ТАБЫНСК И ТАБЫНCКИЙ КРАЙ

Крестный ход на паромной переправе. Фото 1910-х гг.

Сергей Синенко

Продолжаем наше хождение посолонь. Напомню, наше последнее путешествие закончилось осмотром Свято-Троицкого храма Ишимбая. Северо-западнее Стерлитамака начинается Табынский край, или Табынь. Так местные жители называют местность, ограниченную с юга – рекой Усолкой, с запада – рекой Белой, с севера – Воскресенской горой и местечком Белый камень, с востока – соляными источниками Святые ключи. Место это знаменито на всю Россию.

Первое, что бросается в глаза, когда приближаешься к Табыни, это резкий контрастный переход от степного раздолья к отрогам Уральских гор. Вы двигаетесь по равнине, вдоль ровных полей, пересекаете одну-другую равнинные речки, за ними на горизонте появляются темные тучи, вот они ближе и вы видите: эти тучи – горы. В знаменитой казачьей станице Табынск от далекой старины осталось мало. Половину села размыла река, коренные жители разъехались почти все. Но в курортном поселке Красноусольск стоит Богородице-Табынский женский монастырь, имеющий древнюю историю. Мы уже говорили о том, как здесь неподалеку от Солеваренного городка вслед за строительством Уфимского острога возникла Вознесенская пустынь.

Первый монастырь Уфимского уезда (именно такой статус имел тогда наш край), мужской Уфимский Сергиев, возник в конце 1570-х годов на берегу реки Белой рядом с Уфимской крепостью. Основан он был выходцами из Троице-Сергиева монастыря. монастырь, который стал первым монастырем края.

Вторым по времени основания стала Вознесенская пустынь, появившаяся в начале 1580-х годов примерно в том месте, где сейчас расположен санаторий «Красноусольск». В этом месте к тому времени уже существовал солеваренный заводик и крепость, построенная отрядом уфимских казаков. Строителем Вознесенской пустыни являлся черный поп Илларион.

При царе Федоре Иоанновиче пустыни был пожалован земельный участок по речке Коренной около Солеварного городка. Помимо пахотной земли и сенных покосов пустынь имела рыболовецкие участки по рекам Белой, Коренной и на Белом озере, где вылавливалась форель и стерлядь. Этот промысел до­ставлял единственно дозволенную иноческим уставом мясную пищу. Дополнением к торговле рыбой на уфимском базаре стала продажа соли, добыча которой была организована монахами на речке Усолке.

Весной 1587 года, в царствование Федора Иоанновича, монастырь был сожжен ногайцами, а братия частью перебита, частью рассеяна. Лет пять пепелище пустовало, но затем, по поручению Патриаршего Приказа, ста­рец Иона произвел ревизию остатков монастырского имущества и обитель была возобновлена под новым именем, как Пречистенский монастырь. (Полное название звучит очень длинно – «Пречистой Богородицы явления иконы Казанские и московских чудотворцев Петра, Алексия, Ио­ны монастырь»).

Царской грамотой Федор Иоаннович даровал строителю монастыря Евфимию с братией землю в вотчину «из дикого поля по речке Чесноковке пятьдесят чет­вертей в поле… сенные покосы и угодья, да маленько по речке Усолке».

Кроме старца Евфимия, из других настоятелей известен иеромонах Илларион, основатель Вознесенской пустыни, уцелевший во время ее разгрома ногайцами, строитель Феодосий, проводивший очередную ревизию монастырского имущества в начале XVII века, а также иеромонах Захарий, на чье имя была выдана подтвердительная жалованная грамота царя Алексея Михайловича в 1657 году.

Данные о числе монашествующих отсутствуют, их было, видимо, не более двух десятков, учитывая статус обители как пустыни. Собственных крепостных крестьян пустынь не имела, на земле работали сами монахи, что сближало пустынь с нестяжательскими обителями, причем, не исключено, что и основана она была именно нестяжателями, бежавшими в дальний уральский край от преследований.

Длительное время монастырь соседствовал с возникшем неподалеку Соле­варенным городком. Во время башкирского восстания 1667 года он был разорен еще раз и уже больше не восстанавливался.

Нужно сказать, что Солеваренный городок иногда отождествляют с казачьим селом Табынским, называя датой основания поселения 1663 год. Но, во-первых, найдены документы 1620-х годов, в которых упоминается «Соловарный острог», а во-вторых, судя по всему, городок находился не на месте сегодняшнего Табынска, а ближе к Усольским соляным ключам, там, где сегодня стоит Богородице-Табынский женский монастырь.

Табынская икона Божьей Матери, главная святыня Уфимской епархии. Название получила по месту явления на соленом ключе во 2-ой половине XVII в. Впоследствии исчезла и была найдена башкирскими пастухами на том же месте во 2-ой половине XVIII в. Во время Гражданской войны была перенесена в Китай, утеряна, сохранились лишь копии. Иконографический тип иконы – «Одигитрия», список с Казанской иконы Божьей Матери. День празднования в IX пятницу по Пасхе

В «Описании Оренбургской губернии» В.М. Черемшанского имеются сведения о «со­ляных варницах» и о самом городке: «Усольские соляные ключи… при Богоявленском медеплавильном заводе – в пяти вер­стах от него, выбивающиеся из подошвы гор, по обе стороны речки Усолка расположенных; при этих ключах был некогда основан город и соляные варницы… Вывариваемая соль отправлялась отсюда на судах по р. Белой в город Уфу, Бирск и далее. При ключах этих и ныне заметны признаки бывшего устройства варниц.

При одном из усольских ключей устроена деревянная часовня и бывает из села Табынска в девятую пятницу по пасхе крестный ход. Вкус воды в Усольских ключах соленый и частью горький; запах несколько серный и вонючий; цвет воды прозрачный. Местные крестьяне, а также татары и башкирцы ближайших деревень гоняют на эти ключи скот и поят его там, или привозят воду на дом, от употребления которой скот замечательным образом здоровеет и тучне­ет».

Солеваренный городок был уничтожен в начале башкирского восстания 1734 года, на его развалинах купцы и заводчики Осокины вместе с компаньоном И. Утятниковым и построили ставший впоследствии столь знаменитым Табынск. В первой трети XIX века казачья станица Табынск вошла в состав Оренбургского казачьего войска, а вскоре казаки были переселены в Степной край и на месте крепости возникло мирное село Табынское.

Два раза в год, в конце февраля и в девятое воскресенье по Пасхе, из села на Святой ключ шел крестный ход с иконой Табынской Божьей матери. К этому празднику со всей России сюда съезжались паломники числом до двадцати тысяч. Силами прихожан в 1736 году была построена деревянная церковь, которая в 1793 году сгорела. Возвели новую, ее тоже уничтожило пламя. Каменная Вознесенская церковь, третья по счету на этом месте, была построена в 1848 году. Это был один из красивейших храмов Уфимской епархии в стиле позднего классицизма, с отоплением пола и стен, с затейливой кованой оградой. Территорию церкви украшали березовые аллеи.

Крестный ход. Фото начала  века

Храм собирал паломников со всей России. Молебны и акафисты не прекращались в церкви ни днем, ни ночью. У жителей Табынска было принято во время празднования IX пятницы заранее ставить самовар, а когда паломники шли на Свяирй источник, их приглашали к столу попить чай «артельно». Даже когда Табынская икона отправлялась в свое путешествие по Уралу, Вознесенская церковь все равно был полна людьми.

Кроме чудотворной иконы украшением храма был колокол, раскатистый голос которого был слышен за тридцать верст. Его привезли в Табынск из Киева в 1905 году. Среди местных жителей сохранились воспоминания о том, как в село тогда приехала особая бригада мастеров, поднимавших большие колокола. Приезжие построили рядом с церковью большую деревянную вышку, вроде горки, привязали к колоколу два десятка веревок, а потом собрали все село, чтобы колокол поднимать. Но в момент, когда мужики схватились за веревки, бородатый старшой поднял руку: «Братия и сестры! Поднимать колокол святое и опасное дело, если кто грешил, лучше отойдите в сторонку, а то колокол упадет на голову». Некоторые мужики тут же отбежали, над ними потом смеялось все село…

Службу в храме запретили в 1930 году, но некоторое время он продолжал действовать – сторож Андрей Лесин тайком передавал верующим ключи от церкви. Происходили в церкви и крещение и венчания. Местные жители вспоминают, что когда в Табынск из Усолки приезжали громить церковь, табынские звонари залезали через крышу на колокольню и оповещали людей. Старики вспоминали, как забрасывали погромщиков палками и кирпичами, и те вынуждены были уехать. Женщины стоя плакали и молились за безбожников, что вот, Господь дал им разум уехать, не стали они в народ стрелять, хоть и большевики!

Богородице-Табынский храм п. Красноусольск построен в 1993-1997 гг.

На Пасху, хотя храм был закрыт, колокол опять заговорил. Молодые парни, забравшись по водосточной трубе на колокольню, звонили всю пасхальную неделю. В Красноусольске этот звон услышали, прислали милиционеров, которые долго стреляли в небо, требуя прекратить. Но ничего не вышло, жители Табынска торжествовали. Оказалось – рано. После пасхальной седмицы в село прибыл отряд ОГПУ. Молодые звонари были арестованы, у колокола отрезали язык, сбросили его на землю, а ночью разбитый колокол и шестнадцать возов церковного имущества вывезли в Усолку…

В 1950-е годы здание церкви было передано консервному заводу. Сначала был разрушен алтарь, потом каменный купол центральной части храма и барабан. Живопись со стен сбили, а на месте захоронений священников у алтаря устроили склад. Сооружая пристройки к зданию, уничтожили боковые портики и лепные украшения, обрушили храмовый купол и колоннаду, окружавшую звонницу снаружи. Над Табынском высилась обезглавленная и полуразрушенная колокольня.

В начале 1990-х годов Табынский приход был возрожден, но здание храма ему еще долго не возвращали. В 2002 году удалось восстановить в первозданном виде купол колокольни. В строительстве участвовали многие из жителей села. Поднятие купола и креста стали самым значительным событием для жизни всего Табынска…

Соседний районный поселок Красноусольск в дореволюционное время был известен как село Богоявленское, возникшее с основанием здесь ме­деплавильного завода. К 1752 году завод на реке Усолке был построен и пущен. С основанием завода и строительством Богоявленской церкви возникло поселение Богоявлен­ское. Село являлось центром Богоявленской волости, в которую входили около сорока населенных пунктов. Здесь были расположены воло­стное правление, телеграф и почтовое отделение, муж­ская и женская земские школы.

Место явления иконы Табынской Божьей Матери на реке Усолке было почитаемо и в советские времена, но ранее построенная здесь часовня была уничтожена в начале 1970-х годов. На месте явления Табынской иконы, там, где когда-то стоял мужской монастырь был открыт Богородице-Табынский женский монастырь. Осенью 1992 года здесь был заложен фундамент храма на горе, над местом явления, в честь иконы Табынской Божьей Матери, который уже впоследствии стал монастырским.

Престольный праздник Табынской иконе Божьей Матери отмечается в девятую пятницу по Пасхе при большом стечении народа и очень торжественно. В нагорном храме ночью совершаются подряд три Божественные литургии и еще одна утром. Их непременно возглавляет архиепископ Никон. Крестные ходы к этому празднику идут из Уфы, Стерлитамака, Салавата, Ишимбая, Красноусольска и других мест.

 

Комментарии

 

  1. Reply
  2. VodyhinV25-02 2013 at 20:57
  3. Табынский край,2 ноября 2012
  4. Табынцев переселили в станицу Великопетровскую Верхнеуральского отдела.Старики говорили,что станичников называли-табынцы.В основном расселены были в поселке Полтавский…
Сергей СиненкоБашкирияБлог писателя Сергея СиненкоИстория и краеведениеПосреди РоссииПравославиеистория,краеведение,православие на Южном Урале,Уфимская губерния,Уфимская епархияТАБЫНСК И ТАБЫНCКИЙ КРАЙ Крестный ход на паромной переправе. Фото 1910-х гг. Сергей Синенко Продолжаем наше хождение посолонь. Напомню, наше последнее путешествие закончилось осмотром Свято-Троицкого храма Ишимбая. Северо-западнее Стерлитамака начинается Табынский край, или Табынь. Так местные жители называют местность, ограниченную с юга – рекой Усолкой, с запада – рекой Белой, с севера...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл