История Уфы в изложении Михаила Сомова

prog-193-376006 История Уфы в изложении Михаила Сомова БАШКИРИЯ История и краеведение

Старый дворик на улице Зенцоваю Фото Сергея Синенко

 

Размещаю описание «событий, относящихся к Уфе» из «ОПИСАНИЯ УФЫ»  Михаила Сомова (опубликованы в «Оренбургских губернских ведомостях» за 1864 г.).

 

Михаил Сомов

ОПИСАНИЕ УФЫ. 1864 год 

 

Изложение замечательных событий, относящихся к Уфе.

Со времени своего основания Уфа, как город недавно основанный и в местности ещё не вполне подчинённой Русскому владычеству, испытывала сначала и нападения и осады; кроме того в ней случались и другие бедствия, как-то: пожары, эпидемии и т. п. Укажем на те из них, которые или записаны, или сохранились только в народной памяти.

Нападение Сибирских царевичей Аблая и Тевкея[87]. Вскоре после основания Уфы, Сибирские царевичи Аблай и Тевкей, с толпами татар, делали нападение на покорившихся России башкирцев. Против татар выступили уфимские служивые люди и, встретив их в 15 верстах от города, за рекой Уфой, вступили с ними в жестокую битву, в которой много погибло народу с обеих сторон. Наконец татары были разбиты; царевичи же с остатками своего войска скрылись в соседнем лесу [88], где, после десятидевной осады, были взяты в плен и отправлены в Москву. За подвиг этот Уфимцев наградили золотыми деньгами (московками), а сколько кому дано было – записано в так называемую золотую книгу, долго хранившуюся в прежней Уфимской провинциальной канцелярии.

Сеитовский бунт [89]. В 1676 году начался первый бунт башкирцев, называемый Сеитовским и продолжавшийся целые три года. Башкирский старшина Сеит, отказавшись от платежа ясака и взбунтовав башкирцев и ближайших киргизов, начал жечь русские селения, грабить жителей, а сопротивлявшихся вешать и расстреливать стрелами. Он явился сначала на границе Исетской провинции, в Уральских горах и укрепившись между реками Уфою и Аем, упорно сопротивлялся всем командируемым против него отрядам; даже в воеводском округе г. Уфы сжёг сёла Касимово и Лавошное (в 20 вер. от города). Во время этого бунта погибло много христиан, при чём и самой Уфе грозила немалая опасность; но явившийся между башкирцами раздор, на время отвлёк их от русских. Соперником Сеиту явился старшина Андор и сообщники первого частию разбежались, частию же пристали к Андору, который в свою очередь тоже погиб от измены. Для усмирения башкирцев послан был из Москвы воевода Фёдор Зеленин с стрелецкими полками и с частию казаков; но, не смотря на то, бунт был усмирён только после больших усилий и потерь со стороны русских и без всякого возмездия башкирцам.

Читайте также:  Забытый полк, забытая дивизия...

Этот бунт послужил поводом к установлению крестного хода в село Богородское с иконой Казанской Божией Матери, о чём было уже говорено при описании нового собора. Кроме упомянутого предания о явлении этой иконы, существует ещё другое, более достоверное, которое считаю не лишним здесь передать. Когда селу Богородскому, наравне с другими окрестными сёлами и деревнями, стала грозить опасность от башкирцев; тогда какой-то благочестивый человек посоветовал жителям немедленно приобрести список с явленной иконы Казанской Божией Матери, находящейся в Казани. Они с усердием поспешили исполнить этот совет и потом, когда приближался неприятель, выносили эту икону и на неприятеля нападал или страх, или слепота и он отступал, не причинив вреда. Таким образом село Богородское было спасено и жители, в вечное воспоминание этого события, испросили позволение перенести чудотворную икону в город и установить крестный ход. Из этого видно, что последнее предание признаёт эту икону не явленною, а только чудотворною. Это не лишено вероятности, если принять в соображение, что все явленные иконы получают наименование по месту своего явления; на прим. явившаяся в Смоленске называется Смоленскою, в Тихвине – Тихвинскою и т. д.; настоящая же называется Казанскою и имеет совершенное сходство с той, которая находится в Казанском девичьем монастыре; да притом и время крестного хода совпадает с тем крестным ходом, который совершается в Казани.

Алдаровский и Кусюмовский бунт[90]. В 1707 году в Декабре месяце, под предводительством Алдара и Кусюма, снова вспыхнул бунт. Причиной этому было безрассудное самоуправство и жестокость бывшего тогда в Уфе комиссара Александра Сергеева, который силой отнимал у башкирцев лошадей и, под предлогом отыскания беглых, разорял их жилища; кроме того, его обвиняют ещё в том, что будто бы, зазвавши однажды к себе на обед их старшин, опоил их какою то отравой. В следствие этих притеснений, башкирцы, в соединении с мещеряками и тептярями, взялись за оружие, стали нападать на русские селения, разоряя и предавая всё огню; делали даже приступы к городам Мензелинску, Бирску и Уфе, и таким образом бунт распространился до пределов Казани. Но мужество и распорядительность Казанского Губернатора отвратили опасность: башкирцы были прогнаны и возмущение прекратилось. В записках Ребелинского прибавлено, что, по произведённому следствию, комиссар Сергеев за свои поступки был казнён, а Кудрявцев за допущение беспорядков получил выговор.

Читайте также:  ИСТОРИЯ ОРЕНБУРГСКАЯ Глоссарий

Набор невест[91]. В 1722 году, по повелению Императора Петра Великого, при воеводе бригадире Бутурлине, был делан выбор девиц в Уфе от 15 до 20 летнего возраста, из сословий казачьего, военного и посадского, для отправки в замужество за поселённых в Таганроге гарнизонных солдат; отчего девицы многими родителями были скрываемы и выбор кончился не более, как десятью только девицами. Это обстоятельство родило в Уфе пословицу – беда согнёт в таганий рог[92], которая в настоящее время, кажется, утратилась.

Третий бунт башкирцев[93]. Третий бунт начался в 1735 году, по случаю предпринятого построения г. Оренбурга. Башкирцы, справедливо опасаясь, что основанием новой крепости будет стеснена их свобода и обуздано своевольство, решились воспрепятствовать её построению и взбунтовались. Предводителем их первоначально явился сын вышеупомянутого Кусюма, старшина Акай [94]. Бунт, по обыкновению, начался разорением нескольких деревень и разбитием нескольких многочисленных русских отрядов. Город Уфа, по этому случаю, сначала возмущения вытерпел годичную осаду, начавшуюся с Октября месяца. Эта осада лишила жителей города возможности пользоваться выгонами за Белой, на которых накошенное сено было сожжено башкирцами; выезд за дровами и ввоз хлеба и других необходимых потребностей тоже сделался невозможен; войск же в городе, с которыми можно бы было добыть необходимые продукты силой, находилось мало. В следствие этого жители стали испытывать во всём совершенный недостаток и скот от голоду стал гибнуть, потому что должен был питаться древесными ветвями и листьями. Тогда-то жители золотухи, засеявшие упомянутый выше мыс (между рр. Уфой и Белой) яровым хлебом, накосившие несколько стогов сена и сделавшие большие запасы дров, помогли Уфимским жителям и тем отвратили грозящую опасность. Бунт этот усмирён был не ранее 1741 г.

Читайте также:  Казанские историки и идеи нацистского Аненербе

В этом же году появилась в Уфе в первый раз сибирская язва на лошадях.

В 1759 году над городом разразилась страшная гроза, и молния сожгла кремль со всеми внутренними его строениями и повредила древний Смоленский собор.

(Оренбургские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1864. 31 октября)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − 5 =

Next Post

Первый месяц Великой Отечественной...

Вт Июл 3 , 2012
Колонна автомашин с солдатами направляется на фронт. Июль 1941 Первый месяц Великой Отечественной. Как это происходило… Двадцать шестого — двадцать седьмого июня войну Советскому Союзу […]
Первый месяц Великой Отечественной...