p

Уфимский епископ Антоний (Храповицкий) и преподаватели Уфимской духовной семинарии перед входов семинарской здание на улице Александровской (ныне К. Маркса, 3, министерство внешнеэкономических связей и торговли Республики Башкортостан). Фото 1900 г.

АНТОНИЙ ХРАПОВИЦКИЙ В УФЕ

 

«Митрополит Антоний  должен быть поставлен в один ряд с великими иерархами первых веков христианства».

Из речи Патриарха Варнавы на погребении митрополита Антония

 

Сегодня публикую очерк о митрополите Антонии Храповицком. Фигура колоссальная — и в церковной, и в общественной жизни, и в российской политике, а после организации им Русской Зарубежной Церкви – в международной жизни. Между тем, свое епископское служение на самостоятельной кафедре Антоний Храповицкий начал в Уфе. Начал блестяще — за недолгое время управления Уфимской епархией число православных приходов увеличилось вдвое…

Происходил он из родовитой дворянской семьи. В Петербургскую духовную академию поступил с аттестатом классической гимназии. Двадцатидвухлетним студентом принял монашество, чуть меньше года служил учителем в Холмской семинарии, откуда вернулся в Петербургскую академию уже доцентом. Прошло несколько месяцев, и он назначен ректором Петербургской семинарии. Еще около полугода — он становится ректором Московской духовной академии. Это в двадцать семь лет! «Прибыл новый начальник, живой, одаренный, хороший оратор. Однако он очень молод. Дай Бог, чтобы он успешно исполнил трудное дело, на которое призван», – писал один из старейших профессоров академии Н. И. Субботин в частном письме.

Для Московской духовной академии начался новый период существования. Влияние архимандрита Антония огромно. Цель нового ректора – устранить барьер между преподавателями и студентами. По воспоминаниям, студентам нравилось в архимандрите Антонии отсутствие боязни авторитетов, даже таких бесспорных, как Филарет, митрополит Московский, не говоря уже об академических профессорах. Привлекала смелость, независимость суждений. Афористичные высказывания нового ректора передавались из уст в уста, и студенты начинали пристальней и строже вглядываться в лица своих преподавателей.

Заметим, позиция Антония вполне соответствовала стремлению Святейшего Синода по возможности ограничить в духовных учебных заведениях влияние профессоров-мирян. Профессора обо всем хорошо знали, недолюбливали молодого ректора и отвечали ему нелицеприятной критикой.

p

Епископ Антоний (Храповицкий) возглавлял Уфимскую кафедру в 1900-1902 гг.

В эти годы архимандрит Антоний начинает свои выступления в печати в защиту Церкви, в том числе и от критики со стороны Льва Толстого. Кто любит народ русский, считает архимандрит, не может не любить церкви. Потому что народ и его церковь связаны неразрывно. У русских это точно одно. Православие же в высшей степени отвечает гармоническому духу, но не отвечает потревоженному. Поношение православия идет от умов подвижных, едких и мелочных. Что с того, что среди них Чаадаев, Очарев и Герцен. Среди них даже оказался Толстой!

После знакомства с выступлениями Антония Лев Толстой выражает желание лично познакомиться с оппонентом, приглашает его к себе домой. Архимандрит посещает его в доме в Москве, проводит со Львом Николаевичем несколько часов в беседе. Загаженность современной культуры Антоний (сближаясь по основным позициям с Василием Розановым), видит в ее оголтело-отрицающей направленности. Не победив «кабак отрицания и проклятия», нечего думать о культурной работе, о школах, о лечении больных и даже о кормлении голодных. Толстой позже весьма доброжелательно отозвался о критических замечаниях архимандрита, о той оценке, которую он дал современной культуре.

Свои взгляды Антоний высказывает и в печати, и на лекциях в академии. Перед взором студентов развертывались грандиозные перспективы: восстановление патриаршества и церковных начал, переустройства академии в церковном духе. Следствием этого нового духа в академии стала волна монашеских пострижений. С именами Антония Храповицкого, а также Антония Вадковского (Петербургского митрополита) церковные историки связывают возрождение монашества в России. В академиях на лучших студентов и раньше смотрели как на возможных монахов, но этот путь мало кого привлекал, а отдельные постриги движения не создавали. Теперь на этот путь во множестве устремилась двадцатилетняя молодежь.

p

Епископ Антоний Храповицкий и глава Англиканской церкви, архиепископ Кентерберийский Рандалл Томас Дэвидсон

Превознесение Антонием ученого монашества только укрепляет преграду, отделяющую архимандрита от светской профессуры академии. Конфликт углубляется. Все это заставляет московского митрополита Сергия (Ляпидевского), представителя старой филаретовской школы, перевести Антония на должность ректора Казанской Академии.

Здесь – то же самое. Благодаря усилиям Антония и здесь оживает аскетический дух, которому еще недавно, казалось, грозит исчезновение. Но вслед за радостным ожиданием к архимандриту приходит разочарование. Как оказывается, волна пострижений не приносит возрождения ученого монашества, а всего лишь численно его пополняет. Антоний признает – многих воодушевил, но воспитать новое поколение монахов много сложнее…

Антоний повсюду продолжает распространять идеи о необходимости церковной реформы. В академии возникают кружки, где студенты выступают с докладами, дискутируют. Антоний учреждает при академии миссионерские курсы, многие из выпускников которых впоследствии становятся известными церковными деятелями. В возрасте тридцати четырех лет Антоний хиротонисан в сан епископа, но продолжает оставаться ректором академии.

 

Биографическая справка

Антоний (Храповицкий), возглавлял Уфимскую кафедру с 4 июля 1900 по 27 апреля 1902 г.

1863, 17 марта Рождение в семье новгородского помещика, генерала. Воспитывался матерью в аскетично-религиозном духе. Гимназию закончил с золотой медалью. В молодые годы дружил с Ф.М. Достоевским.

1885 Закончил Санкт-Петербургскую духовную академию с пострижением в монашество с именем Антоний. Рукоположен во иеромонаха.

1886 Работа преподавателем гомилетики, литургии и каноники в Холмской духовной семинарии.

1887 Исполняющий должность доцента Петербургской духовной академии по кафедре Святого Писания Ветхого Завета.

1888 Присвоена степень магистра богословия после защиты диссертации на тему «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности». Утвержден в звании доцента академии.

1889 Назначен исполняющим должность инспектора Петербургской духовной академии.

1890 Возведен в сан архимандрита.

1890-1894 Ректор Московской духовной академии.

1894-1900 Ректор Казанской духовной академии.

1897, 7 сентября Хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии.

1899, 1 марта В связи открытием в Казани второго викариатства, епископ Антоний назначается епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии с оставлением в должности ректора.

1900, 14 июля Переведен в Уфу епископом Уфимским и Мензелинским. 17 августа избран в почетные члены Казанской духовной академии.

1902 Назначен архиепископом Волынским и Житомирским. 27 апреля переведен на Волынскую кафедру епископом Волынским и Житомирским, архимандритом Почаевской Успенской лавры.

1905 Становится одним из главных организаторов и вдохновителей Союза Русского Народа.

1906 Избран членом Государственного совета от монашествующего духовенства, состоял в группе правых. Возведен в сан архиепископа.

1911 Избран доктором богословия. Награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

1912 Избран членом Святейшего Синода.

1914, 14 мая Назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским.

1917, 1 мая Уволен на покой в Валаамский монастырь. 16 августа вновь назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским. Избран членом Поместного Собора, позже – членом Совета Поместного Собора. Являлся первым из трех кандидатов на патриарший престол. С 28 ноября – митрополит Харьковский.

1918, 30 мая Избран митрополитом Киевским и Галицким, в июле избран председателем Всеукраинского Церковного Собора.

1919 Возглавляет высшее церковное управление юга России на территориях, подконтрольных Белому движению.

1920 В эмиграции в Югославии, где организовал знаменитый Карловацкий Собор.

1921-1936 Создает и возглавляет Русскую синодальную зарубежную церковь (РПЦ за рубежом). Критиковал позицию Русской Православной Церкви по отношению к Советской власти как соглашательскую, за что Патриархом Тихоном на Антония был наложен запрет в священнослужении. В последние годы жизни митрополит Антоний ослеп.

1936, 28 июля (10 августа?) Скончался, погребен в Белграде (Сербия), в склепе Иверского храма.

 

С появлением Антония на Уфимской кафедре начался новый период его деятельности, архиерейский. Приезд знаменитого человека заметно оживил епархиальную жизнь. К моменту появления в нашем городе, его имя было уже хорошо известно. В Уфе Антоний продолжает свою публицистическую и проповедническую деятельность. Выступая в Воскресенском кафедральном соборе, он предупреждает о возможном развитии ситуации в России, о «начавшейся борьбе», в которой «русский народ будет порабощен известным врагом всех дорогих и священных устоев тысячелетней жизни России… и Россия распадется на части».

В своей речи на праздновании 100-летнего юбилея Уфимской духовной семинарии 26 сентября 1900 года Антоний говорит о нравственном облике священнослужителя, пастыря, о том, что лучшее, что есть в нем, он берет от народа – носителя истинной нравственности, но, к сожалению, не от критически настроенной интеллигенции.

В выражении народного преклонения перед добром Антоний видит главную особенность русской национальной философии. Некоторые современные философские направления, как, например, «философию всеединства» Владимира Соловьева, Антоний оценивает крайне негативно как проявление «шатания и либерализма».

На страницах уфимской и столичной печати епископ выступает с циклом бесед об учении Льва Толстого о непротивлении злу силою, о антицерковных воззрениях Толстого. Он активно выступает против набирающего силу масонства, подписывает послание, в котором масонство осуждается как преступная организация, а нераскаявшиеся ее члены подлежали отлучению от Церкви.

p

Портрет Антония Храповицкого работы художника Михаила Васильевича Нестерова (фрагмент)

На Уфимской кафедре особое внимание Антоний уделяет открытию миссионерских монастырей. В 1901 году в Николо-Березовке основывается мужской миссионерский черемисский монастырь (черемисами звали марийцев – С.С.), при обители действует школа для мальчиков. В том же году открыт Бугабашский миссионерский Одигитриевский мужской монастырь для чувашей.

На юго-востоке Бирского уезда селами Уса-Степаново и Седяш основывается Георгиевская женская община «Святые Кустики». Главной здешней святыней стало место сплетения трех берез и двух ив, где, по преданию, был слышен звон невидимых колоколов, где являлась икона Божьей Матери и животворящий крест.

Сначала на лесной поляне была построена домовая церковь во имя святого благоверного великого Владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, одного из первых русских князей, принявших смертную муку от татаро-монголов в XIII веке, затем возведена небольшая деревянная семиглавая Вознесенская церковь. Общине помогали многочисленные благодетели: император Николай II пожертвовал обители пахотные земли, значительную сумму переслал сюда святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Учредителем и первым благотворителем монастыря являлся Г.А. Поспелов, основательницей и первой настоятельницей – Серафима (Князева). С 1901 по 1905 год монастырь именовался Георгиевской женской общиной, затем женская община получила статус монастыря. Начато было возведение кирпичного Успенского собора, призванного стать главным храмом женского монастыря. Строительство монастырских зданий, начатое при епископе Антонии, продолжалось около двух десятилетий. Оно так и не было окончено…

>;>:>;0,

Миссионер-единоверец Симеон Шлеев, будущий Уфимский епископ Симон (Шлеев) был впервые приглашен в Уфимскую епархию для миссионерской деятельности епископом Антонием

Когда в 1901 году епископ Антоний совершал поездку по Златоустовскому уезду, он пригласил с собой известного священника-единоверца Симеона, будущего уфимского епископа. В ходе поездке было назначено освящение церкви в Воскресенском единоверческом монастыре. Именно там состоялись четыре известные миссионерские беседы отца Симеона с саткинскими, кусинскими и златоустовскими старообрядцами. В январе 1902 года Симеон провел пять, а в мае – семь бесед со старообрядцами села Помряскино Стерлитамакского уезда. Как сообщал он в своем отчете в Уфимское братство Воскресения Христова, обстановка на беседах была тяжелой, продолжительность каждой беседы составляла 6-8 часов, а одна из бесед, начавшись в 7 вечера, окончилась около 4 часов утра. Эти беседы-дискусси сделали имя Симеона авторитетным в епархии, епископ Антоний всячески поддерживал авторитет молодого миссионера в среде духовенства.

При епископе Антонии началось строительство одного из последних градо-уфимских храмов, Рождество-Богородского. Место для будущей церкви в восточном конце Приютской улицы было обозначено еще на планах застройки Уфы начала XIX века, однако закладка церкви состоялась в 1901 году. Архитектурой храма был избран «кирпичный стиль», опробованный ранее при возведении градо-уфимской Никольской  церкви при железнодорожном вокзале «Уфа». Вокруг церкви начала формироваться квадратная Приютская (Рождественская) площадь.

Сергей Синенко

 

По книге: Сергей Синенко УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ. художественно-документальное повествование. Уфа, 2009.

 

Комментарии

Reply
lenta6713-12 2012 at 08:43
Антоний Храповицкий

В центре на фото владыка Антоний. Второй слева стоит с книгой Николай Сигорский. На обратной стороне печать «Златоуст».

Reply
Сергей Синенко13-12 2012 at 13:06
Антоний Храповицкий

Большое спасибо, но просьба повторить с разрешением 300-400 dpi т.к. фото нужно еще чистить. Есть сомнения, что на фото епископ Антоний (лицо длинновато и не его панагия), т.е. нужен снимок с большим разрешением на приличном сканере, не офисном. Вам помогут наверняка в редакции газеты, в типографии. Жду.

Reply
Malmygine08-02 2013 at 09:00
Митр. Антоний (Храповицкий) в Уфе

Спасибо!

Reply
Сергей Синенко08-02 2013 at 10:56
Митр. Антоний (Храповицкий) в Уфе

Пожалуйста. Какая фигура в православном мире Уфимского края интересует еще?

Reply
Евгений Малмыгин08-02 2013 at 16:18
Антоний (Храповицкий) в Уфе

Здравствуйте! Делал доклад про митрополита Антония. Заинтересовался его деятельностью в сфере духовного образования, если Вы подскажите еще персоны, которые плодотворно трудились на этой ниве, (а еще быть может жили во время митр. Антония, и даже общались с последним, и есть их труды) буду очень благодарен!

Спаси Господь.

Reply
Сергей Синенко08-02 2013 at 22:09
Антоний (Храповицкий) в Уфе

На днях (видимо, 10 февраля) выложу  на блоге posredi.ru неопубликованный материал — кусок из машинописи Петра Ищерикова, посвященный религиозной жизни в Уфе в начале 20 в. и митрополиту Антонию.  Всего доброго.

Сергей СиненкоБлог писателя Сергея СиненкоИстория и краеведениеПравославиеправославие,православие на Южном Урале,Уфимская губерния,Уфимская епархияУфимский епископ Антоний (Храповицкий) и преподаватели Уфимской духовной семинарии перед входов семинарской здание на улице Александровской (ныне К. Маркса, 3, министерство внешнеэкономических связей и торговли Республики Башкортостан). Фото 1900 г. АНТОНИЙ ХРАПОВИЦКИЙ В УФЕ   «Митрополит Антоний  должен быть поставлен в один ряд с великими иерархами первых веков христианства». Из речи Патриарха Варнавы...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл