745774

Дом Правительства в Архиерейской слободе стоит на месте снесенного Архиерейского дома. Уфа. Фото Сергея Синенко

СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ

Между Губернаторской и Александровской

Продолжу свою сагу. Изучив Случевскую гору, Труниловскую слободу и насыщенный историей отрезок бывшей Воскресенской улицы, мы готовы к дальнейшим исследованиям, однако на перекрестке с улицей Советской задержимся: камерная по своей природе улица Тукаева переходит в пространство огромной административной площади с монументальным Домом Правительства и большим, расположенным на нескольких уровнях, садом Александра Матросова.

В этих пространствах, отшлифованных и ухоженных, с трудом узнается старинная Архиерейская слобода и Ушаковский парк. Еще сложнее здесь разглядеть спроектированную почти двести лет назад архитектором В. И. Гесте центральную городскую площадь, Соборную.

Попробуем разобраться. Делать это будем, двигаясь по часовой стрелке. Начнем с Архиерейки (в просторечии – Архирейки), или Архиерейской слободы. Так длительное время назывался район на южном склоне холмов от Труниловского оврага и западнее до Семинарской слободы. Название это возникло естественным образом по самому значительному зданию – Архиерейскому дому, стоявшему над бельским склоном, укоренилось и, несмотря на все очевидные изменения, сохраняется по сей день.

Первоначально дом архиерея был деревянным, в 1827 г. его сломали и через год на его месте был выстроен большой каменный двухэтажный дом-резиденция архиерея, где была устроена домовая Крестовая церковь с двумя престолами: в основном храме – во имя Святого Животворящего Духа и в приделе – в честь Всех Святых.

В этом месте ранее, при строительных работах, были найдены остатки кургана, в котором находились византийские золотые монеты V в. и золотые изделия массой более трех килограмм – такие захоронения археологическая наука классифицирует как царские. Так что, само по себе, место выделялось.

В 1877 г. Архиерейский дом был перестроен (средства выделил известный уфимский благотворитель И. Ф. Базилевский). В 1897 г. были проведены работы по ремонту здания, значительно улучшившие его внешний и внутренний видна склоне горы позади Архиерейского дома росла дубовая рощица, и это место уфимцы называли «Дубками» или «Дубнячками».

Здесь, в центре Архиерейской слободы, в 1897 г. при епископе Иустине была построена Всехсвятская («Во имя всех святых») церковь. По преданию, епископ, гуляя в дубовой роще на скате от архиерейского дома к реке Белой, увидел на склоне пустое пологое место, окруженное со всех сторон домишками слободской бедноты.

Все городские церкви находились далеко от прибрежной части Архиерейки, и ее жителям, среди которых были старики и больные, чтобы помолиться, приходилось в дождь и в снег взбираться вверх по крутому склону. Именно на склоне Иустин решил поставить новую церковь во имя всех святых, чтобы все жители города имели здесь своих ангелов-хранителей и могли приходить в это уединенное место для молитвы и самоуглубления. Сюда, после строительства и освящения храма, из архиерейского дома был принесен иконостас «Во имя всех святых, в земле российской воссиявших».

0-2202

Всехсвятская церковь в центре Архиерейской слободы на крутом склоне уфимских холмов от архиерейского дома к реке Белой по улице Всехсвятской, 1 (ныне Местные Дубнячки). Однопрестольный, деревянный на каменном фундаменте храм с колокольней на восемь колоколов освящен в 1898 г. Уфа. Фото 1910 г.

Приход церкви был специфическим, состоял, преимущественно, из слободских рабочих и грузчиков с речной пристани (этим Архиерейская слобода не слишком отличалась от соседней Труниловской). Да и быт городской окраины значительно отличался от быта центра, походил больше на деревенский. На улицах окраины бродили не только собаки, но куры, гуси, козы. Улицы зарастали травой, кроме главной проезжей колеи.

Дома в Архиерейке были деревянные, с небольшими усадебками: участками земли под грядки, дровяники, «сарайки». Во всех дворах у заборов выкладывали поленницы дров, запасаемых на зиму. Для этого нередко нанимали специальных пильщиков. Важной частью жизни были погреба, без них летом никак нельзя обойтись, в них хранили молоко, сметану, масло, овощи, другие продукты, нуждающиеся в холоде. Весной, перед тем как начинал таять снег, погреба плотно набивали льдом и снегом, утрамбовывали. Им предстояло служить до самых осенних холодов.

Несмотря на свое название и статус, слобода отнюдь не славилась особым благонравием. Наоборот, считалось, даже в недавнее время, что «архиерейских» лучше не трогать, что они опытные драчуны. Развлечения слободской молодежи того времени – «качели-гиганы», бабки, лапта, клек, жгуты, «третий лишний», прятки, «кондалы-скованы» («раскуйтесь! – кем?»). Коньками и лыжами тогда увлекались мало. От скуки и из озорства, по воспоминаниям жителей архиерейской слободы, иногда поили петухов водкой, а потом собирались слушать пение пьяной птицы.

2526363

Архиерейский дом стоял чуть севернее по склону, чем нынешний Дом Правительства. Он хорошо просматривался со стороны Оренбургского тракта, в свою очередь, с южной террасы дома открывался великолепный вид на забельские дали и Усольскую гору. Белокаменные стены наружной стороны были украшены рустами, впечатляюще выглядел и каменный забор из плитняка по периметру усадьбы. К главному входу со стороны Воскресенской улицы вела тополиная аллея, недалеко от нее находились два фонтана

x_c4cbaa26

Жители слободы подрабатывали на заготовке льда для торговых и промышленных нужд. В феврале—марте, пока еще лед не замолочился, не потерял зимней крепости, на реке устраивали «ледокольни». На месте, удобном для подъезда саней, устраивали длинную полынью. Встав недалеко от края, несколько человек одновременно начинали потюкивать по льду ломами. Слышался треск и плеск, льдина начинала медленно «дышать», колыхаться, наконец, змейкой пробегала трещина.

Отделившийся кусок льда прихватывали баграми и, покрякивая, вытягивали на снег для «боя». Ломами дробили его в «сахар», наваливали в подъезжавшие порожняком сани столько, что лошади порой не сразу могли тронуться с места.

Кроме больших «ледоколен», на реке рядом с берегом было много мелких прорубей для забора воды, «портомоен» – мест для стирки белья. Во время крестного хода на Белую во льду делали «ердань» (Иордань), где воду святили. (Так продолжалось до 1933 г., когда на крестные ходы был наложен запрет.)

Всехсвятская церковь была закрыта в 1933 г., в здании некоторое время находилась библиотека, затем его снесли, а в послевоенное время ее фундамент оказался на частном подворье. Творческой мастерской архитектора Р. И. Кирайдта разработан проект реставрации, но он не реализован.

В послевоенное время в Архиерейском доме размещалась детская поликлиника. «Там, где сейчас находится Дом Правительства, раньше был дом архиерея, – вспоминал известный уфимский ученый Раиль Кузеев. – Позже в нем располагалась детская больница. Само здание было построено в стиле ампир.

Забор – из плитняка, по углам его – в часовнях – горели свечи. К главному входу вела широкая тополиная аллея, сбоку от нее били два фонтана». Архиерейский дом, так же как и располагавшиеся рядом здания Духовной консистории и свечного завода были снесены в 1973–1974 гг., когда на холме началось строительство грандиозного нового здания обкома КПСС – расчистка территории, копка котлована, закладка фундамента.

Стоя на возвышенности у Дома Правительства, внимательно осмотрим пространство, ограниченное улицами Тукаева,  Фрунзе (новое, еще не утвердившееся название – Заки Валиди), Советской и К. Маркса. Цель нашей прогулки не только ознакомительная. Одна из задач – осознание-переживание исторического ядра города, каким он был в XIX в., ведь только на основе такого рода переживаний и формируется образ Уфы как исторического города. Попытаемся осмыслить лежащее перед нами пространство в соответствии с замыслом архитектора В. И. Гесте, как Соборную площадь. Очень непросто это сделать. Но по первоначальному замыслу было именно так.

В каждом губернском городе раньше была своя соборная площадь, где находился главный епархиальный храм. Такой площадью долгое время являлась Троицкая, пространство рядом с собором на Троицком холме. Оно служило и административной площадью и торговым местом.

Новая соборная площадь формировалась в течение десятилетий как архитектурный комплекс вокруг Воскресенского кафедрального собора и план В. И. Гесте за прошедшее время подвергся таким значительным изменениям, что площадь окончательно так и не сформировалась. Тем не менее, «память места» остается и в планировке, и в застройке местности зданиями в стиле классицизма, и в их расположении относительно главной оси.

По поводу зданий в стиле классицизма следует сказать особо. В уфимской архитектуре европейские архитектурные стили проявились своеобразно: в эпоху ренессанса и маньеризма город еще не существовал, барокко коснулось Уфы, пребывавшей в младенческом возрасте, лишь слегка и следы эти с трудом реконструируются, зато классицизм, появившийся в российских столицах в конце XVIII в., занял в Уфе прочные позиции, которые удерживал почти все XIX столетие.

Классицизм так долго сопровождал уфимцев, что стал казаться им само собой разумеющимся. Что главное в зданиях эпохи классицизма? Конечно, симметрия. Их фасады были неким подобием картинной плоскости. Если мысленно провести вертикальную ось по середине уличного фасада почти любого здания XIX в., то окажется, что архитектурные и декоративные элементы размещены по отношению к этой оси симметрично.

Симметрия, создающая ощущение гармонии, покоя и уравновешенности, требует, как известно, восприятия ее с одной определенной точки, что архитекторами и предусматривалось: дома классического стиля обозревались с улицы, с противоположного тротуара.

Классицизм наложил отпечаток на планировку улиц и площадей, архитектуру общественных и культовых построек. К сожалению, в Уфе такие здания, образцы классицизма, не образуют единых ансамблей – они разбросаны по всему городу. Пожалуй, единственное из мест, где ансамблевость была выражена достаточно ярко – Соборная площадь. Здесь, несмотря на многочисленные утраты, это можно ощутить и в общей планировке, и в архитектуре отдельных зданий.

На Соборной площади с первой половины XIX в. размещался административный и учебный городской центр, здесь находилось около десяти средних и пять-шесть крупных административных зданий. Комплекс зданий на Соборной площади представлял собой развитый городской ансамбль.

Выделялись здание Духовной семинарии, построенное в 1827 г. (ул. К. Маркса, 3), здание Губернской мужской гимназии, возведенное в 1830-е гг. (ул. Заки Валиди, 47) и здание Присутственных мест постройки 1839 г. (ул. Заки Валиди, 45). В них ярко проявляется такая особенность классицизма, как строго отобранный арсенал деталей: линии карнизов, цоколей, междуэтажных членений, пропорциональные соотношения.

Формирование Соборной площади завершилось строительством в 1849–1850 гг. на Губернаторской улице Губернаторского дома (ныне ул. Тукаева, 23), возведенного в стиле позднего классицизма (его осмотром закончилась предыдущая прогулка).

В юго-западной части площади, за Архиерейской слободой, начиналась небольшая Семинарская слобода с расположенным в начале Александровской улицы зданием Духовной семинарии (подробнее об этом в прогулке по улице К. Маркса), а холм в районе нынешнего стадиона «Динамо» и первых зданий улицы К. Маркса называли Семинарской горой.

С северной стороны от Соборной площади к гостиному двору вела Соборная улица (ныне ул. Театральная). Выше по улице Большой Ильинской находились, составлявшие единый комплекс, здания губернского архива и присутственных мест.

О последнем расскажем подробнее. Присутственные места – трехэтажное кирпичное здание для размещения правительственных губернских учреждений было построено в 1834–1839 гг. как часть архитектурного ансамбля площади (ул. Заки Валиди, 45). С 1860 г. по неизвестным причинам здание стояло без крыши и в 1866 г. было приобретено казной у чиновника Домбровского. Архитектор неизвестен, но очевидно, что при планировании были использованы чертежи образцовых проектов.

4737373

Здание Присутственных мест для размещения правительственных губернских учреждений было построено на улице Большой Ильинской в 1834–1839 гг. Уфа. Фото Сергея Синенко

Это здание сооружено по всем канонам классического градостроения начала XIX в. Фасад сложно декорирован, внутри помещение украшено узорчатой чугунной лестницей со столбцами, одной из самых больших и красивых в городе.

В двух расположенных по бокам флигелях, соединявшихся со зданием сплошь высокой каменной оградой, размещались губернский архив и губернская типография. В 1998 г. в здании произошел пожар, во время которого пострадало его правое крыло, после чего произошла реконструкция здания, достроен четвертый этаж.

Архитектура фасадов Присутственных мест находилась в стилистическом единстве со зданием Губернской мужской гимназии в соседнем квартале. Это первое светское среднее учебное заведение г. Уфы было открыто в 1828 г. Учреждение разместилось в большом трехэтажном корпусе, состоящем из 52 комнат, построенном по линии Ильинской улицы, в первый учебный год было принято 18 учеников. Гимназия выходила на Соборную площадь центральным фасадом.

После пожара в 1998 г. в бывшем здании Присутственных мест произведена реконструкция, достроен четвертый этаж. Уфа. Фото Сергея Синенко

В 1831 г. в стенах здания появились трещины, которые стремительно расширялись, и через два года дом был признан опасным для занятий и разобран.

На прежнем месте недалеко от поверхности была обнаружена вода, которая и была признана причиной разрушения. Поэтому новое здание гимназии (ныне корпус Башкирского государственного медицинского университета, ул. Заки Валиди, 47) возвели в глубине двора, занятия начались здесь с начала 1844/45 учебного года. Окончательно его достроили в 1847 г.

Гимназия размещалась в зданиях, состоящих из главного двухэтажного корпуса и двух боковых двухэтажных флигелей, постройки 1852 г., в которых находились квартиры воспитателей и директора, а также канцелярия.

В «Памятной книжке Уфимской губернии на 1878 год», составленной В. А. Новиковым и Н. А. Гурвичем, сообщалось: «Гимназия мужская классическая с пансионом помещается на Соборной площади в собственном доме, в котором устроена домовая церковь, по сторонам здания, занятого собственно гимназией, построены два каменных двухэтажных флигеля, служащих для квартир директора, инспектора и канцелярии гимназии. При гимназии имеются фундаментальная и ученическая библиотека, а также физический и естественный кабинеты. Число учащихся в гимназии в 1876 г. было 227».

5435252

Губернская мужская гимназия. Главный корпус гимназии располагался по улице Большой Ильинской и значительно отступал от красной линии. С внешней стороны он был обработан рустами, плоские белые лопатки поднимались на высоту двух этажей. Оконные проемы первого этажа прямоугольные, с рустом, окна второго этажа отделаны изящными наличниками. Габариты основного здания в плане составляли 58 х 51 м. Вместе с двумя боковыми флигелями оно создавало ансамбль

Курс обучения в гимназии сначала был четырехгодичным, с 1835 г. – семилетним. В гимназии преподавали русскую словесность, историю, географию, математику, физику, законоведение, статистику, латинский, немецкий, французский, греческий языки, а с 1853 г. – татарский язык. Учились в ней только мальчики.

Гимназия имела фундаментальную библиотеку в 20 тысяч томов, показательный ботанический сад, разбитый во дворе, коллекцию минералов, собственную метеорологическую станцию, в которой гимназисты вели регулярные наблюдения за погодой, а о результатах сообщали в местные газеты. Кроме основных дисциплин, много внимания уделялось подвижным играм, спортивным состязаниям, гимнастике, экскурсиям по живописным окрестностям и историческим местам Уфы.

Гимназисты устраивали выставки картин, издавали свой журнал «Мозаика», каждый номер которого состоял из 30–40, а иногда и 80 страниц. Печатался он в типографии, издавался на правах рукописи, сотрудничали в нем гимназисты и учителя. Яркой стороной жизни были гимназические оркестры духовой музыки и отдельный струнный оркестр, состоящий из нескольких гитар, мандолин, балалаек.

Многие гимназисты обладали сильными звучными голосами, из их числа был создан хор, который славился на всю Уфу, петь в нем почитали за честь. Музыкантами и хористами гордились и дорожили, приглашали их на городские празднества, они выступали со своей программой в городском театре, на балах в рождественские каникулы. После установления советской власти гимназия как тип учебного заведения была упразднена.

После 1917 г. в здании Губернской мужской гимназии размещались фельдшерская школа, воинские части. В 1920 г. здесь открылась Уфимская советская школа второй ступени № 2. Преемницей ее стала средняя школа № 11 имени Галановой. В 1933 г. здание передали медицинскому институту под учебные аудитории.

До 1936 г. главный корпус был двухэтажным и представлял собой удлиненный прямоугольник с выступами во дворе. Затем здание было надстроено на один этаж. На здании бывшей гимназии укреплены мемориальные доски в честь двух ее выпускников – А. Н. Заварицкого и А. В. Бенедиктова. Правопреемницей Губернской мужской гимназии считает себя сегодня Аксаковская гимназия в Старой Уфе.

В центре Соборной площади находился Воскресенский кафедральный собор, главный православный храм Уфы с 1841 г. Его строительство заняло долгие годы. Напомним, главным храмом Уфы до его постройки оставался Смоленский на Троицкой горе.

Для собора он уже был тесен. Еще преосвященный Августин (Сахаров), епископ Оренбургский и Уфимский, в 1806–1819 гг. ходатайствовал перед Святейшим Синодом о постройке нового храма. Это ему было разрешено на пожертвованные суммы, но дальше разрешения дело не пошло.

Преемник Августина епископ Феофил (Татарский), занимавший Уфимскую кафедру в 1819–1823 гг., вновь поставил этот вопрос перед Синодом, предложив новый план собора, который, однако, не был одобрен. В 1824 г. измененный проект был представлен епископом Амвросием II и тогда необходимую сумму Синод постановил выделить.

Наконец, с весны 1832 г. средства стали поступать в епархию частями по пятьдесят тысяч рублей в год. Строительство собора стало, пожалуй, главным делом преосвященного Михаила (Доброва), епископа Оренбургского и Уфимского в 1831–1835 гг.

6637755

Воскресенский кафедральный собор долгие годы являлся самым большим и высоким зданием Уфы, его купола можно было видеть за десятки километров от города

1-0625 W-Wokr-Kafedr22В сентябре 1834 г. собор был заложен на возвышенном месте близ архиерейского дома, окруженном со всех сторон березовой рощей. Храм, заложенный преосвященным Михаилом, достраивался епископом Иоанникием (Образцовым). 24 августа 1841 г. он был освящен.

Собор был построен с элементами романо-византийского стиля, в основании имел форму продолговатого креста, имел 57 окон, 20 дверей. Его увенчивал большой светлый купол.

Главный и боковые входы украшали 24 колонны дорического стиля с тумбами и капителями из литого чугуна. Трехъярусная восьмигранная колокольня оканчивалась высоким шпилем. Двенадцать колоколов висели на верхнем ярусе звонницы, в среднем ярусе находился самый большой из уфимских колоколов, весивший 521 пуд.

Площадь храма составляла около 2400 м2, во время службы в нем могли находиться до трех тысяч человек. Главный престол собора был посвящен Воскресению Христову.

Достопримечательностью храма стала почитаемая чудотворной древняя икона Казанской Божьей Матери, явившаяся первоначально в селе Богородском. В ограде собора были похоронены священники и именитые горожане. Воскресенский кафедральный собор являлся осью и центром архитектурного ансамбля Соборной площади.

1.19

В 1931 г. Воскресенский кафедральный собор был закрыт. В 1932 г. уфимские власти приняли решение разрушить собор, в котором в течение десяти лет покоились останки епископа Симона (Шлеева), убитого в 1921 г., предположительно, сотрудниками ЧК, очень почитаемого православным населением города.

Вот отрывки из воспоминаний, которые приводит церковный историк Максим Степаненко: «Как-то ночью к людям, очень уважавшим владыку Симона, пришли из ГПУ два человека и сказали: «Собор будет взрываться. Уже есть постановление. Епископа Симона нужно перенести на Сергиевское кладбище. Для этого в следующую ночь подберите надежных мужчин, в такой-то час ночью возьмите лопаты, придите с разных сторон, могилу выкопайте. Заранее договоритесь, к кому перенести ночью гроб с телом, а потом перезахороните. Не беспокойтесь, мы будем наблюдать».

Изъятие останков епископа Симона из Воскресенского собора было осуществлено в обстановке тайны в ночь с 25 на 26 июля 1932 г., по особому разрешению, полученному Уфимским епархиальным Советом от Комиссии при Президиуме БашЦИК по вопросам культов. Мощи владыки Симона были захоронены на Сергиевском кладбище (впоследствии мощи святителя Симона на месте захоронения найдены не были).

Почти сто лет здание украшало центральную площадь города, пока в начале 1930-х гг. оно не было обезглавлено, а затем разрушено. Позднее по кирпичику разобрали заключенные уфимской тюрьмы (труд арестантов использовался при разборке почти всех уфимских храмов). Около тридцати лет на этом месте находился пустырь.

Соборная площадь, в центре которой высился Воскресенский кафедральный собор, Верхнеторговая площадь, композиционным центром которой являлся гостиный двор, находились на одной оси, ставшей для Уфы так называемой «градообразующей».

Вдоль нее впоследствии планировали другие постройки центральной части города. Постепенно складывалось архитектурное единство Соборной площади. Но оно было нарушено созданием здесь парка, названного в честь губернатора С. П. Ушакова.

42525

Вход в Ушаковский парк. Он был заложен по приказу губернатора С. П. Ушакова в 1867–1872 гг., стал первым большим общественным парком для отдыха горожан (до этого существовал лишь частный Блохинский сад – ныне сад имени С. Т. Аксакова). После революции Ушаковский парк был переименован в сад Свободы

1.49(3)434

В послереволюционное время в парке производились многочисленные захоронения, из которых мемориалами удостоены герои Гражданской войны народный комиссар внутренних дел Шагит Худайбердин (1896–1924) и красный командир Александр Чеверев (1889–1921), а также народный поэт Башкирии Мажит Гафури (1880–1934).

В предвоенное время парк назывался Центральным парком культуры и отдыха. С 1943 г. он именовался Парком культуры и отдыха имени Александра Матросова. Тогда же были снесены старинные чугунные ворота, на которых под табличкой со сменяющимися официальными названиями парка скрывалась надпись «Ушаковскiй паркъ». На том же месте были возведены новые арочные ворота со скульптурными портретами Ленина и Сталина.

В 1949 г. Совет Министров БАССР принял постановление о сооружении скульптурного памятника Герою Советского Союза Александру Матросову в Уфе. Выполнил заказ ленинградский скульптор Л. Ю. Эйдлин. Скульптура высотой 2,5 м была отлита из бронзы на ленинградском заводе «Монументскульптура». 9 мая 1951 г. памятник был установлен в парке недалеко от главного входа.

Памятник Александру Матросову. В связи с реконструкцией парка памятник в 1981 г. был перенесен на территорию бывшей трудовой колонии имени А. Матросова, а парку перед новым зданием обкома КПСС было присвоено имя В.И. Ленина. В 1989 г. памятник по требованию общественности возвращен в парк, установлен на боковой аллее. Не так давно вернули и старое название, ныне это сад имени Александра Матросова. Уфа. Фото Сергея Синенко

После постройки Дома Правительства парк изменил свой облик, приобрел вид официального, «придворцового» – были разрушены фонтаны, узорные ворота каслинского литья на южной стороне парка, неповторимый парадный вход, кинотеатр «Идель» (бывший «Мир» и «Юлдуз»), летнее кафе, не стало тенистых аллей и аттракционов, а чугунную ограду заменили гранитным парапетом.

1-062922

На открытой террасе парка больше ста лет, вплоть до 1970-х гг., действовали бильярдная, летний ресторанчик, качели, комната смеха. Бильярдная в парке имени Александра Матросова. Фото 1950-х гг.

В предвоенное время на Семинарской горе был сооружен стадион «Динамо», затем новое здание госархива, корпуса завода имени С. М. Кирова, хрущевские пятиэтажки, другие здания и сооружения, которые уже совершенно исключили восприятие пространства бывшей Соборной площади, как единой площади.

С конца 1950-х гг. на фундаменте Воскресенского кафедрального собора возводится Башкирский государственный академический театр драмы имени М. Гафури (ул. З. Валиди, 34). Основанный в 1919 г. в Стерлитамаке (руководил труппой Вали Муртазин-Иманский), в 1922 г. театр переехал в Уфу, объединился с татаро-башкирской труппой Уфимского показательного театра и работал на сцене Аксаковского народного дома.

В 1926 г. открывается театральное отделение Техникума искусств, с этого времени башкирский театр получает кадры со специальной подготовкой. В 1920–1930-е гг. театр осваивает классическую и молодую национальную драматургию. Носит имя народного поэта Башкирии М. Гафури (1923). С 1935 г. – академический театр. С 1965 г. театр начал работать в специально построенном для него здании.

244545

Башкирский государственный академический театр драмы имени М. Гафури. В 1978 г. перед зданием театра был открыт памятник М. Гафури работы скульптора Л.Е. Кербеля и архитектора Л.В. Хихлухи. Пятиметровая скульптура была отлита из бронзы на ленинградском заводе «Монументскульптура». Скульптурная фигура находится на расстоянии от здания театра и в то же время образует с ним единый ансамбль. Уфа. Фото Сергея Синенко

В конце XX – начале XXI в. проведена реконструкция здания театра. Ее вели уфимские строители по проекту архитекторов из Санкт-Петербурга. Зрительный зал на 550 мест спроектирован максимально комфортным для зрителей, оснащен современным лингафонным оборудованием. По бокам фойе установлены четыре лифта, поднимающие зрителей на второй этаж.

Театральная сцена стала полностью управляемой, как принято в крупных зарубежных театрах. Для этого на санкт-петербургском заводе была изготовлена автоматизированная металлическая конструкция весом в двести тонн, позволяющая сменить за время спектакля до четырех сцен, полностью их трансформировать, поднять или опустить оркестровую яму и подиум для выхода.

1-0601

Кроме сцены, современной электроникой управляются освещение и акустика. Общие объемы здания значительно увеличились за счет строительства малого зала на 400 мест, больших помещений для актерского коллектива и театрального реквизита, хозяйственного блока. В 2007 г. было закончено строительство большого пристроя с южной стороны здания, в котором разместился Народный ансамбль танца имени Ф.А. Гаскарова

По кн.: «Неторопливые прогулки» по Уфе. Уфа, 2010. (Прогулка 6).

Сергей СиненкоБлог писателя Сергея СиненкоНеторопливые прогулки по Уфеистория,краеведение,слобода,улица,церковьДом Правительства в Архиерейской слободе стоит на месте снесенного Архиерейского дома. Уфа. Фото Сергея Синенко СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ Между Губернаторской и Александровской Продолжу свою сагу. Изучив Случевскую гору, Труниловскую слободу и насыщенный историей отрезок бывшей Воскресенской улицы, мы готовы к дальнейшим исследованиям, однако на перекрестке с улицей Советской задержимся: камерная по своей природе...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл