КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН От Вавиловской переправы до Георгиевского храма

666363256 КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН  От Вавиловской переправы до Георгиевского храма БАШКИРИЯ

Дорога в Затон начинается с Затонского моста через реку Белую. Уфа. Фото Сергея Синенко

КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН

От Вавиловской переправы до Георгиевского храма

Сергей Синенко

Сегодня — прогулка по Затону, бывшему поселению староверов поселку Киржацкому. Это западный заречный район на левом берегу реки Белой, у старицы, напротив Нижегородки. Затон является частью Ленинского района Уфы и расположен вдоль старого русла реки Белой. Он вытянут с востока на запад на значительном расстоянии, многие участки частной застройки вдоль улицы Ахметова для пешей прогулки малоинтересны, поэтому эту прогулку лучше сделать комбинированной, совместив осмотр местных достопримечательностей (не таких уж и богатых) с быстрым перемещением на автомобиле.

Если формирование поселка Дема и нынешняя жизнь Демского района так или иначе связана с железной дорогой, то возникновение Затона, как населенного пункта, напрямую связано с развитием пароходства. Поселок возник в начале XX в. как поселок судоремонтников, обслуживающих зимующие в старице грузовые и пассажирские суда Бельского бассейна. По характеру застройки имел вид пригорода. С основной правобережной частью города был связан паромной Вавиловской переправой.

В 1932 г. производственные мастерские Бельского затона имени Октябрьской революции были преобразованы в отдельный завод, вокруг которого в 1940–1960-е гг. возникли многочисленные сопутствующие предприятия. После строительства автодорожного моста через реку Белую в Затоне развернулось жилищное строительство. В 2000 г. был открыт троллейбусный маршрут, связавший район с центральной частью города.

x_e280c74c КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН  От Вавиловской переправы до Георгиевского храма БАШКИРИЯ

Под Уфой на реке Белой. Почтовая открытка начала XX в.

Историческим центром района является судоремонтный завод (РЭБОР), который и в настоящее время занимается ремонтом речных судов. В старом русле реки расположена зимняя стоянка Башкирского речного пароходства.

Затон всегда считался районом речников. Здесь расположено единственное в Уфе командное речное училище (ул. Ахметова, 275), До некоторого времени в Затоне находилось вертолетное училище, сейчас на этой территории расположена войсковая часть и центр профессиональной подготовки МВД. В микрорайоне располагаются четыре среднеобразовательные школы и школа-интернат спортивного направления.

5-4003 КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН  От Вавиловской переправы до Георгиевского храма БАШКИРИЯ

Река Белая в районе Вавиловской переправы. Фото Сергея Синенко

Нашу прогулку по Затону начнем на левом берегу Белой на месте бывшей Вавиловской переправы.

Не будем спешить. Встанем лицом к реке, осмотримся.

Мы в самом начале улицы Ахметова. Старое название улицы – Кержацкая, по имени деревни, о которой расскажем позже (Затон издавна считался местом поселения кержаков). Параллельно идут улицы с «говорящими» названиями – Волжская, Береговая.

Мы находимся именно на том месте, где до постройки Затонского моста находилась старинная Вавиловская переправа, или Вавиловский переезд, обозначенный на всех старых картах, от которого начиналась раньше почтовая дорога через Киржацкий Затон на Елабугу.

Берег Белой на противоположном берегу («нижегородском») носит название Черный Яр. К нему со стороны железнодорожного переезда ведет улица с характерным названием – Деревенская Переправа. Некоторые жители Нижегородки почему-то считают, что переправа названа по имени одного из местных жителей, хотя не вызывает сомнений, названа переправа по фамилии помещика Вавилова, которому принадлежала когда-то небольшая деревенька на левом берегу реки Белой.

От места переправы река круто поворачивает на северо-восток, где сближается с уфимскими холмами, оставляя все меньше места пологой береговой линии. В восточной части Затона, рядом с ул. Камышлинской расположено Казачье озеро, пойменное, имеющее вытянутую форму. Глубина озера не более двух метров, здесь водится рыба, попадающая в озеро во время паводка.

Нужно сказать, что природа Затона богата. В дальней части старицы можно встретить крякву, чирков, куликов и речную чайку, черную и речную крачек. Над рекой и пойменными лугами летают коршуны, чеглоки и перепелятники. В зимнее время на свалках и помойках можно встретить ворона, весной и осенью на реках и озерах много пролетных гусей, уток, куликов.

Справа на левом берегу реки Белой напротив Нижегородки – полуостров Козарез (иногда встречается написание «Казарез»).

До того, как в нижнем течении реки Демы в связи со строительством железной дороги было прорыто искусственное русло, Дема текла на северо-запад вдоль русла реки Белой, впадая в ее нынешнюю старицу, а полуостров Козарез являлся островом. Сегодня он соединяется с берегом узкой полоской леса в районе железнодорожной станции «Левая Белая», а во время большого паводка превращается в остров. На этом большом полуострове расположен одноименный поселок, к которому со стороны Демского района и деревни Романовки ведет автомобильный мост.

Между полуостровом Козарез и Затоном – полоса воды шириной 100–120 м. Здесь и начинается Киржацкий или Старицкий Затон (говорят еще Старая Старица), который дал жизнь и название всему этому району.

До 1854 г. бельская старица являлась основным руслом реки, а нынешнее русло Белой, опоясывающее Нижегородку, в то время представляло собой широкий, но очень мелкий поток воды, который в некоторых местах переходили вброд, местность же вокруг сегодняшнего поселка Козарез в то время являлась большим островом. С возникновением старицы, Киржацкого затона, длиной 12 км рядом с городом, затон стал использоваться для целей судоходства, превратившись впоследствии в главную базу, место ремонта и зимней стоянки судов всего Бельского бассейна.

525215255 КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН  От Вавиловской переправы до Георгиевского храма БАШКИРИЯ

«Спешка», или спуск деревянной барки на воду. Фото конца XIX в.

Известно, что развитие речного транспорта на Белой началось в середине XIX в. и шло достаточно сложно. Основным в то время оставался сплав грузов по Белой и Уфимке «самоходом». Деревянные барки плыли вниз по течению, через мели их перетаскивали канатами команды бурлаков, сопровождавших торговые караваны. Барки-большемерки строили длиной до полусотни метров, шириной метров в десять.

В конце 1850-х годов по просьбе местных промышленников и купцов была организована специальная правительственная «речная комиссия», изучающая степень пригодности Белой для судоходства. Так, в 1857 г. специальная комиссия офицеров Казанского корпуса путей сообщения произвела исследование реки Белой на всем протяжении и пришла к выводу о ее пригодности для пароходного сообщения от устья до Стерлитамака. Комиссия составила карту реки, сведения о водном режиме были переданы пароходным обществам, но, в целом, речной фарватер оставался малоизученным, а мелей в действительности было в десятки раз больше, чем указано на карте.

Читайте также:  Наместничество Уфимское - Уфа от А до Я

5-4025 КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН  От Вавиловской переправы до Георгиевского храма БАШКИРИЯ

Зимняя стоянка судов. Архивное фото

11 августа 1858 г. на реке Белой около Уфы появились первые пароходы «Грозный» и «Быстрый» с Волги. Этот первый рейс делался больше «для опыта», хотя «Грозный» и привел с собою семь «подчалков», а на одном из них взял в обратный путь зерно. Через месяц у города появился легкий пароход «Русалка» общества «Самолет», на котором прибыли бывший контр-адмирал С. И. Мофет и инженер Котомкин. «Русалка» поднялась в верховья Белой почти до места впадения в нее реки Нугуш.

С. И. Мофет должен был решить вопрос о возможности парового судоходства. Был вынесен вердикт,– открыть судоходное движение от устья, места впадения Белой в Каму, до Стерлитамакской пристани. Уже вслед за этим уфимские купцы стали вести переговоры о создании самостоятельной пароходной компании в Уфе для перевозки хлеба, лесных изделий, скота, кожи, илецкой соли, железа, стали и меди Усть-Катавского, Сергинских, Уфалейских, Симского, Златоустовского, Кусинского, Саткинского и Ашинского заводов.

В 1859 г. пароходное общество «Дружина» открыло пассажирское сообщение Уфа – Казань. Через год пароход «Стрела» совершил первый рейс по перевозке железа до Нижнего Новгорода. Тогда же первый буксирный пароход привел на пристань Андреевки по реке Белой баржу пшеницы. С открытием в 1870 г. общества «Бельское пароходство» на реке установилось регулярное пароходное сообщение. Главные пристани находились тогда в устье реки Уфы, на Оренбургской переправе, на Сафроновском и Кузнецовском затонах, у сел Красный Яр и Александровка (ныне Старо-Александровка), около Благовещенского завода.

sh10909422 КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН  От Вавиловской переправы до Георгиевского храма БАШКИРИЯ

Затон, улица Союзная на берегу Старицкого Затона. Уфа. Фото Сергея Синенко

sh109117_22 КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН  От Вавиловской переправы до Георгиевского храма БАШКИРИЯ

В зиму 1861/62 г. Волжско-Камская судоходная компания впервые поставила зимовать в Киржацкий затон пароход «Стрела» с караваном барж. С тех пор затон стал на долгие годы основным местом стоянки и ремонта речных судов.

Вода в старице оставалась проточной, так как река Дема впадала в русло старицы на несколько километров ниже места нынешнего устья. Лишь в конце 1880-х гг., когда через Белую был построен железнодорожный мост, для реки Демы было прорыто искусственное русло; оно начинается в ста метрах ниже современного автомобильного моста у кафе «Золотая рыбка» и идет в сторону Белой напрямую. Это русло спрямили для того, чтобы избежать постройки железнодорожного моста еще и через Дему.

Кроме Киржацкого, или Старицкого, затона, в бассейне реки Белой имелись и другие пункты зимовки речного флота: Кузнецовский (в устье реки Уфы), Бирский, Ахлыстинский и Дербешкинский затоны. Киржацкий затон являлся самым крупным из них.

352356436 КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН  От Вавиловской переправы до Георгиевского храма БАШКИРИЯ

Старый речной катер в Затоне на улице Донской. Уфа. Фото Сергея Синенко

По данным «Полного списка населенных мест Уфимской губернии» на 1896 г. за деревней Киржацкой при старице реки Белой, близ Елабужского тракта Затона, отдельного поселения еще не существовало, тут располагались контора Землянникова (54 чел., по всей видимости, рабочие и служащие), пароходство (2 чел.), караульная изба и усадьба Першина, пристань Чижова (13 чел.), пристань Стахеева (19 чел.), усадьбы Якимовых (24 чел.) и Мешкова (65 чел.), пароходство Каменских (30 чел.) и др.

В конце XIX в. наиболее пригодные для зимовки берега Киржацкого затона скупило семейство уфимских мещан Першиных, в результате, в 1900-е гг. береговые участки Киржацкого затона принадлежали Матроне Романовне, Василию и Егору Никитичам Першиным, а другие предприниматели вынуждены были у них землю арендовать.

За состоянием реки Белой с притоками первоначально наблюдала Уфимская дистанция Елабужского инспекционного участка, а в самом конце XIX в. – судоходно-полицейский надзор. С 1908–1909 гг., по данным историка М. И. Роднова, начинаются ежегодные мероприятия по улучшению судоходства.

5-4010 КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН  От Вавиловской переправы до Георгиевского храма БАШКИРИЯ

Зимняя стоянка судов, фото 1912 г. По архивным данным, в 1912 г. в Киржацком затоне зимовали баржи и буксиры различных судовладельцев: пароходного общества «Волга», Яргомского, обществ «Мазут» и «Кама», С. Бузина, товарищества «Братьев Нобель», А. П. Лобанова, Д. С. Герасимова, И. Д. Кожевникова, торговых домов В. Г. Стахеева, «В. К. Сорокин и Бр. Тупицыны», «Д. Д. Якимова Н-цы», а также пароходчиков Н. В. Мешкова, Дм. Сорокина, Н. В. Иванова, С. С. Анферова и других

В навигацию 1911 г. на каждой из пяти верст пути был установлен речной пост с бакенщиком. В эти годы ведутся работы по благоустройству фарватера Белой. Так, в 1910 г. у Киржацкого затона работал землесос, но из-за обмеления на Вятке его срочно перебросили туда. После первого опыта для бельского судоходства была заказана собственная машина, в 1912 г. река Белая впервые получила землечерпательную машину «Бельская-1», которая приступила к расчистке Киржацкого затона, а затем работала в Соловьевской воложке и на речных перекатах.

Судовладельцы констатировали, что «на всем протяжении реки имеется только один более безопасный затон Киржацкий (Старицкий) у г. Уфы, да и тот в мелководье малодоступен для входа». Ситуация на 1910 г. оценивалась в затоне как «невозможная» – «глубина входа мала; пароходы приходится буквально протаскивать в иле; сильные пароходы, пролезая в затон, гонят перед собою грязь».

В навигацию 1914 г. на всей Белой от Уфы до Камы имелось всего 13 затонов и зимовок, а самым большим являлся Киржацкий с общей полезной площадью 76000 кв. саж. С 1914 г. в Киржацком затоне стали строить железные баржи, в том числе и большого размера.

35352525 КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН  От Вавиловской переправы до Георгиевского храма БАШКИРИЯ

На улице Ахметова. Уфа. Фото Сергея Синенко

sh109087_22 КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН  От Вавиловской переправы до Георгиевского храма БАШКИРИЯ

Продолжим нашу эпопею от перекрестка улицы Ахметова с трассой Уфа — Затон. Здесь выделяется здание пожарной части № 32 Ленинского района, за ним – административное здание Судоремонтно-судостроительного завода (РЭБОР).

Завод возник на базе береговых мастерских затона. После Гражданской войны в районе Уфы остались десятки сожженных, разбитых снарядами или затонувших судов. С паровых машин были сняты наиболее ответственные детали. В мастерских Киржацкого затона в рабочем состоянии остались два-три станка, остальные были увезены, либо разукомплектованы. Несмотря на это, мастерские восстанавливались, за 1919–1924 гг. в них были отремонтированы 32 самоходных судна и 62 несамоходных.

Читайте также:  Реставратор казанских церквей

В послереволюционное время название «Киржацкий затон» по идейным соображением в бумагопроизводстве не использовалось, вместо него писали «Старицкий».

В 1923 г. Старицкому затону за заслуги по национализации флота, его ремонту и восстановлению и в связи с 5-й годовщиной Октябрьской революции было присвоено имя Октябрьской революции и с того времени Затон официально именовался Затоном Октябрьской революции, или, по тогдашней любви к аббревиатурам, – «ЗОР». В простонародье использовались другие два названия — Киржацкий и Старицкий.

С 1926 г. пароходство именовалось Уфимской коммерческо-эксплуатационной конторой Волжского государственного речного пароходства, с 1932 г. – Бельским районным правлением речного транспорта в составе Камского управления речного транспорта. В 1932 г. производственные мастерские Бельского затона имени Октябрьской революции были преобразованы в отдельный завод. С этого времени в пароходство поступают новые пассажирские и буксирные пароходы.

samsung-digital-camera КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН  От Вавиловской переправы до Георгиевского храма БАШКИРИЯ
Судоремонтно-судостроительный завод: проходная на улице Ахметова, причалы, стоянки судов и ремонтные пирсы. Уфа. Фото Сергея Синенко

sh109135_22 КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН  От Вавиловской переправы до Георгиевского храма БАШКИРИЯ

sh109127_22 КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН  От Вавиловской переправы до Георгиевского храма БАШКИРИЯ

sh109121_22 КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН  От Вавиловской переправы до Георгиевского храма БАШКИРИЯ

Самостоятельное Бельское речное пароходство было образовано в 1937 г., ему подчинялись 13 пассажирских пароходов и 13 буксиров, несколько десятков катеров и барж, около двадцати пристаней, а также судоремонтный завод имени Октябрьской революции в Затоне. В годы Великой Отечественной войны этот завод выполнял военные заказы. Бельские суда перевозили войска, вооружение, раненых по Каме, Волге, Оке, Москве. С 1970-х гг. на Сафроновской пристани было освоено строительство буксирных теплоходов и завод стал именоваться судоремонтно-судостроительным.

Продолжим прогулку. В 1913 г. неподалеку от нынешней проходной судоремонтного завода, на нечетной стороне улицы Кержацкой (ныне ул. Ахметова) была построена первая православная церковь, архитектурой и убранством более напоминающая молельный дом. В 1923 г. ее закрыли, а вскоре снесли. Несколько лет служба велась в молитвенном доме, исчезнувшем в середине 1930-х гг. С 2003 г. служба ведется в новом Георгиевском храме в юго-западной части Затона.

sh109130_22 КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН  От Вавиловской переправы до Георгиевского храма БАШКИРИЯ

Старый теплоход на рейде судоремонтного завода в Затоне. Уфа. Фото Сергея Синенко

За учебным корпусом речников и большим одиннадцатиэтажным жилым комплексом от улицы Судоремонтной вдоль старицы тянется улица Союзная, в районе которой уфимскими археологами проводились масштабные раскопки.

Территория эта стала заселяться около четырех тысяч лет назад. К этому времени, эпохе бронзы, срубной культуры, относится так называемое Затонское поселение, где найдено значительное количество керамики. Поселение находилось в юго-западной части района на территории усадеб по улице Союзной ближе к краю первой надпойменной террасы реки Белой у заболоченной старицы – это место сейчас полностью занято огородами и частными усадебными постройками.

Возвращаемся на основную транспортную магистраль Затона. Следующий наш адрес – Уфимское командное речное училище по улице Ахметова, 275. В здании, кроме него, сегодня размещается Уфимский филиал Московской государственной академии водного транспорта.

sh109141_22 КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН  От Вавиловской переправы до Георгиевского храма БАШКИРИЯ

На занятиях секции байдарочников в Старицком Затоне. Уфа. Фото Сергея Синенко

Развитие учебных заведений «речного профиля» в Затоне имеет давнюю историю. В начале 1920-х гг. здесь открыты первые курсы повышения квалификации судоводителей и судомехаников, которые в народе называли «Марахтановской академией» по имени одного из первых преподавателей, капитана А. Д. Марахтанова. В 1930 г. на базе этих курсов Уфимским агентством товаропассажирского флота было открыто фабрично-заводское училище по подготовке судомашинистов парового флота – ФЗУ № 3.

Тогда же началось строительство кирпичного здания для училища, занятия в котором начались в 1932 г. Набор составил 150 человек, срок обучения – полтора года. С 1940 г. – ФЗО № 10, срок обучения сократился до полугода.

В первые месяцы Великой Отечественной войны учебные классы были переоборудованы в производственные мастерские, занятия велись круглые сутки, обучалось около 700 человек. С 1943 г. школа реорганизована в ремесленное училище на 200–250 человек с двухгодичным временем обучения по специальностям судомашинист, судомоторист, токарь, столяр, котельщик и рулевой. Профессиональнотехническое училище (№ 10, затем ГПТУ № 8) существовало, в общей сложности, 66 лет и выпустило более 12 тысяч специалистов. Почти все, как рядовые, так и командные (капитаны, механики и их помощники) должности на судах Бельского бассейна занимали выпускники этого училища.

sh109145_22 КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН  От Вавиловской переправы до Георгиевского храма БАШКИРИЯ

Пляж в Затоне рядом со стадионом «Водник». Уфа. Фото Сергея Синенко

Перейдем на противоположную четную сторону улицы и немного углубимся во дворы. Здесь стоит здание старой затонской школы № 4, имеющей более чем столетнюю историю. Она берет начало со школы на двадцать мест, открытой в октябре 1907 г. на территории Киржацкого затона для детей речников. Нынешнее школьное здание 1936 г. постройки, в годы Великой Отечественной войны здесь размещался эвакогоспиталь. Сюда ученики и учителя заселились в 1965 г. Кроме этого, школьное здание для нас – ориентир, оно стоит на территории бывшего Киржацкого поселка (он занимал пространство от этого места и западнее).

Движемся дальше. Слева небольшой сквер с соответствующим названием «Волна». По четной стороне улицы напротив сквера расположен большой торгово-сервисный комплекс «Заречный», посещаемый не только покупателями, живущими рядом, но и людьми, выезжающими за город на личных автомобилях на дачные участки, расположенные за городом в этом направлении, а также жителями Уфимского, Кушнаренковского и Чекмагушевского районов.

sh109103 КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН  От Вавиловской переправы до Георгиевского храма БАШКИРИЯ

Рыбалка со старой баржи. Затон, Уфа. Фото Сергея Синенко

В юго-западной части Затона находится большой микрорайон, известный как «вертолетный городок». Мало кто знает, что в годы Великой Отечественной войны за Затоном находился военный полигон и лесной лагерь Уфимского пехотного училища, размещавшегося в старых каменных казармах Уфимского пехотного полка. На полигоне были инженерный и стрелковый городки для занятий.

Училище готовило офицеров-командиров стрелковых, пулеметных и минометных подразделений по четырех- и шестимесячным программам. Для того, чтобы обучение было максимально приближено к реальным военным действиям, с первых дней существования училища действовала сводная рота, в составе которой имелись танковый взвод, кавалерийский взвод и взвод связи. Сводная рота имела самоходную установку, один танк «Иосиф Сталин» и два танка Т-34. На учебных стрельбах использовались пушки и минометы.

Читайте также:  Уфа оказалась самым экстремистским городом в Поволжье

Курсантов учили забрасывать танки гранатами и бороться с парашютистами-десантниками. Будущих офицеров обкатывали танками и обучали рукопашному бою. В октябре гоняли на лыжах по пашне, некоторые за месяц по две пары лыж изнашивали, пока проходили военную подготовку. Ближе к зиме учили горностаем ползать под снегом.

Занятия в лесном лагере за Затоном проводились в любую погоду, иногда в ночное время. Тактические занятия и стрельбы велись в районе кирпичного завода, деревень Подымалово, Михайловка и Александровка. Для выполнения учебных стрельб зимой курсанты до Алкино и обратно совершали регулярные лыжные переходы. При этом лыжный переход обратно начинался сразу после завершения стрельб, потом курсанты ночевали в снегу с тем, чтобы в городские казармы прибыть к завтраку. Летом до Алкино и обратно совершались марш-броски с полной экипировкой…

06575684 КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН  От Вавиловской переправы до Георгиевского храма БАШКИРИЯ

В западной части района Затон, где церковь была закрыта в 1923 г., а впоследствии снесена, в 2001—2003 гг. на территории воинской части возведена Георгиевская церковь. Уфа. Фото Сергея Синенко

«Вертолетный городок» возник в 1983 г. с открытием Уфимского высшего военного авиационного училища летчиков (УВВАУЛ) и строительством учебных и жилых корпусов. При училище были организованы два основных аэродрома и учебный полигон, разнообразные тренажеры. Первый набор в вертолетное училище прошел в 1986 г. Летное обучение проводили летчики-практики, среди которых был Герой Советского Союза Н.И. Малышев, заслуженные военные летчики СССР и РФ К. И. Григорьев, П. Н. Кузнецов, А. Н. Пишенин, чемпионы по вертолетному и парашютному спорту, планеризму. Открытие в Уфе вертолетного училища было отчасти связано с развитием в республике авиа- и вертолетостроения.

Имеется в виду, как Кумертауское авиационное производственное предприятие, выпускающее многоцелевые вертолеты-носители серии «Ка», так и многочисленные уфимские авиастроительные предприятия – научно-производственное предприятие «Мотор», Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика», УМПО, Уфимское приборостроительное производственное объединение, Уфимское агрегатное производственное объединение и др.

a-105267 КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН  От Вавиловской переправы до Георгиевского храма БАШКИРИЯ

Церковь в с. Михайловке на северо-западной окраине Затона. Уфа. Фото Сергея Синенко

После расформирования вертолетного училища на его территории разместилась военная часть. В 2002 г. на ее территории была произведена закладка фундамента нового Георгиевского храма. Первая литургия состоялась 30 марта 2003 г. Прихожанами церкви являются солдаты и офицеры воинской части и учащиеся кадетского корпуса, а также жители Затона.

За Затоном между поселками Михайловка и Суровка на границе поля и леса расположено большое, неглубокое Ольховое озеро – удобное место для рыбалки и отдыха. Озеро упоминается в документах Уфимской приказной избы начала XVII в. в связи со спорами о незаконном захвате земель, а также в переписи населения 1647 г. – по отношению к поместной деревне М. К. Дерюшкина отмечается, что ранее его «деревня была за Белой за Володимирским перевозом, а вновь он селится на Ольховом озере…»

По кн.: Сергей Синенко  Неторопливые прогулки по Уфе. — Уфа, 2010.

Комментарии из старой версии сайта на html

Reply
oerf.1961
09-11 2012 at 21:37

ПАМЯТЬ

Спасибо , за душу берёт , родом я с затона , и мои все там .

Reply
Сергей Синенко
10-11 2012 at 07:25

Затон

Рад, что понравилось. Затон — район интересный, люди там (в старой застройке) очень натуральные.

Reply
bizonkovtun
08-02 2013 at 23:26

старецкий затон

Очень интересный экскурс в историю затона, сам живу в затоне 40 лет много чего из вышеуказанного знал , а много и нет.Большое спасибо.

Reply
Сергей Синенко
09-02 2013 at 08:41

Затон

Нет старых фото Затона. Просто нет нигде. А было бы хорошо ими дополнить материал, чтобы обозначить затонский уклад жизни, особоё затонское лицо… Сейчас оно не выявлено, безликими новостройками на ул. Ахметова стирается, но хорошо бы его обозначить и закрепить в памяти, в сознании, иначе этот район весь превратиться в одну безликую улицу Ахметова (то ли мелкого советского функционера Ахметова, то ли композитора… так и не решили). Если не закрепить, Вас и Вашу жизнь сотрут, как стерли уже многое в этом городе, и Затон превратится в еще одно Сипайлово.

Reply
Юрий Ковтун
10-02 2013 at 17:52

старецкий затон

Постараюсь помочь. знаю что в 46 школе в музее должны быть фото старого затона. ведь стадион «Водник» например или пришкольный участок(где работала моя мать и где выводили сорта пшеницы,выращивали различные сорта других культурных растений, где детей приучали работать на земле) той же школы который занимал площадь около 1 гектара и брал первые места по Башкирии и да же по Союзу просто исчезли в начале 90-х годов как и скоро исчезнет под слоем земли «Вавиловская» переправа вместе с поселком ,ведь под снос пойдут 800 с лишним домов, до 2015 года, а на месте поселка уже в данный момент ведутся строительные работы по возведению спортивного комплекса для «пара олимпийских» игр, весь культурный слой уже исчезает.Если есть интерес могу Вам скидывать информацию и рассказы людей «стариков» которых к сожалению с каждым годом становиться все меньше.

С уважение Ковтун Юрий (простой любитель истории своего края).

Reply
Сергей Синенко
10-02 2013 at 20:09

Затон

Было бы очень хорошо. Затон — район для уфимцев почти незнакомый, так, считается, «сквозной коридор»… Поэтому любые материалы по Затону интересны. И школа имеет давнюю историю, и судоремонтный завод, и у старых улиц Затона есть своё лицо и своё прошлое. Люди душевные. Как я для очерка о Затоне сделал фото судов и старицы? Просто. Подошел к незнакомым людям, поговорил. Тут же нашлась моторка… Народ был приблатненный, но это не помеха, это тоже характерность района, что ж… Так что лицо Затона хотелось бы выявить. С уважением, Сергей.

Reply
svetaletto
28-04 2013 at 16:31

Экология берега реки Затона

Арендаторы кафе оставили мусор на берегу реки,и это им сойдет с рук и они снова получат аренду?!

One thought on “КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН От Вавиловской переправы до Георгиевского храма

  1. Нет ничего про старую деревянную школу 8летку на ул. Пожарского, а она работала до конца 60х,и до 2013г работала, как музыкальная. Также нет про клуб РЭБОР с кинозалом, музеем, спортзалом и большим клубным садом. Этот клуб много значит для затонцев, вплоть до 1985г, когда он сгорел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 6 =

Next Post

Ахмат Кадыров: роль личности в истории

Чт Авг 23 , 2012
Я родился 23 августа и невольно обращаю внимание на события, которые происходили в этот день, на людей, родившихся в этот день. Не вижу в этом […]
Ахмат Кадыров: роль личности в истории