На занятиях командиров Красной Армии. Уфа, осень 1941
В первые месяцы Великой Отечественной в Башкирию были переведены многочисленные военные учебные заведения, среди которых были военные училища и разного рода офицерские курсы. В Уфе, Бирске, Белебее, Стерлитамаке, Благовещенске, Белорецке и Давлеканово готовили офицеров пехоты, артиллеристов, зенитчиков и авиационных разведчиков.
Во второй половине октября, с выходом противника к Можайскому рубежу обороны, создалась непосредственная угроза захвата Москвы. В этих условиях Государственный Комитет Обороны принял решение перевести часть аппарата Наркомата обороны и Генерального штаба, все военно-учебные заведения. В ноябре в Уфу было эвакуировано из Москвы главное военное учебное заведение страны – Академия Генерального штаба.
Академия была создана в середине тридцатых годов, а в начале 1941 года ей было присвоено имя К.Е. Ворошилова. Большинством учебных кафедр академии руководили генералы и полковники, имеющие боевой опыт и самые высокие профессиональные знания, – по несколько образований, в том числе, дипломы академии германского вермахта. Основными являлись кафедры оперативного искусства, тактики, военной истории и специальные кафедры по отдельным родам войск.
В предвоенный период в Академии Генерального штаба было подготовлено свыше 430 командиров и штабных офицеров высшего звена. После начала войны почти две трети преподавателей и все слушатели академии получили назначение в действующую армию.
В Уфе академии было выделено одно из лучших зданий города – Уфимский авиационный техникум, где имелись лекционные залы, комнаты для занятий и большое общежитие. Уже восьмого ноября, через пять дней после переезда, здесь начались регулярные занятия.
Работать академии пришлось в чрезвычайно сложных условиях. Из-за нехватки подготовленных командиров в действующих частях, Генеральный штаб был вынужден отозвать из академии значительную часть преподавателей и ко времени переезда в Уфу их оставалось всего 25.
В начальный период войны потребность в командных кадрах оперативно-тактического звена значительно превышала темпы их подготовки. Сталин лично требовал от руководителей Академии Генерального штаба организовать ускоренную подготовку общевойсковых начальников – командиров дивизий и корпусов, руководителей штабов соединений и оперативных отделов армий, командиров для работы в штабах фронтов и армий.
Такая подготовка была организована по сокращенной шестимесячной программе. Одновременно с учебной работой преподаватели академии исследовали и обобщали опыт текущих фронтовых операций, чтобы внедрять его непосредственно на учебных занятиях.
Обучение слушателей первого набора военного времени началось в конце сентября в Москве. Большинство из них уже имели некоторый боевой опыт и преподаватели стремились использовать его в учебной работе – каждый, прибывший в академию с фронта, должен был подробно описать боевые действия своей части или соединения, провести их тщательный анализ. Такого рода отчеты, включавшие и горький опыт поражений, широко использовались при разработке учебных задач и проведении групповых занятий.
Из списка «Дислокация войсковых частей и учреждений на территории БАССР», 1942
В Уфе, из-за того, что непосредственные контакты академии с Генеральным штабом и Наркоматом обороны были нарушены, возникли трудности в получении информации о текущих боевых операциях, а именно на этом материале в академии было принято строить обучение.
Трудности еще более возросли в конце 1941 года, когда немецкие войска подошли к Москве. В этих условиях сроки подготовки были вновь сокращены. В конце ноября почти все слушатели, проучившись вместо шести только два месяца, были направлены на фронт.
Новый набор в декабре происходил уже в совершенно иной обстановке. Немецкие группировки на ближайших подступах к столице были разгромлены и отброшены, стратегическая инициатива перешла в руки Красной Армии.
В обстановке всеобщего подъема, вызванного крупной победой, в конце декабря начались занятия второго ускоренного курса. На него приняли более ста человек, каждый из которых уже имел боевой опыт. Было сделано все, чтобы подготовка слушателей максимально отвечала требованиям фронтовой ситуации.
Однако никакие преподавательские усилия не могли компенсировать недостаток оперативной информации и личного общения слушателей академии с военными специалистами и руководством армии. Начальник академии неоднократно сообщал в Генеральный штаб, что система обучения продолжает отставать от требований, которые война предъявляет к подготовке высшего командного состава. Заметим, такого рода замечания поступали в Генштаб и из некоторых других военно-учебных заведений. Поэтому, по указанию Народного комиссара обороны, в различные военные академии и училища были посланы специальные комиссии.
В Уфе такая комиссия работала в первой половине февраля 1942 года, она выявила значительные недочеты в обучении высших командиров. В заключении комиссии говорилось, что в академии недостаточно уделяется внимания изучению тактико-технических свойств современного оружия и боевой техники, что слушатели не всегда профессионально ставят задачи командирам частей и соединений специальных родов войск и служб, не могут хорошо организовать взаимодействие пехоты, танков, артиллерии и авиации. Комиссия рекомендовала увеличить количество учебных часов, отведенных на изучение боевой техники и применение специальных родов войск в бою и операции.
На боевых стрельбах командирского состава. Уфа, 1941
В апреле сорок второго года И.В. Сталиным был издан специальный приказ «О подготовке общевойсковых командиров». В нем, в частности, указывалось, что выпускники Военной академии Генерального штаба в Уфе и Военной академии имени М.В. Фрунзе в Белебее недостаточно твердо знают основы применения родов войск в бою и операции. Далее в приказе отмечалось, что главная задача в подготовке командных кадров – «готовить полноценного общевойскового командира – мастера в деле организации общевойскового боя, который, опираясь на знание артиллерии, минометов, танков, авиации и инженерных средств, мог бы увязывать их действия в общевойсковом бою и операции».
В соответствии со сталинским приказом Академия Генерального штаба должна была сосредоточить главное внимание на подготовке «общевойсковых командиров – командиров дивизий, корпусов, командующих армиями, начальников штабов этих соединений и начальников оперативных отделов штабов армий». Требовалось учить слушателей прежде всего тому, что было необходимо общевойсковому командиру при организации боя и операции – освоению конкретного опыта, накопленного армией за истекший период войны, изучению боевой техники и оружия, использованию заложенных в этой технике возможностей.
Чтобы название академии яснее выражало характер задач, которые ей предстояло решать и еще более подчеркнуть новое оперативное предназначение академии и профиль подготовки ее слушателей, Народный комиссар обороны приказал переименовать Академию Генерального штаба имени К.Е. Ворошилова в Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова.
Вскоре после выхода этого приказа недалеко от Уфы для слушателей академии был оборудован специальный полигон для занятий на местности. Обслуживали его более трехсот военных и технических специалистов. В короткое время он был оснащен всеми видами современного оружия и военной техники. Сюда прибыли установки реактивных минометов М-30 и М-13 – знаменитые «катюши», двадцать пять танков, шесть бронетранспортеров, тридцать орудий и пятнадцать автомашин всех типов.
Списки преподавателей и слушателей академии утверждались теперь лично И.В. Сталиным. В академии были введены дополнительные экзамены по артиллерии, бронетанковым и механизированным войскам, военно-инженерному делу, связи и военно-химическому делу. На преподавательскую работу направлялись только офицеры, получившие на фронтах войны опыт командования крупными соединениями.
Народный комиссар обороны требовал от начальника академии докладывать ему об успеваемости слушателей и состоянии военно-научной работы академии ежемесячно. Большие изменения были внесены в программу по военной истории. Теперь на изучение операций советских войск, проведенных в сражении с вермахтом, отводилось три четверти времени, выделенного на весь курс военной истории. Чтобы слушатели могли как можно быстрее приступить к изучению опыта современной войны, разработку учебных пособий по этому предмету начальник Генерального штаба возложил на ключевые подразделения Генерального штаба.
У костра в военном лагере во время полевых занятий. 1942
Слушатели третьего набора начали занятия в конце мая 1942 года. По новой учебной программе изучались тактико-технические свойства современного советского и захваченного трофейного оружия и боевой техники, а также организационной структуры объединений, соединений и частей различных родов войск. Зачеты сдавались по курсу тактики высших соединений, по курсу оперативного искусства, по теории наступательных операций и организации войск.
Прикладные занятия по тактике высших соединений и оперативному искусству проводились во время полевых поездок или командно-штабных учений на местности со средствами связи, а также на обсуждениях-летучках во время учений на местности.
Особую роль в подготовке слушателей играл военный полигон академии, на котором отрабатывались вопросы боевого применения родов войск в современном бою. Довольно часто в академии проводились учебные военные игры на больших макетах местности, сделанных военными топографами на полигоне с соблюдением масштабов.
В соответствии с указаниями наркома на изучение оперативного искусства и тактики высших соединений в академии по-прежнему отводилась большая часть времени. Более трети учебных часов выделялось на изучение техники и оперативно-тактических возможностей родов войск.
По распоряжению начальника Генерального штаба в программу по оперативному искусству, помимо отработки наступления и прорыва обороны противника, было введено несколько тем по армейским оборонительным операциям. В частности, требовалось провести со слушателями на эту тему военные игры на картах и командно-штабное учение на местности, используя военный полигон. На них отрабатывались темы «Ведение оборонительной операции» и «Контрудары в ходе оборонительной операции». В последующем слушатели академии отрабатывали навыки ведения наступательных операций методом командно-штабных учений на местности, используя сложный и разнообразный рельеф холмов по левому берегу уфимской речки Сутолоки и на северной окраине города.
В июне 1942 года заместитель Народного комиссара обороны маршал Советского Союза В.М. Шапошников лично проверял ход учебных занятий в академии. Он присутствовал на лекциях, практических занятиях, проводил опрос слушателей, осмотрел полигон. Шапошников сделал предложения относительно учебных программ, изложив их в специальном письме на имя начальника академии. Помощь, которую академии оказывало руководство наркомата обороны, безусловно, помогала повысить качество обучения, тем не менее, отрыв академии от центрального аппарата продолжал отрицательно сказываться на обучении. Это стало главной причиной, по которой Сталиным было принято решение возвратить академию в Москву.
Во второй половине октября 1942 года академия начала подготовку к переезду. Одновременно завершалось обучение третьего набора слушателей. С 1 по 7 ноября состоялись выпускные экзамены. Завершив выпуск третьего набора, академия передислоцировалась в Москву. К этому времени Генеральный штаб вместе с военными советами фронтов отобрали для зачисления в академию новую группу командиров, имеющих опыт работы на командных и штабных должностях от дивизии и выше.
Всего за годы войны академия выпустила более тысячи слушателей основного курса и 176 слушателей высшего командного состава. Академия внесла крупный вклад в развитие отечественной военной теории. В послевоенное время она была награждена орденами Ленина и Суворова первой степени.
…Сегодня иногда появляются публикации о том, что германские высшие офицеры по уровню своей подготовки и полководческому искусству были выше советских командиров высшего звена. Полезно, в этой связи, обратится к мнению самих руководителей фашистского рейха.
Когда советские войска уже вошли на территорию Германии, немецкий Генеральный штаб направил Йозефу Геббельсу книгу с биографиями и фотопортретами советских военных руководителей, включая маршалов и генералов. По этому поводу Геббельс высказался так:
«Из этой книги можно вычитать много такого, что мы упустили сделать в предшествующие годы. Маршалы и генералы в среднем чрезвычайно молоды, почти ни одного старше пятидесяти. За плечами у них богатая политико-революционная деятельность, все они убежденные коммунисты, весьма энергичные люди, и по лицам их видно, что вырезаны из хорошего природного дерева. В большинстве случаев речь идет о сыновьях рабочих, сапожников, мелких крестьян и тому подобных. Короче говоря, приходишь к досадному убеждению, что командная верхушка Советского Союза сформирована из класса получше, чем наша собственная».
Приведу и оценку полководческого искусства советских офицеров, прозвучавшая из уст одного из главных разработчиков плана войны против СССР, начальника Генерального штаба сухопутных войск Германии генерала Франца Гальдера:
«Исторически небезынтересно исследовать, как русское военное руководство, потерпевшее крушение со своим принципом жесткой обороны в сорок первом году, развилось до гибкого оперативного руководства и провело под командованием своих маршалов ряд операций, которые по немецким масштабам заслуживают высокой оценки, в то время как немецкое командование под влиянием полководца Гитлера отказалось от оперативного искусства и закончило его бедной по идее жесткой обороной, в конечном итоге приведшей к полному поражению».
Автор Сергей Синенко
Из кн.: Сергей Синенко ГЛУБОКИЙ ТЫЛ. Уфа, 2005.
Комментарии
Reply
radizza18-09 2012 at 19:30
Академия генштаба
Уважаемый Сергей! Не могли бы выложить в Интернет информацию о других армейских учебных учреждениях, военных институтах и т.п. в Уфе с 1941 по 1945. Это важно и интересно всем жителям Уфы, не только мне. Если можно, документ (список дислокации) нельзя ли на всю страницу? Желаю успеха.
Reply
Сергей Синенко19-09 2012 at 09:14
Академия генштаба.
Выкладываю.
Список дислокации на 31 июля1942 г.: