0-0101-u-uf-kreml22 Уфа XVI-XVII вв.  Городская история в популярном изложении Блог писателя Сергея Синенко История и краеведение Неторопливые прогулки по Уфе

Уфа в начале пути XVI-XVII вв. Городская история в популярном изложении

Уфимский кремль в XVII– XVIII вв. Реконструкция

Характер города, как характер человека, зависит от его судьбы. Судьба развивает и меняет образ города, выстраивая сложную цепочку: крепость – пограничный военный «служивый» город – «внутренний» город – торговый центр края – губернская столица – транспортный узел – город-прибежище для эвакуированных в войну – гигант нефтехимии – оборонный комплекс – современный мегаполис. Попробуем, чтобы уяснить характер, воссоздать судьбу города Уфы в хронологической последовательности, на фоне большого исторического времени.

Некоторые историки, возможно из-за обилия материалов, которыми они оперируют, или из-за собственного «многознания», как-то опускают факт, который лично мне кажется совершенно удивительным – строительство крепости и города среди земель неизвестных, чужих, иноплеменных, в том числе и открыто враждебных, вдали от других русских городов и крепостей. Об этом, конечно, говорят, но как-то «через запятую», наряду с другими событиями.

Между тем задумаемся – как строительство Уфы вообще стало возможно?

Принято говорить о самых разных мотивах выбора места под строительство города, и, прежде всего, об удобстве расположения крепости на месте слияния двух рек. Это, конечно, верно, но надо заметить – все основные конфликты в процессе колонизации связаны с поселениями на чужих землях и вытеснением с этих земель местных жителей.

Возникновение же Уфы в этом смысле уникально – город «очерчивался», планировался на землях, принадлежавших ранее ногайским ханам; к минским башкирам эти земли перешли лишь после покорения Казанского ханства и изгнания из башкирского края ногайцев. Огромные земли Бельско-Уфимского междуречья еще не успели попасть в хозяйственный оборот башкирского населения, поэтому поводов для конфликта на момент строительства крепости даже не возникало. Наоборот, генеалогические предания минских башкир – шежере – говорят о том, что местные жители не только просили царя о скорейшем возведении крепости, но и помогали служилым людям в построении укреплений.

Такая поддержка минских башкир и сделала возможным уникальное в истории русской колонизации явление – впервые московское правительство решилось на создание форпоста, никак не связанного линией крепостей с другими областями государства, и лишь по прошествии ста лет началось строительство крепостей Закамской черты.

В то время край имел статус уезда, им руководил приказ Казанского дворца, и все население подчинялось казанским воеводам и наместникам. Край делился на четыре «дороги» (области): Ногайскую, Казанскую, Сибирскую и Осинскую. «Дороги», в свою очередь, делились на волости, а те, соответственно, на роды (аймаки или тюбы). Управлять таким огромным краем из Казани было крайне неудобно, а отсутствие городов с вооруженными гарнизонами делало невозможной защиту территории от нападений извне.

До основания Уфы башкиры возили ясак в Казань за шестьсот верст. Поездка туда и обратно занимала до двух месяцев.

1-260 Уфа XVI-XVII вв.  Городская история в популярном изложении Блог писателя Сергея Синенко История и краеведение Неторопливые прогулки по Уфе

Анонимный автор «Краткого описания губернского города Уфы с начала его построения…» выделяет среди главных причин возведения крепости защиту башкир от набегов со стороны сибирских ханов и казахов, он дает следующие сведения: «…для защищения их (башкир) от неприятельских нападениев внутри жилищ их построен был в царствование царя Иоанна Васильевича город Уфа и учреждены тут дворяне, служилые люди из переведенцев из других городов. Однако ж и многие башкирцы в самое то время, когда город Уфа строился, для опасности от упомянутых неприятелей принуждены были при самом городе, особливо ж зимою, в землянках жить, а в летнее время не далее двадцати верст от города кочевать».

Очевидно, потребность в том, чтобы построить в центре края город-крепость была и у местного населения, и у московских властей.

В результате, в район нынешнего города был направлен дворянин Ивана Артемьева для выбора места под строительство – «для обчерчивания и построения города Уфы». Место под город было «обчерчено» на правом берегу реки Белой Волошки, недалеко от устья реки Уфы, на мысу, образованном с одной стороны оврагами, а с другой – руслом реки Суколоки, которую русские поселенцы стали называть Сутолокой. Здесь, на берегу Белой Волошки (или, по-башкирски, Агидели), между устьями речек Ногайка и Сутолока, по юлианскому календарю 30 мая 1574 г., в день Святой Троицы, высадился отряд московских стрельцов.

Прямо у берега Белой была поставлена первая церковь, срубленная «в един день» и названная Троицкой, немного дальше – первые избы и хозяйственные постройки. Ивана Нагого считают фактическим основателем Уфы. В этой экспедиции его сопровождал в качестве помощника боярский сын Константин Голубцов со стрельцами. В 1586 г. в Уфу с большим отрядом стрельцов прибыл первый уфимский воевода, брат Ивана Нагого – Михаил. С его приездом в крае была учреждена форма воеводского управления.

Поселение на Белой росло, а в 1586 г. впервые упомянуто как город (долгие годы, вплоть до второй половины XX в., отсчет возраста города шел именно от этой временной точки), в составе Московского государства возник новый уезд, Уфимский.

С постройкой городовых стен и появлением посада находившийся в центре острог стал называться детинцем, а позднее Уфимским кремлем, сам же город превратился в центр сбора ясака с башкирского населения, с народностей западной части Сибири и Перми Великой.

Строительство Уфы сопровождалось постоянными военными действиями; одним из первых испытаний стало успешно отбитое нападение на город войска сибирского хана Кучума под командованием Аблая и Тевкеля в 1586 г. На первых порах уфимский гарнизон полностью обеспечивался привозным продовольствием, что касалось, прежде всего, выдачи хлебного жалования, но скоро, с увеличением числа горожан, потребности в продовольствии стали настолько велики, что привозом их удовлетворить было уже невозможно.

С начала 1590-х гг. в окрестностях города были разбиты пашни, урожаями с которых стали кормиться служилые люди.

0-010522 Уфа XVI-XVII вв.  Городская история в популярном изложении Блог писателя Сергея Синенко История и краеведение Неторопливые прогулки по Уфе

Смоленский собор возведен в центре Уфимского кремля в 1584–1616 гг.

О местоположении земельных участков первых горожан свидетельствует древнейший источник по ранней истории Уфы – «Отводная книга по Уфе». Служилые люди первоначально обрабатывали земли своими силами, это входило в их обязанности наряду с несением воинской службы. Значительная часть земель вокруг города была отдана им в личное владение. Это касалось, прежде всего, родовитых и влиятельных горожан, остальные же, в том числе стрельцы, получали землю в общинное  пользование, их участки были значительно меньше по размерам. Кроме земледелия, жители города занимались скотоводством, дополнением к которому служила охота и рыбная ловля.

Первым документально зарегистрированным монастырем на территории края стал Уфимский Сергиев монастырь, возникший в 1575–1576 гг. вблизи кремля.

Уфа конца XVI в. выступала как важное связующее звено между Россией и Сибирью, уфимские стрельцы принимали участие в походах против сибирских татар и в строительстве первых городов Сибири. Так, в 1594 г. через Уфу был направлен отряд в составе 145 московских стрельцов, 300 башкир и 100 казанских и свияжских татар для борьбы с Кучумом и строительства города Тары, а в 1600 г. с аналогичной целью в Сибирь был послан уфимец, сын боярский Артемьев «со товарищами».

Расположенный на границе Европы и Азии, наш город выступал в роли торгового посредника между ними, но основной задачей города-крепости являлась все же оборона южных и восточных границ. Русское государство в то время насчитывало около двухсот двадцати городов, все они были центрами, в которых находились администрация, правительственные учреждения и военные силы края. Различались они тем, что некоторые становились еще и торгово-промышленными центрами более или менее обширных районов. Так, например, в соседнюю с Уфой Казань, имевшую традиционно большое торговое значение, московское правительство переводило купцов из других городов, что еще больше укрепляло город в качестве торгового центра.

Уфа выполняла прежде всего охранные и сторожевые функции.

В XVII в. Уфа оставалась маленьким пограничным городом-крепостью, выдвинутым далеко на юго-восток от общей линии пограничных укреплений России. Соответствующим был и внешний облик города. Его центром являлся кремль – административная и военная часть города, обнесенная стеной, за которой, в случае вражеской угрозы, могли найти  убежище жители остальной части города. Торгово-промышленная часть Уфы, или посад, примыкала непосредственно к крепости с восточной стороны. Вокруг располагались слободы – места расселения разного рода ремесленников и промысловиков.

Жителей в городе было немного, в начале XVII в. всего около трехсот человек, общее число дворов – менее двухсот. В состав уфимского гарнизона входили служилые люди «по отечеству» (то есть от отца к сыну) – дети боярские, окольничьи, стольники, дворяне. «По прибору» (записи на службу) служили стрельцы, казаки, пушкари, воротники, толмачи (переводчики) – ими нередко становились беглые, ссыльные, полоненные, вольные и «гулящие» люди. Среди служилых людей уфимской крепости были «новокрещены» и люди «иноземного списка». Так, одним из первых горожан получил поместную дачу рядом с Уфой казах-новокрещен Рудак Мурза, основатель уфимской ветви знаменитых князей Ураковых, оставивших большой след в топонимике городских окрестностей (деревни Ураково, или Князево, Ураков-Княженкино, Дорогино, Михайловка-Яхонтово, остров Князевский на реке Уфе).

До середины XVII в. число новокрещен в Уфе доходило до сорока, почти все они служили толмачами для общения уфимцев с башкирами, татарами, черемисами и калмыками. В конце XVII в. число уфимских служилых людей увеличивалось за счет выходцев из западных областей России и Речи Посполитой, для них уфимская администрация в 1670-е гг. даже завела особый список – «полоцкая и смоленская шляхта». Большинство служилых из «шляхты» и новокрещен были столь бедны и безденежны, что при зачислении уфимцев в состав российского дворянства в середине XVIII в. из 120 уфимских фамилий в дворянский список были включены лишь 38.

В середине XVII в. город получил свой гербовый знак.

В приказе Казанского дворца была отлита печать Уфимской приказной избы с изображением на ней бегущей куницы, ставшей впоследствии центральным символом герба города Уфы.

0-0106-posad-st Уфа XVI-XVII вв.  Городская история в популярном изложении Блог писателя Сергея Синенко История и краеведение Неторопливые прогулки по Уфе

Посадская, одна из первых городских улиц. Со времени возникновения названия не меняла

Население города в середине века составляло вместе с гарнизоном около полутора тысяч человек. Постройки той эпохи плотно окружают стены кремля; взбираясь по Усольскому и Сергиевскому холмам по левому берегу Сутолоки, они не удаляются от кремля слишком далеко – там, за Белой, на юго-востоке, нет пока ни русских крепостей, ни сел, ни поселений, а еще дальше – враждебные Русскому государству племена и ханства.

С юга и востока городу грозили многие, но попытки захвата предпринимали только калмыки. Несмотря на военные удачи, опасность нападения на город оставалась еще длительное время, и уфимским воеводам приходилось думать о том, как защитить город. Дубовые сооружения были не такими уж и долговечными – ближе к концу XVII в. деревянные стены и башни крепости обветшали, утратили былую обороноспособность.

В 1670 г. воевода Кондратьев сообщал, что Михайловская башня совсем развалилась, что пушки с нее сняты и сложены в амбар. Крепость стала уязвима, потеряла свой грозный вид.

Значительную часть городских жителей по-прежнему составляли военные.

В 1681 г. в Уфе насчитывалось 188 конных и 566 пеших стрельцов, 107 детей боярских. Из их числа, а также из «пришлых» и началось формирование в городе уфимского городового казачества.

Решение о строительстве новой уфимской крепости московские власти приняли в 1664 г., но само строительство затянулось на долгие десятилетия, поскольку крепостные стены должны были охватить не только центр города, но и посад, и все слободы, кроме самых дальних – Новой и Татарской. Вновь построенные стены, как и раньше, представляли собой дубовый частокол, только много длиннее и выше прежнего. Выделывали его из толстых прямых стволов, которые заготавливали на реке Уфе и затем сплавляли плотами.

Высотой частокол был около 5 м, а общая длина городских стен составила почти 2,5 км. Кроме того, в 5 верстах к северу от крепости находился дополнительный пояс обороны, состоявший из рва и земляного вала с частоколом, вытянувшихся на 10 верст между берегами рек Уфы и Белой. Вдоль него несли дозорную службу конные и пешие стрельцы, а «на дороге стояла деревянная башня, где был всегдашний караул».

0-012622 Уфа XVI-XVII вв.  Городская история в популярном изложении Блог писателя Сергея Синенко История и краеведение Неторопливые прогулки по Уфе

Большая Сибирская улица, ныне улица Мингажева. На фотоснимке начала XX в. она остается почти такой же Сибирской дорогой, что и столетиями раньше

Ворот в город теперь стало шесть, от них в Уфе начались старинные городские улицы. В XVII и первой половине XVIII в. городские улицы еще не имели собственных названий, для их обозначения, как свидетельствуют документы, пользовались длинными описаниями. Говорили так: «верхняя проезжая улица, идучи к Ильинским воротам» или «проезжая улица к Сутолоке-реке».

Новая уфимская крепость получила название «нового», или «большого», острога.

Прежний кремль стали именовать «старым», или «верхним», городом, иногда – «малым» острогом. Теперь в нем находились только административные и церковные сооружения: дом воеводы, канцелярия, соборная церковь, погреба и склады. В целом, строительство города велось хаотично, без четкого плана. Этому способствовали и особенности рельефа местности – многочисленные овраги, ямы и холмы. Несмотря на увеличение площади города в несколько раз, места для поселения и ведения хозяйства в новом остроге все равно не хватало.

(из книге С. Синенко «Неторопливые прогулки по Уфе». Уфа, 2010)

Читать продолжение — Уфа в 18 веке

printfriendly-pdf-email-button-notext Уфа XVI-XVII вв.  Городская история в популярном изложении Блог писателя Сергея Синенко История и краеведение Неторопливые прогулки по Уфе
Сергей СиненкоБлог писателя Сергея СиненкоИстория и краеведениеНеторопливые прогулки по Уфегород,история,краеведение,УфаУфа в начале пути XVI-XVII вв. Городская история в популярном изложении Уфимский кремль в XVII– XVIII вв. РеконструкцияХарактер города, как характер человека, зависит от его судьбы. Судьба развивает и меняет образ города, выстраивая сложную цепочку: крепость – пограничный военный «служивый» город – «внутренний» город – торговый центр края – губернская столица...cropped-skrin-1-jpg Уфа XVI-XVII вв.  Городская история в популярном изложении Блог писателя Сергея Синенко История и краеведение Неторопливые прогулки по Уфе