2010022

Епископ Арсений Крылов, управляющий Уфимской епархией в 1950-1953 гг.

Начиная (открывая) блог, обещал размещать некоторые неизвестные (малоизвестные) бумаги. Сегодня публикую документ, связанный с послевоенной волной гонений на православие, когда «сталинская оттепель» пошла на убыль.

В апреле 1950 года управляющим Уфимской епархией стал очень колоритный, властный и самостоятельным епископ Арсений (Крылов), ранее – ответственный чиновник Министерства финансов СССР, кандидат права и кандидат экономических наук. Несмотря на преклонный возраст – более семидесяти лет – в годы управления епархией епископ был чрезвычайно деятелен. Он подобрал священников на все пустующие приходы, усилил контроль благочинных над приходами, обязав их совершать регулярные инспекции в самые дальние уголки епархии, где епископов не видели со времен преосвященного Дионисия.

SH105018a22

Новый архиерей всецело поддерживал просьбы верующих об открытии новых храмов и молитвенных домов в Черниковске, Ишимбае, Октябрьском, Кумертау и Янауле, в заводском поселке Тирлян Белорецкого район и в старинном православном селе Бугобаш Бакалинского района. Требовал от духовенства вести активную христианскую проповедь, организовать ремонт храмов. Настоятелям храмов запретил перевыборы членов церковных советов без согласования с епископом. Как профессиональный экономист, пресекал незаконные поползновения на епархиальные финансы со стороны власти.

Много внимания архиерей уделял укреплению кадров духовенства и церковного персонала, следил за благопристойностью совершения религиозных служб и соответствием их действующим законам. Так, в письме благочинным он напоминал: «Давалось указание, что в праздничные дни, когда духовенство по приглашению верующих ходит со святынею (святым крестом, иконами) по домам, то святыню при переходе из дома в дом не носить открыто, а завертывать… пеленой, оберегая от возможных со стороны неверующих плохих людей поруганий».

Вместе с тем, епископ Арсений вынужден был идти на многочисленные компромиссы – от этого некуда было деться. Он вынужден был отменить должности епархиальных разъездных священников, введенные из-за нехватки священнослужителей архиепископом Иоанном. Он всячески подчеркивал свою лояльность местным властям выступал за административное преследование катакомбного духовенства, тайно исполняющего обряды в домах верующих.

В период пребывания Арсения на Уфимской кафедре паломничество верующих на Табынские целебные источники было сведено до минимума. Для этого власти использовали заградительные отряды из военных и милиции, но верующие, все же, прорвали оцепление. Из года в год кордоны становились плотнее и, в конце концов, вместо массового многотысячного паломничества оно теперь ограничивалось единицами. Подвижников милиция немедленно арестовывала.

В конце концов, святой источник решено было изолировать от паломников специальным ограждением, а на период празднования так называемой Девятой пятницы, к которой было приурочено паломничество, объявить место курорта и ближайшие к нему населенные пункты в состоянии карантина сроком на десять-двенадцать дней.

 

SH105018a

Не ограничившись этим, местные власти через уполномоченного В. Михайлова требовали от епископа Арсения со своей стороны способствовать прекращению паломничества. Результатом стало требование Арсения к настоятелям храмов «чтобы они… разъяснили верующим, что в день девятой пятницы – день празднования явления иконы Божией матери, именуемой Табынской, на соляных ключах Гафурийского района – местоявления Табынской иконы Божией материпо условиям времени, никакого Богослужения не будет«, а праздничные торжества и «Богослужения в этот день будут происходить и совершаться только в своих храмах».

Однако ни заградительные кордоны, ни оцепление и специальные ограждения, ни увещевания своих архиерея и священников, ни неприятности на работе и учебе не смогло уничтожить вековую традицию паломничества в Табынский край. В последующие годы борьба с паломниками продолжалась. Кроме упоминаемых святых ключей, паломничество совершалось к источнику на окраине Черниковки в бывшем селе Богородском, к источнику в деревне Коша-Елга Аскинского района и другим. Но настойчивое противодействие властей вело к тому, что традиции эти постепенно затухали…

Сергей СиненкоИстория и краеведениеПравославиеправославие,православие на Южном Урале,Уфимская епархияЕпископ Арсений Крылов, управляющий Уфимской епархией в 1950-1953 гг.Начиная (открывая) блог, обещал размещать некоторые неизвестные (малоизвестные) бумаги. Сегодня публикую документ, связанный с послевоенной волной гонений на православие, когда 'сталинская оттепель' пошла на убыль.В апреле 1950 года управляющим Уфимской епархией стал очень колоритный, властный и самостоятельным епископ Арсений (Крылов), ранее...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл