на Спасской улице. К счастью, однако, его заметил отряд спасских мальчишек и жестоко обстрелял камнями. Не успев закончить чертежей и снимков с наиболее укрепленной части города, дирижабль должен был сняться и бежать».

Автор: Сергей Синенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + одиннадцать =

Next Post

ЭТНОЦЕНТРИЗМ

Сб Ноя 3 , 2012
Этноцентризм Кац и Брейли обнаружили высокую степень согласия в приписывании некоторых черт тем или иным этническим груп­пам. Например, 84% испытуемых считали, что афроамериканцы суеверны, 78% – что немцы способны к наукам