9885317

Планы фюрера и джихад против Германии

1941-й год. Вторжение фашистских войск неожиданным образом изменило положение традиционных религий в государстве. Народ, оказавшийся на оккупированной немцами территории, еще не уяснив сущности нового режима, пытается вернуться к той традиционной жизни, от которой он несколько десятилетий назад был насильственно отторгнут. Надежды эти вскоре разбились о жестокую действительность, но порыв народного организма к духовному выпрямлению оказался столь сильным, что на всей захваченной немцами территории стихийно начался религиозный подъем.

Оккупанты не препятствовали этому процессу, а иногда даже способствовали, возможно, планируя использовать верующих как силу, оппозиционную советской власти, и вскоре на подвластных им землях открылось около шести тысяч православных храмов и десятки обителей. На Крымском полуострове, на Кавказе началось массовое открытие мечетей. В Крыму Джафар Сейидамет провозглашен муфтием. Нацистская пропаганда широко использует факты репрессий против духовенства и верующих в советское время и, как противовес, выдвигает собственную программу поддержки ислама.

Народное волеизъявление, выразившееся в стремлении жить церковно, проявило себя столь ярко, что заставило советское руководство спешно перестраивать всю политику в отношении религии. В обоснование ее нового варианта было положено понятие «патриотизма», проявленного религиозными деятелями и верующими в период Отечественной войны. С этого момента и на долгие годы постулат о патриотической позиции духовенства стал чуть ли не единственным официальным оправданием существования в советском обществе религиозных организаций…

Уже в самом начале войны немецкое командование задействовало планы использования мусульман на захваченной территории СССР, а в конце 1941 – начале 1942 года создает мусульманские легионы: туркестанский, состоящий из среднеазиатских добровольцев, кавказский и легион мусульман Поволжья, сформированный в Польше. В легионе «Идель-Урал» появляются муллы. Адольф Гитлер заявляет: «Я полагаю, что мусульмане будут надежными, и не вижу никакой опасности в учреждении мусульманских военных единиц». Германская армия приходит на Кавказ вместе со своими мусульманскими сторонниками и с надеждой, что массовое восстание в горах Кавказа и наступление турецкой армии смогут открыть для вермахта путь к бакинской нефти, без которой Красная Армия не сможет активно сопротивляться.

В начале войны муфтий Ташкента издает фетву, объявляющую джихад фашистской Германии, призывающую всех мусульман Советского Союза подняться на священную войну против врага. Через некоторое время из тюрем выпускают оставшихся в живых исламских священнослужителей, многие из них также издают фетвы о джихаде. Расчеты немецкого командования не оправдались: горцы воюют в Советской Армии, а былой сторонник гази Ататюрка Исмет Иненю отказывается впустить в страну фашистские войска.

В мае 1942 года, в дни, когда началось немецкое наступление на Кавказ, в Уфе состоялось чрезвычайное совещание Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири. Выступая на нем, председатель Духовного управления муфтий Габдрахман Расулев обращается ко всем мусульманам России со следующей речью:

«Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину, так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане Советского Союза, хорошо помним слова великого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Хуббуль ватан миналь иман», что означает: «Любовь к Родине и ее защита являются одним из условий веры». Помощь воину, идущему на фронт, вооружением равносильна участию в сражении. Мирный труд мужчин и женщин, занявших рабочие места ушедших на фронт воинов, равносилен участию в бою!»

На уфимском совещании принимается «Обращении представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии» с призывом защищать Отечество не щадя своей жизни. После официальных формальных заявлений о свободе вероисповедания в СССР, в этом обращении дается религиозное толкование борьбе советских мусульман против нацизма:

«Великий Аллах в Коране говорит: «Сражайтесь с теми, которые сражаются с вами, но не будьте зачинщиками, ибо Бог не любит несправедливых» (Бакара, стих 186). «Истребляйте их, где ни застигнете, изгоняйте их, откуда они вас изгнали: мятежи и искушение губительнее убийства» (Бакара, стих 187). «Будьте неумолимы к врагу, не зовите к примирению, вы победители, с вами Бог, он не оставит без награды ваши подвиги» (Мухаммад, стих 37). «Для победы над врагом укрепляйте, сколь можно, свой тыл, готовьте боеприпасы, кон­ницу, ими будете держать в страхе врагов ваших и, кроме того, всех других, которых не знаете вы, но которых знает Бог. Что ни пожертвуете вы для пути Божия, вам за то верно отплатится и с вами не поступят несправедливо» (Анфаль, стих 62). «Выходите в поход на врага, легким или тяжелым он будет, оставшиеся в тылу мужчины или женщины, помогайте своей армии имуществом, скотом и другими всеми путями, знайте, в этом благо для вас» (Ат-тауба, стих 41).Великий пророк Мухаммад говорит: «Любовь к родине, защите ее есть долг религии». Помощь воину, идущему на фронт, вооружением равносильна участию в сражении. Даже мирный труд мужчин и женщин, занявших должность ушедших на фронт воинов, равносилен участию в бою.

Уважаемые братья-мусульмане! Вышеизложенные изречения великого Аллаха и его пророка Великого Мухаммада призывают вас, мусульмане, не жалея сил, сражаться на полях брани за освобождение великой Родины, всего человечества и мусульманского мира от ига фашистских злодеев. Оставшиеся в тылу мужчины и женщины, не поддавайтесь малодушию и панике, приложите все усилия для изготовления всех необходимых предметов для успешного ведения Отечественной войны и обеспечения жизни населения.

В этой святой Отечественной войне против фашистской Германии и ее приспешников, доказав свою правоту, покажите перед всем миром верность своей Родине, молитесь в мечетях и молитвенных домах о победе Красной Армии. Мы, ученые Ислама и духовные деятели, живущие в Советском Союзе, призываем всех мусульман к единодушной защите любимой Родины и мусульманского мира от германских фашистов и их приспешников. Молитесь великому и милостивому Богу о скорейшем избавлении врага, освобождении всего человечества и мусульманского мира от тирании человеконенавистников-фашистов».

01-291Командир 1-го полка 112-й кавалерийской дивизии майор Т. Т. Кусимов. Станция Дема, март 1942

Это обращение было переведено на языки всех мусульманских народов Советского Союза, распространялось в местах их проживания и зачитывалось на собраниях верующих. Газета «Труд» опубликовала обращение за подписью уфимского муфтия Расулева, оказавшегося в тот момент самым авторитетным мусульманским деятелем в масштабе страны. Исламская символика и аргументация присутствовала теперь не только в обращениях мусульманских религиозных организаций и имамов, она в изобилии включалась в документы, которые принимались на общественных форумах и публиковались в печати. Партийные и государственные средства массовой информации популяризируют саму идею войны против гитлеровской Германии как войны за мусульманскую веру — джихад.

01-294

Бойцы 112-й кавалерийской дивизии перед отправкой на фронт. Станция Дема, 1942

01-426aВ годы войны уроженец Дюртюлинского района Тлякабул Сафиуллин был направлен на обучение в Военно-политическую академию, находившуюся в эвакуации в Белебее. Фото 1943

3 марта 1943 года в газете «Известия» публикуется телеграмма муфтия Габдрахмана Расулева о сборе мусульманами средств на строительство танковой колонны и о том, что он сам лично вносит 50000 рублей в этот фонд. В ответ Сталин направляет телеграмму в адрес Расулева с просьбой передать благодарность мусульманам, участвующим в сборе средств на постройку танковой колонны.

Осенью 1943 года Советское правительство, после неоднократных просьб и обращений среднеазиатского духовенства и верующих, дает согласие на создание Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана в Ташкенте. Несколько позже учреждаются Духовное управление мусульман Северного Кавказа в Буйнакске и Духовное управление мусульман Закавказья в Баку. В Бухаре возобновляет учебную деятельность медресе «Мир-Араб», открываются прежде закрытые мечети и возникают новые приходы. Верующим повсеместно возвращают культовые здания. Разрешается восстановить запрещенные ранее традиции мусульманской благотворительности.

В эти годы через уфимский муфтиат, через приходы и мечети активно распространяются облигации госу­дарственных займов, производится сбор средств, одежды и продуктов для нужд фронта. Один из принципов мусульманской благотворительности и один из пяти столпов ислама – закят в пользу нуждающихся. Его собирают для семей фронтовиков специально выделенные для этого представители религиозных общин, а Духовное управление в Уфе готовит и распространяет фетву о строгой обязательности для правоверных выполнения этого предписания Корана. При мечетях нуждающимся подается обязательная милостыня по случаю окончания поста в месяц рамадан – закят аль-фитр и милостыня-садака – в любое время, исходя из возможностей каждого мусульманина. Кроме закята, при мечетях проходит сбор продовольствия во время праздничных дней, особенно во время жертвоприношения скотом.

В 1945 году муфтий Расулев обращается в Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР с предложением о переводе Духовного управления в Москву, заявляя, что готов стать муфтием в столице. Таким образом он, видимо, пытается усилить влияние своего духовного учреждения, ослабленное после открытия в стране еще трех муфтиатов. Однако государственные власти посчитали нецелесообразным переносить исторически сложившийся религиозный центр на новое место.

55_1153

Мемориальная мечеть в Парке Победы на Поклонной горе (Москва) возведена в 1997 году в память воинов-мусульман, погибших в Великой Отечественной войне

 

Дополнение

Фото из архива: противотанковый дивизион дивизии СС «Ханджар» / SS-PzJagAbt 13. В Национальном архиве США хранится большое количество трофейных нацистских фотографий. Среди них — фотосессия, демонстрирующая инспекцию 13-й добровольческой горной дивизии СС «Ханджар» рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером, 13 ноября 1943 года.

Мусульманские подразделения дивизии СС «Ханджар»Данная дивизия была сформирована на Балканах из добровольцев мусульманского вероисповедания и предназначалась для борьбы с югославскими партизанами. Мусульманский характер части подчеркивался введением в дивизии института имамов.Командиром дивизиона был гауптштурмфюрер СС Герхард Дирих (Gerhard Dierich), а имамом — ваффен-унтерштурмфюрер Касим Масич (Kasim Masic).

63636363

Гиммлер внимательно наблюдает как артиллеристы управляются с мощным противотанковым орудием PAK-40. Не забываем, что рядовой состав обслуживающий эти пушки — мусульманские добровольцы. Второй справа — командир дивизии бригадефюрер СС Карл фон Зауберцвайг, также человек интересной судьбы.

673673636

Расчеты противотанковых орудий демонстрируют рейхсфюреру СС свое мастерство. Крайний слева офицер в светлой шинели — адъютант дивизии Гетц-Беренс фон Раутенфельд. Интересно, что личный состав дивизии в качестве головного убора носил традиционные мусульманские фески. Однако на этих фото и солдаты и офицеры носят обычные горные кепки, пилотки и фуражки.

525224636

Гиммлер приветствует гауптштурмфюрера СС Герхарда Дириха, командира 13-го противотанкового дивизиона СС. На следующем фото Дирих показывает рейхсфюреру СС и сопровождающим его лицам свое «хозяйство». Крайний справа — небезызвестный Герман Фегеляйн, будущий свояк Гитлера, закончивший свой жизненный путь перед расстрельной командой в осажденном Красной армией Берлине.

6363466

Эсэсовское руководство уделило большое внимание формированию и оснащению «Ханджар», направив в нее не самых последних офицеров и неплохое вооружение. На представленных вашему вниманию фотографиях Гиммлер инспектирует 13-й противотанковый дивизион СС.

Сергей СиненкоБлог писателя Сергея СиненкоЗащита ОтечестваИстория и краеведениеВеликая Отечественная война,война,время СССР,Германия,джихад,ислам,мусульманеПланы фюрера и джихад против Германии 1941-й год. Вторжение фашистских войск неожиданным образом изменило положение традиционных религий в государстве. Народ, оказавшийся на оккупированной немцами территории, еще не уяснив сущности нового режима, пытается вернуться к той традиционной жизни, от которой он несколько десятилетий назад был насильственно отторгнут. Надежды эти вскоре разбились...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл