SH10756922

Старая Уфа, вид с Оренбургского моста. Уфа. Фото Сергея Синенко

Усольская гора

По улицам «засутолоцкой» Старой Уфы

Сергей Синенко

Прежде чем начать эту прогулку, разберемся в названиях, потому что многие из уфимцев, живущих где-нибудь на проспекте Октября, называют Старой Уфой всю центральную южную часть города. Старой Уфой иногда зовут историческую часть города у Оренбургской переправы, которую мы уже изучили, – Троицкий холм, где находился Уфимский кремль, дома и улицы вокруг (см. прогулку 1). Однако с середины XIX в. возникла традиция, по которой Старой Уфой именуют старую часть города по левому берегу р. Сутолоки на Сергиевской и Усольской горах.

«В старой Уфе… улицы по большой части чрезвычайно узкие, особенно переулки, между которыми часто встречаются – не шире двух сажен; дома в ней тоже маленькие, деревянные или вернее – простые крестьянские избы; каменных частных домов, кажется, нет ни одного, – писал М. Сомов в 1864 г. – Здесь сохранились еще названия самых старинных улиц города, между которыми всех длиннее Усольская, идущая от моста на Сутолке вверх по горе до конца города. Одной стороной на эту улицу выходит нынешний Уфимский женский монастырь во имя Благовещения, на месте которого находился первый мужской Успенский монастырь».

«Часть города к востоку, отделяемая речкой Сутолокой, носит название «Старой Уфы» – это место первоначального заселения», – писал в 1893 г. Н. Пашкин в очерке «Губернский город Уфа».

1-0202

Старая Уфа. Фото 1900-х гг.

Если сегодня на вопрос «Вы откуда?» вам ответят «Со Старой Уфы», то будут иметь в виду, скорее всего, именно Усольскую или «засутолочную» часть старого города.

Осмотрим ее в следующем порядке: улица Сочинская с начала и до конца – улица Кавказская – Сергиевское кладбище – Аксаковская гимназия – Сергиевская церковь.

Прогулку эту начнем там, где закончили первую – на Троицком холме. От подножья монумента Дружбы вниз ведет гранитная лестница в сто ступеней. По ней спускаемся и направляемся к началу улицы Сочинской, поднимающейся круто вверх на Усольскую гору. По дороге подумаем над ее названием.

Усольской горой (горами) с XVI в. уфимцы звали несколько идущих одной грядой холмов от р. Сутолоки в сторону р. Уфы. По В. И. Далю «усолье» – солеварня, соляной завод, и в самых разных источниках можно найти объяснение названия «Усольская» тем, что в восточной ее части находились солеварни, о которых даже говорили, как о «первых городских предприятиях».

Против версии с солеварнями можно выдвинуть, по крайней мере, два аргумента. Во-первых, кроме самого названия, нет никаких подтверждающих это конкретных исторических данных. Во-вторых, солеварни ставили не на горах, а на реках. Есть версия, по которой название места, издавна монастырского, как-то связано с Вознесенским монастырем на реке Усолке (Табынский край), но эта трактовка названия очень расплывчата, так что убедительного и однозначного объяснения до сих пор нет.

Для осознания характера города мало личных впечатлений. Как бы они ни были правдивы, нужно опираться на опыт людей, живших до нас, знавших город в прошлом. Такое знание о городе дают воспоминания великого русского художника Михаила Нестерова, к которым мы будем не раз обращаться.

«Наша компания… собралась на Шихан, – вспоминал Нестеров о прогулке по уфимским окрестностям. – Вечер был прекрасный. Мы, все участники, запаслись съедобным и отправились веселой толпой. Шихан-гора на берегу Белой близ мужского монастыря место само по себе ничем не примечательное, особенно вечером, когда темно. Но за Шиханом была особая слава, туда ходило издавна много народа погулять. Вот и мы потянулись туда же. Скоро разбились по парочкам, по группам. Кузнечики стрекотали, где-то за Белой горели костры у рыбаков, где-то внизу плыли на лодке, пели. А у нас на Шихане было тихо… Кто-то затянул хоровую, все подхватили, и долго в ночной тишине плыли мелодичные звуки старой, всем известной песни про Волгу, про широкое раздолье».

И сегодня можно столкнуться с тем, что Шиханом называют гору жители Старой Уфы, чьи дома стоят на улице Некрасова, то есть на вершине первого холма, ближайшего к Сутолочному оврагу. Заметим, склон горы в этом месте имел и свое самостоятельное название – Стрижовые норы, которое известно, по крайней мере, с 1860-х гг. («На самой крути горы лепится несколько домишек, мимо которых идут только тропинки. Место это имеет характеристичное название – стрижовых нор», – писал по этому поводу М. Сомов в 1864 г.).

Гора дала название начинавшейся от Сутолоцкого моста старинной Большой Усольской улице, а также Малой, Средней и Верхней Усольским улицам и семи Усольским переулкам, которые в советское время были переименованы.

Малая Усольская названа улицей Усольской, Средняя Усольская – Софьи Перовской, Верхняя Усольская – улицей Нечаева, Первый Усольский переулок – улицей Читинской, Второй Усольский переулок – улицей Аргаяшской, Третий Усольский переулок – улицей Зилаирской, Четвертый Усольский переулок – улицей Тамьян-Катайской, Пятый Усольский переулок был переименован сначала в улицу Розы Люксембург, а позже в Ашхабадскую, Шестой Усольский переулок назван улицей Авиаторской, Седьмой Усольский переулок был переименован в улицу Льва Толстого, а позже назван Павловской улицей. (У-уф… тот, кто сумел зрительно представить прочитанное – энтузиаст краеведения).

1-0201Большая Усольская улица в нижней ее части у Сутолоцкого моста. Нижнеторговой площади почти не видно, она застроена купеческими лавками, лабазами, складами, обслуживающими пристань на Оренбургской переправе

После революции Золотухинская слобода под Усольской горой была переименована в Пугачевскую слободу, гору стали иногда звать Пугачевской. Это переименование было частью общей кампании смены исторических наименований, на «идеологические», «революционные». Жители Старой Уфы называют гору иногда Усольской, иногда Пугачевской, иногда Шихан – до сих пор можно встретить различные варианты названий.

Итак, мы остановились в самом начале улицы Сочинской. Возникла она первоначально как дорога от Сутолочного моста на восток – дома первопоселенцев, стоявшие вдоль этой дороги, и образовали улицу.

В XVIII в. она называлась Успенской. Это объясняется тем, что самыми восточными воротами Уфимского кремля являлись Успенские, названные так по находившемуся неподалеку на горе Успенскому мужскому монастырю (впоследствии на этом месте был образован Благовещенский женский монастырь). В первой половине XVIII в. городские улицы еще не имели собственных названий, для их обозначения, как свидетельствуют документы, пользовались длинными описаниями и ориентирами, и в данном случае им был монастырь.


1-0207

Первый квартал улицы Сочинской (Усольской). Фото Сергея Синенко

Во время Крестьянской войны 1773–1775 гг. улица Усольская стала одним из главных направлений, по которому двигались пугачевские отряды. Здесь посадские люди отражали яростные атаки штурмующих, которыми командовали Иван Губанов и Иван Зарубин-Чика. События развивались так.
22 декабря 1773 г. повстанцы провели атаку. Это было что-то вроде разведки боем, в ней приняли участие небольшие силы. Утром следующего дня на город пошла вся лавина восставших. Увидев движение войск, уфимцы открыли огонь. Им ответили из-за Белой пушки повстанцев, началась перестрелка. Два орудия были перевезены через реку и поставлены против слабо защищенной Усольской улицы (ныне Сочинской). Под прикрытием их огня повстанцы пошли на приступ.

Приведем отрывок из «Уфимской летописи», посвященный этим событиям: «Пушечная пальба с обеих сторон продолжалась беспрестанно. Но как через сильное отражение от города не мог злодей получить желаемого успеха, а между тем приметя, что при конце Усольской улицы при нашем пикете малолюдство, то перевезя из-за реки две пушки на гору и изобрев удобное место нападения в логу, начал действовать пушечною стрельбою… а от него причинялся страх и вред». Бой на Усольской улице длился около восьми часов. Нападавшие отступили, потеряв восемьдесят человек и оба орудия.

В начале XIX в. улица обозначалась как Усольская, с середины XIX в. – как Большая Усольская. С конца 1920-х гг. улица получила имя Максима Горького (соседняя немагистральная Малая Усольская стала просто Усольской). Затем улицу, без особых оснований, переименовали в Сочинскую в честь знаменитого южного курорта.

1-0207 d. 5

Улица Сочинская (Усольская). Фото Сергея Синенко

Четную сторону улицы, склон в сторону реки, занимают заросли кустарника и невысоких деревьев. Здесь встречаются старые фундаменты, но зданий нет ни одного. Нечетную сторону квартала открывает двухэтажный дощатый дом-коробка с каменным низом и каменным гаражным пристроем, возведенный в 1940-х гг., который в недавнее время занимало ремонтно-строительное управление (ул. Сочинская, 3). За ним стоит одноэтажный дощатый дом мещанки А. Коровиной постройки второй половины XIX в. Привлекают внимание наличники окон с накладными резными деталями (д. 5а).

Следующий дом с мезонином и террасой, с каменным низом и цокольным этажом с маленькими окошками принадлежал женскому монастырю (д. 5). Возведен во второй половине XIX в., выделяется декором – пилястрами, четырехгранными полуколоннами, выступающими из стены, и оконными наличниками с накладными резными деталями. Высокое крыльцо, большой открытый балкон обращены в сторону спуска к Сутолоцкому оврагу.

Соседний дом постройки конца XIX в. на каменном фундаменте с мезонином, в котором есть изолированный вход, также принадлежал женскому монастырю (д. 7). Окна украшены наличниками с накладными деталями.

1-0222 10.1

Старый монастырский жилой корпус на улице Сочинской (Усольской). Фото Сергея Синенко

К женскому монастырю относились и соседние дома – по-казарменному строгий, без декора, деревянный дощатый дом на каменном фундаменте постройки конца XIX – начала XX в. (д. 11); деревянный дом постройки 1880-х гг., перестроенный в советское время под магазин – были прорезаны окна. Большинство из жилых домов по нечетной стороне первого квартала ул. Сочинской были возведены во второй половине XIX – начале XX в. и принадлежали Благовещенскому женскому монастырю.

1-0204

Улица Сочинская, вид со стороны Случевской горы. Уфа. Фото Сергея Синенко

Широкое распространение получили большие окна, изменено устройство помещений (д. 13/1). По типу доходного дома с высокими окнами во второй половине XIX в. выстроен большой двухэтажный деревянный с каменным цоколем дом (д. 13).

Перейдем на нечетную улицу. Заросли деревьев заканчиваются около куска старой кирпичной стены. Здесь раньше начинались монастырские владения. Некоторые из оставшихся строений в настоящее время возвращены Уфимской епархии Русской Православной Церкви. В течение веков на Усольской горе существовали сначала мужской, а затем женский монастыри.

Успенский мужской монастырь, преемник первого уфимского Сергиева монастыря, был основан здесь иноками Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря в 1587–1588 гг. (по другим данным, в 1598). Монастырь походил на небольшую крепость со рвом, валами и бревенчатым частоколом, способным на время остановить натиск, но в одну из осад Уфы, первым приняв нападение многочисленных ордынцев, монастырь был разорен, а первый его игумен Авраамий, по преданию, пал, пронзенный стрелой, прямо в церкви.

В середине XVII в. при настоятеле Иакове пригородные участки закрепленных за Успенским монастырем пустошей понадобились городу для расширения посада и были изъяты из монастырского владения. Взамен монастырю был передан новый и более обширный участок земли вниз по Белой реке «в Березовом Яру и на Дуванейской степи». Впоследствии здесь возникло второе монастырское село Монастырские Дуванеи, которое позже слилось с государственным селом Калинники, став частью села под названием Монастырщина.

За Успенским монастырем числилось более ста крестьянских дворов. Богатые сенокосы позволяли держать большие стада. Монастырь владел значительным числом озер, на окрестных речках устроены были плотины и мельницы. Монастырские леса богаты были грибами, ягодами и орехом. На высоких деревьях монахи устраивали борти.

1-0205 Usol-gora2

Овраг на Усольской горе. Уфа. Архивное фото

Вплоть до реформы 1764 г., когда монастыри были переведены на государственный кошт, монахи, черное духовенство края жило за счет собственного монастырского хозяйства. Иноки скудно ели, мало спали, весь день проводили в работах и в молитве, все необходимое для жизни делали своими руками – рубили лес, косили траву, пахали и засевали землю, ловили рыбу.

Принято было, чтобы каждый из определившихся в монастырь делал небольшой, по своим возможностям, взнос, который потом уже не возвращался. Отдельной, только для себя пищи никто в монастыре не имел права держать. Без разрешения игумена не разрешалось выходить за монастырские стены, виновный строго наказывался, для чего в подвале были устроены особые темные кельи, где виновных держали на хлебе и воде.

Царем Михаилом Федоровичем монастырю были пожалованы около трехсот крестьян, которые поселились на монастырских землях, где в 1650-х гг. образовались села Монастырские Дуванеи и Чесноковка (Вознесенское). Об успенских монахах, послушниках и настоятелях известно не так уж и много, – утеря в годы Гражданской войны почти всего монастырского архива не позволяет воссоздать развернутую картину жизни этого монастыря в веках. В 1764 г. монастырь за малочисленностью братии был закрыт. Восстановлен он был лишь с открытием Оренбургской и Уфимской епархий в другой части Усольских холмов неподалеку от Каменной переправы (более подробно об этом в прогулке по восточным окрестностям Уфы).

В XIX в. это место на улице Усольской вновь возрождается, как монастырское. Из общины послушниц в Уфе возник знаменитый Благовещенский женский монастырь. Началось с того, что в 1825 г. в селе Бетьки Мензелинского уезда в келье при местной церкви поселилось несколько девушек-послушниц во главе с будущей игуменьей Варварой Бычковой. Через два года община была официально разрешена уфимским владыкой Амвросием II, а вскоре им была назначена новая начальница общины, младшая сестра прежней, Стефанида Бычкова.

1-0223 B-Blag-mon2Благовещенский монастырь, вид со стороны р. Белой

В 1833 г. – к этому времени община келейниц размещалась уже в Уфе – последовал указ Синода с предложением подробно изложить устройство и способы существования предполагаемого монастыря.

Наконец, 18 марта 1838 г. община указом Синода была преобразована в полноправный трехклассный женский общежительный монастырь. Монастырь получал от казны мельницу на peке Бирь невдалеке от города Бирска и небольшое ежегодное пособие в несколько сотен рублей. Губернской администрацией ему была отведена луговая земля за рекой Уфой.

Еще больше земли близ деревни Глумилино монастырь получил в дар от дворянина Якова Павловича Барсова.В 1852 г. была построена первая монастырская церковь во имя Святого князя Александра Невского. Ранее, в 1850 г. на средства горожан была построена деревянная летняя церковь в честь Благовещения Богородицы. Попытка устроить в ней временное отопление закончилась неудачно, деревянный купол обвалился. Реставрация затянулась на семнадцать лет, и лишь в 1867 г. церковь была освящена. Несмотря на то, что здание оставалось неотапливаемым, в монастырском комплексе церковь являлась главной. В 1897 г. была освящена небольшая монастырская церковь в честь чудотворной иконы Иверской Божьей Матери.

1-0223

На территории обители находились каменные и деревянные жилые и служебные корпуса. Двухэтажные монастырские здания были обнесены по периметру второго этажа крытыми галереями. Большая часть монахинь и послушниц проживала в главном корпусе, в начале XX в. здесь жили 600 сестер. Кроме многочисленных зданий на улице Усольской, монастырю принадлежали восемь домов на улице Александровской, где останавливались монастырские паломники и гости тогда женские общины, члены которых находились на положении послушниц и лишь их руководительницы имели монашеский постриг (а в некоторых новообразованных общинах иногда никто не имел пострига).

В 1868 г. при монастыре было открыто училище для неимущих женщин духовного звания, находившихся на полном монастырском содержании. В 1892 г. для бедных и пожилых женщин Старой Уфы и Золотухинской слободы была организована бесплатная столовая.

На территории монастыря располагались каменные и деревянные жилые и служебные корпуса. Двухэтажные здания монастыря были обнесены по периметру второго этажа крытыми галереями. Большая часть монахинь и послушниц проживала в здании главного корпуса.

Имелись здесь свой свечной завод, золотошвейная и иконописная мастерские, помещения для изготовления и ремонта карет, для плетения ковров, просвирня, погреба, амбары, баня и прачечная. К северо-западной стене монастыря примыкал яблоневый сад, отдельно размещались скотный двор, состоявший из конюшни и коровника. Монастырю принадлежали также восемь домов на Александровской (ныне К. Маркса) улице, где останавливались монастырские паломники и гости.

В начале XX в. и до ликвидации монастыря здесь жили до 600 сестер. Монастырь был окружен каменной стеной с четырьмя башнями. Отштукатуренные, выбеленные и покрытые тесом, они достигали в высоту 4,5 аршина над стенами. Главные, северные, ворота располагались со стороны улицы Усольской; восточные были под каменной аркой; южные, деревянные, выходили на р. Белую.

1-0230 B-Blag-mon

Благовещенский монастырь, вид со стороны улицы Большой Усольской. Уфа. Открытка издания Н. К. Блохина, конец XIX в.

Каменный двухэтажный жилой корпус Благовещенского женского монастыря постройки второй половины XIX в. в советское время был надстроен дощатым третьим этажом

В первые же годы советской власти Благовещенский женский монастырь был закрыт, из 240 монашенок Уфимский губисполком в 1919 г. организовал «воспитательную сельхозартель». В начале 1920-х гг. наиболее ценное имущество монастыря было конфисковано городскими властями. В 1929 г. по постановлению БашЦИКа, несмотря на просьбы и протесты верующих, Иверская и Александро-Невская церкви были закрыты. В 1930 г. пятиглавый Благовещенский храм был взорван, а развалины разобраны на кирпичи. В последние годы одно из зданий монастыря занимала городская поликлиника № 46, в другом находится городская баня, в бывших монастырских зданиях – аптечные склады.

В настоящее время здания реставрируются, часть из них вновь принадлежит Уфимской епархии. К бывшим монастырским относится здание Иверской и Александровской церквей 1850–1897 гг., в котором расположены Уфимские иконописные мастерские «Мерная икона», автосервис, магазин автоэмалей и другие арендаторы (ул. Сочинская, 8).

Далее по кварталу, во дворе, стоят монастырская пекарня и каменный двухэтажный жилой корпус постройки второй половины XIX в. с надстроенным в советское время дощатым третьим этажом (д. 10/1). Здание монастырской школы, возведенное в начале XX в. (д. 12), полностью реконструируется, на момент написания книги строительные работы продолжались.

По кн.: «Неторопливые прогулки» по Уфе. Уфа, 2010.

Сергей СиненкоБлог писателя Сергея СиненкоНеторопливые прогулки по Уфегора,женский монастырь,история,краеведение,Старая Уфа,улицаСтарая Уфа, вид с Оренбургского моста. Уфа. Фото Сергея СиненкоУсольская гора По улицам «засутолоцкой» Старой Уфы Сергей Синенко Прежде чем начать эту прогулку, разберемся в названиях, потому что многие из уфимцев, живущих где-нибудь на проспекте Октября, называют Старой Уфой всю центральную южную часть города. Старой Уфой иногда зовут историческую часть города у...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл